Сладкие опыты
план-конспект занятия по окружающему миру

НОД в Старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе 

"Сладкие опыты"

Цель:

- Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование.

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи:

Образовательные задачи: Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека.

Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
Развивающие задачи:
 Развивать познавательный интерес к экспериментированию,  умение делать вывод.
Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Развивать   внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи.
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.

Ход НОД

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Воспитатель:Ребята, к нам в группу пришел почтальон Печкин. Он просит вас о помощи. Печкину пришла посылка, он хочет знать, что за вещество находится в мешочках.

Воспитатель:Смотрите, вот эти мешочки (дети берут по одному мешочку).

Воспитатель:Как вы думаете, что там может быть? (волшебная пыль, камешки, гречка, горох, ракушки)

Воспитатель:Загадка поможет вам отгадать: 

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаечек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

Воспитатель:Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)

Воспитатель:Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей).

Звучат позывные от компьютера.

Воспитатель:Дети умный компьютер предлагает посмотреть, как получают сахар из сахарной свеклы(презентация)

- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки. Стружку опускают в котлы с водой и варят. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд). По ленте сахар поступает в упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.

Теперь вы знаете, сколько людей участвует в производстве сахара, сколько труда вложено, чтобы мы могли полакомиться сладким.

Воспитатель: Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. А теперь я предлагаю провести эксперименты и узнать свойства сахара. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты, исследования, открывать что-то новое).

Все верно и мы с вами уже были в роли ученых. Но прежде чем начать исследования давайте вспомним правила поведения влаборатории:

- без разрешения ничего не трогать;

- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;

– Я приглашаю вас в лабораторию.

– Займите места за столами.

Воспитатель:Наденьте спецодежду маленьких ученых. Все готовы?

- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Воспитатель:

Опыт№1Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Что можно сказать о сахаре, что он?

Ответы детей:
 (он сыпется легко). О каком свойстве нам это говорит ?

Ответы детей:
(сахар сыпучий как песок) Правильно: он сыпучий. Недаром так и говорят сахарный песок.

Воспитатель:Данил,выбери карточку, обозначающее это свойство сахара.

(Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)

Воспитатель:А теперь рассмотрите сахар.

Опыт№2Что еще можно о нем сказать?Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?

Ответы детей
 (состоит из мелких частиц, он белого цвета).

Воспитатель:Диана, выбери нужные символы.

Воспитатель:На что похожи крупинки сахара? Рассмотрите в лупу.

Воспитатель:Андрей, выбери нужную карточку.

Воспитатель:Как вы думайте, имеет ли сахар запах? Правильно сахар не имеет ярко выраженного запаха.

Воспитатель:Данила выбери нужный символ.

Воспитатель:Попробуйте сахар на вкус? Верно он сладкий, этот вкус вам знаком еще с раннего детства.

Воспитатель:София, выбери нужную карточку.

Опыт№3

Воспитатель:Дети, как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его положить в воду, он растворится как в чае? Давайте попробуем.

Ответы детей : не растворяется, а если размешать(растворяется).

Воспитатель: Асия,выбери нужный символ.

Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте поиграем в игру «Сладкое - не сладкое».

Проводится игра на внимание. (физминутка)

- Если вы услышите название блюда, в которое добавляют сахар, -хлопайте в ладоши. Не добавляют – топайте.

Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха, сок.

Возвращайтесь на свои рабочие места.

Опыт №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а сахар можно покрасить?Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной краской вода. В блюдце мы наливаем окрашенную воду и ставим кубики, которые очень быстро из белых становятся голубыми. Вода за несколько секунд поднимаются по кубику снизу вверх.

Воспитатель:Почему это происходит?

Ответы детей:потому что сахар быстро впитывает воду. Да и пока он не успел растаять, вся башенка стала цветной.

Опыт №5

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

Воспитатель: Что же происходит? Сахар всасывает воду, приводит её в движение, плывут зубочистки к центру.

Воспитатель:Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей). Показ презентации.

- Какой вывод можно сделать? 

Ответы детей:при нагревании сахар становится жидким.

Воспитатель:Диана, выбери нужный символ.

-Ребята, вам нравится быть исследователями? Какие свойства сахара вы запомнили?

Воспитатель:Пользу или вред приносит сахар? Как вы думаете? (показ картинок)

Минусы сахара:

1. Сахар вреден для зубов.

2. Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.

3. С избыточным потреблением сахара у детей появляется аллергия.

4. Снижает уровень зрения.

Плюсы сахара:

1. Сахар делает нас счастливыми.

2. Сахар дает нам энергию.

3. Улучшает память.

Какой же мы можем сделать вывод? (ответы детей)

Выводы: Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям и болезням. Здесь поможет золотое правило, - во всём надо знать меру. Умеренное поедание сладостей сохранит ваше здоровье и поднимет настроение.

Ребята нам пора с вами возвращаться в детский сад. (превращаются из исследователей в детей)

Рефлексия:

Воспитатель:Ребята, скажите где мы сегодня побывали? Кому вы сегодня помогали?

Вы смогли помочь Печкину?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Сладкие опыты"

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельностив старшей группе"Сладкие опыты"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

"Сладкие опыты с сахаром" Эксперементальная деятельность.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в пр...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование....

Сахар-сахарок. Сладкие опыты. Старшая группа

Образовательная область: познавательное развитие.Направление: познавательно-исследовательская деятельность.Цель:  Развивать у детей познавательную активность, любознательность.Задачи:...