Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для педагогов ДОУ в старшей группы «Бумага и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру

Кутузова Светлана Васильевна

Открытое занятие "Бумага и ее свойства "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_bumaga_i_ee_svoystva.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с «Бумага и её свойства»

Подготовила и провела :воспитатель Кутузова С.В.

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.

Задачи:

 Образовательная: Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах
Развивающая: пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Продолжать учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательная: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, емкости с водой, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов. Материалы и оборудование: письмо, ножницы, бумага, картон, клей, кисточки, салфетки,

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей! Сегодня хороший день, а чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы! Садитесь на свои места.

 Организационный момент:

 Воспитатель: ребята скажите, вы любите отгадывать загадки? 

Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

-Правильно, это бумага

Воспитатель: ребята, я сейчас расскажу вам как появилась бумага.

     Писать люди научились еще раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой. Очень давно, люди писали на бересте. Береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен. Тогда люди придумали другой способ письма - листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, напечатанные на пергаменте.

   Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

А вы знает, как изготавливают бумагу? (показать иллюстрации)

    В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах
Для производства бумаги используют деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие. Бревна привозят на завод. На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки. Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производится для газет.

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, модных журналов, оберточных материалов. Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

    Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. Скажите для чего нужна бумага? Вспомните, где применяется бумага? (выставить  картинки с изображением изделий из бумаги. Дети называют способы применения). Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть изделия из бумаги. Назовите их.

    Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. Макулатура бережет наши леса!
 Воспитатель: Как вы думаете все ли предметы можно сделать из бумаги , почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:

Бумажная книга

Бумажные обои

Бумажная обувь

Бумажный фантик

Бумажное пальто

Бумажная газета

Бумажный шкаф

Бумажный альбом

Бумажное яблоко

Бумажные деньги

Бумажная дверь.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки вниз, на пояс, вверх –

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперёд –

Нас ещё работа ждёт.

   А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого пройдем в нашу мини-лабораторию проведем ряд экспериментов. Прежде чем приступить к исследованиям, вспомните правила поведения в лаборатории-не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.(использовать карточки символы )

Опыт №1

Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ).Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист. Вывод- бумага намокает.

Опыт №2

Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. (показ).Вывод- бумага хорошо рвётся.

Опыт №3

Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Вывод-бумага хорошо мнётся.

Опыт №4

Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ).Да, мы видим на бумаге жирный след. Вывод-на бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.

Опыт №5

А теперь я возьму комок мятой бумаги и покажу вам очень опасный опыт. Я подожгу этот комок бумаги. Что произошло? (показ).Бумага очень быстро сгорела. Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя.

Опыт №6

Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки? Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья»(показ).Что услышали? Бумага шуршит, скрипит. Вывод -может издавать звуки.

     Переходим к последнему волшебному эксперименту для определения свойств бумаги. Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется! (Показ опыта).Самостоятельное проведение опыта детьми. Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка. Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).

Итог занятия :Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.   Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.

- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.

- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.

Анализ работы детей воспитателем.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме "Золотая осень. Лес" педагога Нифонтовой С.Г.

Образовательные задачи:Закрепить и уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.Закреплять, уточнять, обогащать, активизировать знания детей по теме.Расширять...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...