Конспект занятия в подготовительной группе: "Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Андрущенко Анна Владимировна

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков».

 Задачи:

Развивающие:

-сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев на Кубань

-развивать  интерес к историческому прошлому

-вызвать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков

Образовательные:

-сформировать представление о жизни и быте переселенцев

Воспитательные:

-воспитывать уважение к старшему поколению

-любовь к родному краю

Предшествующая  работа:

Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев на Кубани», показ презентаций: «Жизнь и быт казаков», «Ремесла на Кубани»,  «Одежда казаков», заучивание пословиц и поговорок про казаков, чтение художественной литературы (сказки, стихи) кубанских писателей, прослушивание кубанских песен

Вовлечение родителей в ОД:

-привлечь родителей к  оформлению Кубанского уголка, изготовлению макета «Кубанское  подворье»

-рекомендовать родителям  найти и выучить стихотворение про Кубань

Методы и приемы:

-аудиозапись «Кубанская народная песня»

-прием мотивации к изучению прошлого(показ колеса)

-вопросы

-беседа по картинам, иллюстрациям

-пояснение

Ход ОД:

Организационный момент:

 Звучит «Кубанская народная песня»

Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в прошлое и узнать ,что же было 225 лет назад?

Дети: Да

Воспитатель: Я приглашаю вас на кубанское подворье.

Дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макет «Кубанское подворье» (казак, казачка, хата, печка, плетень , крепость, домашние животные, куры, колодец). Воспитатель предлагает детям сесть.

Воспитатель: Ребята в начале занятия звучала красивая песня.

-А вы знаете ,кто исполнял эту песню?

Дети: казаки  

Воспитатель: А кто кроме казаков  кто может исполнять  эту песню?

Дети: народ

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите у меня в руках колесо! Колесо истории народа. Если я поверну его вправо - время пойдет вперед, а если влево, то назад.  Но, сегодня наше колесо поверну влево и мы с вами попадем  в далекое прошлое Кубани.

Воспитатель: Давайте вспомним. Что обозначает слово «казак»?

Дети: «Казак»-означает «вольный человек».Так называли  свободных  людей которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Самые первые казаки, это были люди беглые, селившиеся на окраинных землях, которые принадлежали Императрице  Екатерине II , позже они поступали на военную службу  государства Российского, чтобы охранять его границы

Воспитатель: А кто помогал казаку охранять  границы?

Дети: конь

Воспитатель: Правильно, с  конем казак никогда не расставался, а когда он возвращался со службы домой, казачка первым целовала коня, за то что конь доставил казака живым.

-А какие пословицы и поговорки про казачью службу вы знаете?

Дети:  Без коня казак кругом сирота. Конь, да ночь казаковы товарищи.  Казак без службы - не казак.  Казак на службе горит, а без службы тухнет. Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы думаете ,за что Екатерина II  подарила  казакам землю?

Дети: за верную службу

Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: он сказал : «Здесь граду быть»

Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город?

Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают  на макете).

Воспитатель:  (Читаю стихотворение)

«Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Варавы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселялись на этих землях прочно и не уходили. Сначала они обозначали главную улицу, а затем начинали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: хаты строили из камыша ,глины, соломы

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: крышу покрывали соломой или камышом

Воспитатель: Правильно, казаки строили из местных природных материалов, которых вокруг было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво(показ иллюстраций).Так и стали жить казаки на Кубани.

Воспитатель: А чем занимались казаки в свободное время?

Дети: они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: охранять южные границы от врагов

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели воевать, трудиться и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжки»

Физминутка: (играющие делятся на две группы, вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие, другой вожак берется за эту же палку с другой стороны, каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону, перетянувшие выигрывают)

Воспитатель: У нас ребята все ловкие, смелые как казаки, проигравших нет, победила дружба. А теперь продолжим и давайте посмотрим на картинку и скажем, как строили хаты казаки?

Дети: казаки строили хаты все вместе, помогали друг другу

Воспитатель: Казаки были очень дружные, никогда не оставляли в беде друг друга, вместе строили хаты  и устраивали праздник. Все те, кто участвовал в строительстве, вместе садились за столы, ели, пили, песни пели и танцевали

-Посмотрите на макет и скажите, чем огораживались хаты казаков?

Дети: хаты огораживались плетнем, который делали из камыша и прутьев

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: в каждом дворе находилась летняя печка и колодец, еще во дворе держали коров, свиней, кур-эти дворы назывались подворьем

Воспитатель: После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы Екатерины II, подарившей эти земли казакам. Хаты свои , казаки называли курени и со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы.  Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончилась война, казакам стало не нужно нести каждодневную службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом и на глазах рос и развивался.

Итог:

 Воспитатель: -Ребята, сегодня наше занятие было очень интересным вы мне рассказали о казаках, казачьей  службе и узнали много нового о заселении  Кубани . Наше путешествие в прошлое получилось интересным. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное , чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познавать историю своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков».

 Задачи:

Развивающие:

-сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев на Кубань

-развивать  интерес к историческому прошлому

-вызвать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков

Образовательные:

-сформировать представление о жизни и быте переселенцев

Воспитательные:

-воспитывать уважение к старшему поколению

-любовь к родному краю

Предшествующая  работа:

Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев на Кубани», показ презентаций: «Жизнь и быт казаков», «Ремесла на Кубани»,  «Одежда казаков», заучивание пословиц и поговорок про казаков, чтение художественной литературы (сказки, стихи) кубанских писателей, прослушивание кубанских песен

Вовлечение родителей в ОД:

-привлечь родителей к  оформлению Кубанского уголка, изготовлению макета «Кубанское  подворье»

-рекомендовать родителям  найти и выучить стихотворение про Кубань

Методы и приемы:

-аудиозапись «Кубанская народная песня»

-прием мотивации к изучению прошлого(показ колеса)

-вопросы

-беседа по картинам, иллюстрациям

-пояснение

Ход ОД:

Организационный момент:

 Звучит «Кубанская народная песня»

Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в прошлое и узнать ,что же было 225 лет назад?

Дети: Да

Воспитатель: Я приглашаю вас на кубанское подворье.

Дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макет «Кубанское подворье» (казак, казачка, хата, печка, плетень , крепость, домашние животные, куры, колодец). Воспитатель предлагает детям сесть.

Воспитатель: Ребята в начале занятия звучала красивая песня.

-А вы знаете ,кто исполнял эту песню?

Дети: казаки  

Воспитатель: А кто кроме казаков  кто может исполнять  эту песню?

Дети: народ

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите у меня в руках колесо! Колесо истории народа. Если я поверну его вправо - время пойдет вперед, а если влево, то назад.  Но, сегодня наше колесо поверну влево и мы с вами попадем  в далекое прошлое Кубани.

Воспитатель: Давайте вспомним. Что обозначает слово «казак»?

Дети: «Казак»-означает «вольный человек».Так называли  свободных  людей которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Самые первые казаки, это были люди беглые, селившиеся на окраинных землях, которые принадлежали Императрице  Екатерине II , позже они поступали на военную службу  государства Российского, чтобы охранять его границы

Воспитатель: А кто помогал казаку охранять  границы?

Дети: конь

Воспитатель: Правильно, с  конем казак никогда не расставался, а когда он возвращался со службы домой, казачка первым целовала коня, за то что конь доставил казака живым.

-А какие пословицы и поговорки про казачью службу вы знаете?

Дети:  Без коня казак кругом сирота. Конь, да ночь казаковы товарищи.  Казак без службы - не казак.  Казак на службе горит, а без службы тухнет. Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы думаете ,за что Екатерина II  подарила  казакам землю?

Дети: за верную службу

Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: он сказал : «Здесь граду быть»

Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город?

Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают  на макете).

Воспитатель:  (Читаю стихотворение)

«Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Варавы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселялись на этих землях прочно и не уходили. Сначала они обозначали главную улицу, а затем начинали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: хаты строили из камыша ,глины, соломы

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: крышу покрывали соломой или камышом

Воспитатель: Правильно, казаки строили из местных природных материалов, которых вокруг было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво(показ иллюстраций).Так и стали жить казаки на Кубани.

Воспитатель: А чем занимались казаки в свободное время?

Дети: они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: охранять южные границы от врагов

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели воевать, трудиться и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжки»

Физминутка: (играющие делятся на две группы, вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие, другой вожак берется за эту же палку с другой стороны, каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону, перетянувшие выигрывают)

Воспитатель: У нас ребята все ловкие, смелые как казаки, проигравших нет, победила дружба. А теперь продолжим и давайте посмотрим на картинку и скажем, как строили хаты казаки?

Дети: казаки строили хаты все вместе, помогали друг другу

Воспитатель: Казаки были очень дружные, никогда не оставляли в беде друг друга, вместе строили хаты  и устраивали праздник. Все те, кто участвовал в строительстве, вместе садились за столы, ели, пили, песни пели и танцевали

-Посмотрите на макет и скажите, чем огораживались хаты казаков?

Дети: хаты огораживались плетнем, который делали из камыша и прутьев

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети: в каждом дворе находилась летняя печка и колодец, еще во дворе держали коров, свиней, кур-эти дворы назывались подворьем

Воспитатель: После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы Екатерины II, подарившей эти земли казакам. Хаты свои , казаки называли курени и со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы.  Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончилась война, казакам стало не нужно нести каждодневную службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом и на глазах рос и развивался.

Итог:

 Воспитатель: -Ребята, сегодня наше занятие было очень интересным вы мне рассказали о казаках, казачьей  службе и узнали много нового о заселении  Кубани . Наше путешествие в прошлое получилось интересным. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное , чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познавать историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакоми...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.

Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы....

«Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» Открытое занятие на районном методическом объединении

Открытое занятие на районном методическом объединенииТема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родно...