Проект "Лаборатория Наураши" для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, мире природы; для формирования экологической культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya_naurashi.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по теме:

«ЛАБОРАТОРИЯ НАУРАШИ»

детей подготовительной группы

воспитатель Таирова Э.К., г. Мытищи 2022

Тип проекта: информационно-практико- ориентированный, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, мире природы; для формирования экологической культуры детей.

Актуальность: согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО необходимо обеспечить:

Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание полноценным участником образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.

Ребёнок получает бесценный опыт для дошкольника ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Функционал продукта: лаборатория состоит из 4-х мини – игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента помогает ребёнку понять суть явления

Задачи проекта

1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

     7. Формировать мотивацию к обучению в школе.

Методы обеспечения:

- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, ответы на детские вопросы.

- Проведение опытов (практических).

- Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта

1)Подготовительный этап:

- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

- Диагностика.

- Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта:

- Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

- Практическая часть:

- НОД по познавательному развитию

- Игровая деятельность

- Продуктивная деятельность

- Познавательно-исследовательская (опыты)

- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

- Релаксация.

3)Заключительный этап:

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Формы работы:

- Знакомство с цифровой лабораторией. 

-беседа: «что такое лаборатория?»

-экскурсия в детскую лабораторию;

-рассматривание приборов,

беседа«Приборы-помощники»;

-Игра«Нюхаем, пробуем, видим, ощущаем». Январь

температура ООД«Что такое температура, градус».

-задания на измерения:

температура тела, температура в комнате,

температура за окном.

-ООД«Кипение воды, замерзание воды, ноль градусов»;

-исследовательская деятельность:

измерение температуры холодной воды, горячей, измерения температуры льда.

-эксперимент со льдом;

-эксперимент с горячей водой;

ООД«Комфортная температура»;

-исследовательская деятельность«измерить температура мороженного»;

-эксперимент со свечой,

с лампочкой.

Свет -ООД«Что такое свет?»

-исследовательская деятельность: измерить силу света в комнате, силу света фонарика, силу света экрана компьютера;

-ООД«Влияние света на жизнь растений. Скорость света»;

Исследования: измерить силу света возле окна, сравнительные измерения освещённости в разных местах комнаты.

-игровые измерения (темнота, яркий свет, комфортный свет);

-ООД«Прохождение света через объекты»;

-исследовательская деятельность: эксперимент со светофильтром и со шторами;

-опыты в свободном режиме: с красителем, с отражателями, с фильтрами.

Звук -ООД«Что такое звук? Высокие и низкие звуки».

-исследовательская деятельность:

измерить голос воспитателя, голос ребёнка, общий крик;

-сравнительные измерения;

-ООД«Шум за окном»;

-исследовательская деятельность: звук и расстояние, громкий и высокий звук;

-ООД«Звук передаётся по воздуху. Почему в космосе нет звука.»

-Дидактические игры:

«Узнай по голосу»«Угадай по звуку». Апрель

Сила ООД«Что такое сила. Что такое вес.»

-исследовательская деятельность:

измерение веса, силы, удара,сравнительные измерения«Кто ударит сильнее».

-ООД«Давление под колёсами»;

-исследовательская деятельность: кто сильнее надавит;

-игровые измерения: сильный удар, слабый удар, средний удар. Май

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Комфортная температура»;

«Знакомство с цифровой лабораторией»;

-акция«Энергосбережение»;

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Формируется первичные целостные представления о себе, о здоровье и о здоровом образе жизни. Развивается восприятие, мышление, речь, внимание, память.

Эмоционально реагирует на достигнутый результат и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Приложение № 1

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»

«Измерение температуры»

Цель: учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём;

Задачи: продолжать учить детей работе с прибором «божья коровка»,

- Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

- Учить внимательно слушать воспитателя; уметь отвечать полным ответом, делать выводы,

- воспитывать аккуратность при работе с приборами в лаборатории.

Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная, горячая вода, кусочки льда.

Ход ООД:

- Ребята, я снова приглашаю вас в гости к мальчику Нураше в Лабораторию интересных исследований.

Надеваем фартуки и превращаемся в ученых.

В нашей лаборатории мы с вами продолжим учиться измерять температуру, а поможет нам мальчика Наураша из страны Наурандии. Он поделится с нами своими знаниями.

НАУРАША

Беседа

- Давайте вспомним, каким прибором мы измеряем температуру?

- Из чего состоит термометр? (трубочка с жидкостью, шкалы с делениями разного цвета)

- Какую температуру показывают деления синего цвета? Красного? Когда замерзает вода? (когда температура опускается ниже 0)

- С какими видами термометров мы с вами познакомились на предыдущем занятии? Температуру чего можно измерить?

- Настоящие ученые все свои предположения проверяют опытами. Вы хотите проверить свой ответ, проведя опыт? (Да)

- Каким прибором мы будем измерять температуру в лаборатории?

- Электронный датчик «божья коровка»

НАУРАША. Опытно-экспериментальная часть

Воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты:

- Измерить температуру воды с синим стаканом (холодная вода) - Вода кипит при температуре 100 градусов – это легко заметить – как? (превращается в пар)

- Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода) Необходимо обратить внимание детей на осторожное обращение с горячими жидкостями.

- Ребята, а как получить лёд дома?

- Правильно, воду можно заморозить в холодильнике. Я налила воду в контейнеры и поставила в морозилку – то место в холодильнике, где температура очень низкая со знаком «-», вода замерзла.

- Вода замерзает при температуре ниже 0 градусов

- Измерить температуру льда

Лёд нужно положить в прозрачный стакан. Понаблюдать с детьми сквозь прозрачные стенки стакана, как лёд тает.

Измерить температуру воды в стакане со льдом

- Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

через левое плечо!

- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места продолжим нашу работу.

-Что такое 0 градусов? 0 градусов – это граница между теплом и холодом. Найдите на уличном термометре положение 0 градусов, найдите 0 на термометре лаборатории.

Налить в стаканчик холодной воды из-под крана, измерить её температуру, затем добавить в стакан несколько кубиков льда и снова измерить температуру.

Вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.

- Эксперимент с горячей водой

Измерить температуру горячей воды – 60 градусов.

Итог:

- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? (Холодной, горячей воды, льда)

- Какой вывод можно сделать? ….)

- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.

-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.

Приложение № 2

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»

ТЕМА«Кислотность»

Цель: Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей об органах чувств;

- Дать детям представление о кислотности;

- Расширять кругозор детей;

- Закреплять умение работать парами.

Развивающие:

- Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.

- Расширять словарный запас детей;

- Развивать вкусовое восприятие;

- Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: Иллюстрации, ноутбук, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», контейнеры для опытов по 2 шт., на каждую пару детей (с лимонным соком и пищевой содой, одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребёнка; стакан с чистой водой на каждую пару детей, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов, бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, салфетки детские влажные, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Сегодня очередное занятие в научной лаборатории.

-Проверьте готовность (научные дневники) для записей

2. Часть Познавательная

Задание №1

Приглашаются 2 ребенка. Вы должны с закрытыми глазами определить, что попробовали и отгадать содержимое контейнера.

(Фрукты заранее разрезаны на маленькие кусочки, детям даётся по кусочку яблока и лимона. Пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт они ели.

-Что помогло вам определить? Язык.

-Что такое язык?

Орган чувств, который отвечает за распознавание вкуса. Язык расположен в ротовой полости. Язык — это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

- Что такое ОРГАНЫ ЧУВСТВ?

(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир

- Какие вкусы распознавал ваш язык? (сладкий и кислый)

-Какая часть языка какие вкусы распознаёт?

Кончик языка – чувствует сладкое и солёное,

Боковые стороны языка – чувствует кислое,

Корень языка –чувствует горькое

Вывод: Сравнивая вкусы мы проводим определённые измерения.

-Можно ли измерить кислоту прибором?

-Полезны ли кислые продукты?

Всегда ли кислота живёт там, где кисло?

3-я часть эксперимент

1. Загружаем программу.

2. Открываем модуль кислотность.

3. Выбираем настройку заданий.

4. Определяем задачи исследования.

• Познакомиться с понятием «кислота»

• Научиться измерять кислотность разных продуктов

Внимание! Перед проведением каждого измерения необходимо промыть датчик в чистой воде

Внимание! Начинать измерения необходимо после того, как наураша закончит формулировать задание.

Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.

1. ЯБЛОЧНЫЙ СОК - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.

- Произвести измерение.

- Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

2. ЛИМОННЫЙ СОК - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.

- Произвести измерения.

- какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)

3. ЧИСТАЯ ВОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).

ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

4. ГАЗИРОВКА - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.

- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что вам понравилось?

ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т. к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.

Приложение № 3

Конспект ООД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Тема«Батарейка»

Программное содержание: Дать первичные представления об электричестве, познакомить с экспериментальным путем решения поставленных задач, развивать познавательно-исследовательский интерес.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать знания детей об электричестве,

-расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

- познакомить с устройством батарейки, ее свойствами.

Социально-коммуникативные:

-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту,

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

-воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

-вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, сегодня у нас гости, давайте им подарим улыбку и скажем.

Дети:

Здравствуйте!

В: Мы сегодня с вами неспроста оказались здесь. В этой комнате у нас что?

Дети: Лаборатория!

В: а это значит, что мы будем ставить опыты, решать научные и технические задачки. Кстати, о задачках. Отгадайте-ка загадку!

Пыль любую он в квартире

Полностью в себя возьмёт.

Потолстеет вдруг животик,

Станет он, как бегемотик.

Пыль мы выбросим скорее,

Станет в комнатах светлее.

(пылесос)

А теперь еще загадка.

Гладит платья и рубашки

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг

И зовут его.

(утюг)

Дом без окон и закрыт,

А внутри холодный.

Если рядом кот сидит,

Значит кот голодный.

(холодильник)

Дом на ножках.

Посреди – окошко.

Засветится окно –

Появится кино

(телевизор)

В: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все вместе?

Дети: Бытовая техника!

В: а работают эти приборы почему? Мы их включаем в розетку!

В: Мы их подключаем к сети, к электричеству. А где живет электрический ток?

Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?

Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в

землю или протянутым высоко над землёй, приходит в дома, на заводы и помогает человеку. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Он приходит в дом по электрическому проводу. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек.

Вот по этим проволочкам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны. Потом ток попадает в розетку, а затем - в электроприборы.

А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам

поочерёдно стучат пальчиками одной руки

Свет несет в квартиру нам

, о пальчики другой руки

Чтоб работали приборы:

загибают пальцы одновременно на

Холодильник, мониторы,

на обеих руках

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс

стучат кулаком одной руки о кулак другой

Посмотрите, я отключила ноутбук от розетки, а он продолжает работать…. И телефон тоже работает…. А все потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится.

Посмотрите, как о батарейках говорят наши друзья-фиксики

Фрагмент мультфильма.

Итак, батарейка – это источник электрического тока.

Ребята, давайте попросим Наурашу рассказать нам об электрическом токе и батарейках?

Прослушивание урока №1.

А теперь возьмите все по батарейке и посмотрите, где плюс, а где минус. Это полюса батарейки, чтобы правильно подключить батарейку, нужно обращать внимание на полюсы.

Проведение опытов:

Измерение 3 батарейки.

Воспитатель показывает блок для батареек, предлагает вставить в него батарейки детям. Измерить с помощью датчика. Воспитатель предлагает поставить батарейки в ином порядке, измерить.

Хорошая и плохая батарейки.

В: Ребята, батарейки имеют свой срок годности и заряд тока в них не вечен. Когда батарейка устаревает, она не обеспечивает прибор током. Попробуйте измерить ток в старой батарейке.

А вы знаете, что произошло у Фиксиков? Посмотрите на экран!

Показ фрагмента 2 мультфильма.

Батарейки к сожалению, не питают растения, а даже наоборот, могут всей природе, ведь вещества, из которых сделана батарейка, ядовиты. Нужно правильно избавляться или как говорят взрослые, утилизировать батарейки.

Давайте посмотрим, что произошло с Шпулиным лимончиком.

Показ 3 фрагмента.

Рефлексия.

Мы отлично потрудились ребята и узнали много нового. От чего работают приборы? Где живет ток? Сколько полюсов у батарейки?

Хотите потанцевать?

Дети танцуют под песню Батарейки.

Возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...