НОД Ознакомление с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Спирина Людмила Николаевна

НОД для детей старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamniword_2.docx26.65 КБ
Файл konkurs_12_aprelya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

 Конспект

непосредственной образовательной деятельности в области познавательное развитие.

                                                                                   

Тема: «Что нам рассказали камни».

Подготовительная к школе группа.

Воспитатель:

 Спирина Людмила Николаевна

 I квалификационная категория.

Модель занятия.

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление: ознакомление с природой.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Что нам рассказали камни».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Триединая дидактическая цель:

1.Образовательный аспект:

- Способствовать расширению знаний детей о свойствах камней: твердость, мягкость, плавучесть;

- Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»

2. Развивающий аспект:

 Развивать мыслительные операции, внимание, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Воспитательный аспект: 

- Развивать у детей любознательность, интерес к природе, желание заниматься опытнической деятельностью.

- Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.

Ожидаемый  результат: познакомить с полезными ископаемыми, свойства камней. Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, умеет рассуждать.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.

Формы организации метода: коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Словарная работа: Уточнять и активизировать словарь по теме «полезные ископаемые», геолог, название полезных камней: уголь, гематолит, каменная соль.  

Средства обучения: шкатулка с камнями, картинки работы геолога, картинки гор, камни разные по цвету и фактуре, модель живая и неживая природа, письмо от геологов, рюкзаки, подносы, лупы, баночки с водой, лимон, таблицы для заполнения результатов, цветные карандаши.

Предварительная работа: сбор различных камней для коллекции с помощью родителей, а также украшения из камней. Чтение и обсуждение П.Бажова, беседа о работе геологов.

Содержание организованной образовательной деятельности:

  1. Мотивационно - побудительный этап

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята,  давайте поиграем, игра называется «Мы веселые ребята», возьмемся за руки.

Дети берутся за руки и произносят хором:

«Мы веселые ребята мы ребята дошколята никого в беде не бросим не отнимем, а попросим, всем нам будет хорошо вместе весело светло».

-Надеюсь вы сегодня будете дружными и друг другу будите помогать.

2. Организационно-поисковый этап.

Воспитатель:

- Ребята сегодня к нам принесли посылку, написано от геологов, а вы знаете кто такие геологи? Правильно, геологи – это люди, которые  добывают полезные ископаемые. Посмотрите на фотографию геолога, у него большой рюкзак в нем все необходимое для похода в горы, специальная обувь, одежда. А вот на фотографии геологи расположились на высокой горе и специальными приборами делают замеры, берут пробы камней почвы и в специальных лабораториях исследуют их. Определяют вид полезного ископаемого, количество и дают специальный документ, а потом другие люди добывают их. А что такое полезные ископаемые? Это то, что полезно и его выкапывают из земли.

 Воспитатель: Давайте посмотрим, что же прислали нам геологи. На столе перед детьми выкладываются поочередно полезные ископаемые.

 Воспитатель: Вот ребята смотрите это камень гемоталит, вроде камень как камень, но это не простой камень он поделочный, из него мастера резчики по камню, делают различные фигурки, вот посмотрите: конь, собака, дракон. Вот этот черный камень как вы думаете что это, это уголь,  его находят геологи, а потом добывают шахтеры и дают их людям. А этот камень это каменная соль, вроде камень только хрупкий, а оказывается, очень полезен. И еще много разных камушков, которые имеют свои свойства. Вот бусы они сделаны из камней. Это все добывается благодаря геологам. Смотрите, в посылке есть еще и письмо, сейчас мы его прочтем:

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам геологи, из маленькой горной деревушки. В горах все так необычно, Рядом с нами течет горная речка. Но самое дорогое для нас находится под землей, на земле и в горах. Мы, геологи, постоянно ищем камни. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более нам, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы приглашаем вас в горы, где много разных камешков. Пусть каждый из вас найдет свой и узнает его свойства. Удачи вам!

Ваши друзья геологи»

 Воспитатель: Нас приглашают в горы, вы согласны пойти. Тогда берем все необходимое и отправляемся в путь.

Дети, одевают рюкзаки, и идут в горы.

Игра - путешествие: Идем по камням не припуская ни один камень, прыгаем через широкую горную речушку, что бы не намочить ноги. – Ну, вот друзья мы пришли в горы. Рассматривание картин гор. А вот смотрите камни (горка обычных камней) – Ребята скажите, а где можно найти камни? (На речке, на улице, в лесу), А эти камни похожи на те камни которые прислали нам геологи? (Нет). А скажите камни это природа или это сделал человек? А камни живая природа или нет? Если дети говорят живая  значит мы сравниваем какой - нибудь живой объект с камнем и выясняем что камень не живая природа (камень не растет не питается, не дышит не приносит потомство). Давайте возьмем по камушку и пойдем в лабораторию и будем изучать наши камни.  Вот наша лаборатория, теперь вы настоящие ученые. Сейчас мы будем с вами обследовать камни и свои результаты отмечать в таблице. Они у вас на столе.

 Опыт №1

-Слушайте первое задание. Рассмотрите камни и определите, какого цвета ваш камень?

- Какого цвета у тебя камень, Ринчен? (Серый)

-Какого цвета у тебя Норжин? (Белого), А у Буяна, у Инессы?

-Давайте, ребята сделаем вывод? – Камни разных цветов, разноцветные, нарисуем в таблице в квадрате под №1 разные шарики, разных цветов.

Опыт №2

- Задание второе. Потрогайте камень. Какой камень на ощупь? Какой камень гладкий или шероховатый? Даша у тебя какой? Челееш какой? Сделаем вывод: камни и шероховатые бывают и гладкие, каждый помечает в своей таблице если гладкий – прямая линия, если шероховатый – волнистая.

Опыт №3.

-Послушайте следующее задание: что можно обнаружить на нашем камне? Возьмите лупу и посмотрите нет ли там трещин, узоров, следов животных. Если они есть, то поставьте - +, если нет то - - в клеточке № 3.

Вывод: правильно камни бывают разными.

Опыт№4.

- Поцарапайте камень стекой. Попробовали? Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, поставьте в таблицу букву «М», если не осталось, то ваш камень твердый поставьте букву «Т».

Вывод: Камни бывают и твердыми и мягкими.

Опыт№5.

Как вы думаете, что произойдет, если опустить камень в воду? Камень утонет? Утонет. Возьмите баночку с водой и опустите камень в воду?

Что происходит? Камень тонет или плавает?

Вывод все камни, которые мы нашли в горах, тонут? Отметим в таблице под номером №5, Если камень утонул, нарисуем его на дне банки если не тонет значит на поверхности.

- Давайте посмотрим на нашу таблицу и расскажем, что нам рассказали камни о себе: - Катя, скажи какие камни по цвету?

Эрнест, скажи камни какие гладкие или шероховатые?

Угер, скажи когда мы рассматривали камни в лупу мы что увидели? Одинаковые камни или нет?

Норжин, скажи камни твердые или мягкие?

Анзат, скажи камни легкие или тяжелые, что мы определили?

Ну, вот наши исследования подошли к концу и мы с вами отправляемся в детский сад обратно той же тропой.

  1. Рефлесивно – коррегирующий этап.

 Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в горы как настоящие геологи. Вам понравилось путешествие? Где мы побывали? Что мы исследовали? 

Что понравилось больше всего?

 С чем вы легко справились?

 Что показалось трудным?

На этом наше путешествие закончилось.

                Библиографический список:

  1.  «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Виракса Н.Е, Комарова Т.С, Дорофеева Э.М.
  2. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Николаева С.Ю.
  3. «Юный эколог» Николаева С.Ю.
  4. «Я познаю мир природы» Николаева С.Ю.



Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

 Конспект

непосредственной образовательной деятельности в области познавательное развитие.

                                                                                   

Тема: «Полет в космос».

Старшая группа.

Воспитатель:

 Спирина Людмила Николаевна

 I квалификационная категория

Стаж работы 20 лет.

Модель занятия.

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление: Ознакомление с окружающим миром.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема: «Полет в космос».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие

Триединая дидактическая цель:

1.Образовательный аспект:

- расширять кругозор детей по теме «Космос»

- Закреплять у детей знания о «Дне космонавтики», космосе, космическом пространстве, планетах, первых космонавтах.

2. Развивающий аспект:

 Развивать умение слушать, фантазировать,  активизировать словарь детей.

3. Воспитательный аспект: 

- Развивать у детей любознательность, воспитывать интерес к занятию, желание активно участвовать и сотрудничать.

- Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.

Ожидаемый  результат: Знает и называет первых космонавтов Ю.Гагарин, Валентина Терешкова, спутник Земли, ближайшая звезда. Уверен, в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, умеет рассуждать.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

Методы и приемы  обучения: 

Словесные: рассказ по слайдам, вопросы к детям.

Наглядные: показ презентации.

Практические: выполнение задания, рисунки детей.

Формы организации метода: коммуникативная деятельность, познавательно деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Словарная работа: Уточнять и активизировать слова: космос, спутник Земли Луна, ближайшая звезда Солнце, невесомость.

Средства обучения: экран, проектор, компьютер, презентация для детей Космос, мягкие модули, музыка: «Земля в иллюминаторе» группы «Земляне», Музыка группы «Зодиаки» из мультфильма «Алиса в космосе»  альбомный лист на каждого ребенка, цветные карандаши.

Предварительная работа: Беседы о космосе. Показ глобуса.

Содержание организованной образовательной деятельности:

  1. Мотивационно - побудительный этап

Дети сидят на стульчиках.

Пальчиковая гимнастика: «Доброе утро!»

Воспитатель: - Ребята давайте поиграем, доброе утро улыбнись скорее и тогда целый день будет веселее, мы погладим лобик, носик, щечки – будем мы красивыми как в саду цветочки, мы потрем ладошки сильнее, сильнее и похлопаем смелее, смелее. Ушки мы сейчас потрем, и здоровье сбережём, улыбнемся снова, будем все здоровы. (Движения делаем по тексту)

         

2. Организационно-поисковый этап.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в космосе? Тогда я вас приглашаю попутешествовать по космосу. Внимание все на экран.

-Второй слайд презентации:

Посмотрите на этих малышей – они, так же как и мы,  с интересом смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле.

- Третий слайд презентации: 

И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.

- Четвертый слайд презентации:

Но дело в том, что в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.

- Пятый слайд: 

Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

Воспитатель: Ребята и мы с вами отправляемся в космос. Но сначала нам нужен корабль. Давайте построим его на ковре из мягких модулей. Молодцы! Начался отчет: пять, четыре, три, два, один пуск. И вот мы с вами в космосе, а в космосе невесомость, все летает. Сейчас вам ребята надо всем в корабле уместится, на одной ноге, и простоять одну минуту посмотрим, кто первый выйдет из игры. Звучит музыка «Земля в иллюминаторе видна» группа «Земляне»

Игра «Невесомость»

Шестой слайд:

 Воспитатель - Это первый космонавт, отправившийся в космос: Юрий Гагарин, это было 12 апреля и с этого дня стали праздновать праздник «День космонавтики» 12 апреля, запомните это число.

Седьмой слайд:

А это первая женщина, побывавшая в космосе Валентина Терешкова. Посмотрите, как тренировалась она на центрифуге - это специальный тренажер для космонавтов.

Воспитатель: Ребята, назовите, какой должен, быть космонавт, какие у него должны быть качества.

Словесная игра: «Назови, каким должен быть космонавт»

Восьмой слайд:

-Вот мы вышли в космос.

Девятый слайд:

- Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видите – она круглая – похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке. Посмотрите, синие пятна на нашей планете – это вода – моря и океаны. Зеленые пятнышки – это зеленые леса и луга. Коричневые пятна – это горы. Правда, она очень красивая, наша планета? А этот небольшой шарик в уголке – это наша Луна!

Десятый слайд:

-Луна это спутник земли, она всегда вращается вместе с землей и вокруг земли.

Одиннадцатый слайд:

-Это ребята солнце, солнце это звезда самая ближайшая к Земле.

Двенадцатый слайд:

- смотрите ребята, кто-то к нам летит это неопознанный летающий объект. Давайте пофантазируем, кто на нем может лететь к нам? Может это инопланетные существа? Давайте, представим на минуточку, как они двигаются, играют с нами.

Музыкально – ритмическая игра под музыку: «Арам зам зам».

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем инопланетянина. Представим каким он может быть. Ваша фантазия.

Практическая работа: дети рисуют инопланетянина.

Дети рисуют под таинственную музыку группы «Зодиаки» из мультфильма «Алиса в космосе»

  1. Рефлесивно – корригирующий этап.

 Воспитатель: Молодцы, вы все постарались, а теперь мы отправляемся обратно в детский сад садимся на свои места, взлетаем. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Вам понравился  наш полет?  Как называется спутник Земли? Как называется самая близкая звезда к Земле? Как зовут первого космонавта? А женщина космонавт? Когда мы отмечаем праздник космонавтики, кто запомнил?  

Молодцы!            

Библиографический список:

  1.  «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Виракса Н.Е, Комарова Т.С, Дорофеева Э.М.
  2. Энциклопедия «Космос»  Ростов –на – Дону: Издательский дом «Проф- Пресс», 2019. – («В мире знаний»)
  3.  «Один день в космосе.» Ю.В.Усачев. 2016 г.
  4.  Просторы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».

: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...