Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Никифорова Анастасия Алексеевна

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие

интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие

интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Словарная работа.

Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,

эксперименты.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ

воспитателя, игры-исследования, опыты.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные

трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря,

колечки с лентами, апельсин, картинки, белые халаты.

(Все по количеству детей.)

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я бы хотела, чтобы каждый из вас подарил друг другу улыбку.

- Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Давайте поздороваемся.

Воспитатель: Присаживаемся на стулья.

Ребята, вы любите загадки?

Тогда отгадайте вот эту:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем (воздух)

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

- А как вы думаете, что такое воздух?

(ответы детей)

Воспитатель:  Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.

1 картинка (земля, атмосфера вокруг земли)

- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

- Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.

Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.

- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а

без воздуха всего несколько минут.

2 картинка (водолаз, космонавт)

Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и

космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в

специальных баллонах. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

(ответы детей)

Воспитатель: Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и

эксперименты.  В лаборатории надо соблюдать определенные правила: ничего не трогать без надобности, работать аккуратно, громко не разговаривать, чтобы не мешать друг другу, а также одеть специальную одежду, чтобы проводить эксперименты.

    Воспитатель: Ну вот, ребята, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух. Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!

 

Опыт 1 «Поймать воздух».

Воспитатель:  Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас? Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (ответы детей) Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить. Тогда, ребята, возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? А вы видите воздух? А вы видите свою руку? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь, ребята,  пакет развяжем и выпустим из него воздух. Что вы видите? Как вы думаете, почему  пакет опять стал тоненьким (нет воздуха) Какой мы можем сделать вывод, ребята? (Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.)

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас? Для того, чтобы узнать, то проведем еще один эксперимент и узнаем ответ на этот вопрос.  Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (ответы детей) Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас, ребята,  попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Скажите, долго ли человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).

Воспитатель: – Какой вывод можно сделать, ребята?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: А еще, какие пузыри мы можем пускать? Правильно, ребята, это мыльные пузыри. И сейчас мы с вами проведем следующий эксперимент.  

Опыт 3 «Игра с пузырями»

Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,

Воспитатель:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

Ребята, в каждом пузыре есть воздух и мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

      Воспитатель: (Игра с мыльными пузырями) Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем? (через нос) Давайте покажем, как мы дышим. (Дыхательная гимнастика)

      Воспитатель: Ребята. пойдемте  снова в лабораторию. Как вы думаете,  когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух? Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, нам снова нужно провести эксперимент. Вы готовы, ребята?

Опыт 4 (С бумажной салфеткой)

Воспитатель: Ребята, возьмите салфетки, сделайте вдох, а потом выдох. Что происходит с салфеткой? Правильно, ребята. При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 5 (с веером)

Воспитатель: Ребята, давайте устроим ветер с помощью веера. Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете? (ответы детей) Давайте сделаем вывод: воздух мы не видим, но ощущаем.

      Опыт 6 (с корабликами)

(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта по количеству

детей)

Воспитатель: А хотите устроить настоящий ветерок? Подойдите ко мне и возьмите каждый по одному кораблику и пустите его в воду. Теперь подуйте  на кораблики. Что происходит с корабликами? Правильно, ребята, ветерок созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. (Дети играют).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Воспитатель: А сейчас,  подойдите ко мне ребята, я вам раздам ленточки и мы немного поиграем. Физкультминутка «Ветерок»

Ребята, вы любите слушать музыку? Я предлагаю послушать музыку и поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения. (Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает).

    Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок. Ребята, а теперь снова возвращаемся в лабораторию.

Опыт 7 (воздух не имеет запаха)

(контейнер с апельсином)

Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно провести еще эксперимент. Ребята, закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин) Чем пахнет? Так воздух имеет запах или нет? А чем пахнет в пекарне? (Хлебом). А в аптеке? (Лекарствами). Ребята, воздух не имеет запаха, но имеет свойство переносить запахи.

Воспитатель: Ребята,  воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Воздух бесцветный). Вдохните ртом воздух. Попробуйте, есть ли вкус у воздуха? (Воздух безвкусный). Ребята, теперь вдохните носом воздух. Какой у него запах? (Воздух без запаха).

Воспитатель: Все верно, молодцы!  Ребята, давайте сделаем вывод? (Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса).

      Воспитатель:  Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему? (Много деревьев) Дети рассматривают изображение  леса.

Воспитатель: Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Картинки  (заводы, фабрики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, что здесь происходит с воздухом. (Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки).

Воспитатель: А сейчас юные исследователи, давайте подумаем. Мы можем помочь нашей природе и не загрязнять воздух?  (Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правы, что нужно беречь нашу планету Земля. Скажите, пожалуйста, вам понравилось работать в лаборатории? А какие опыты понравились больше всего? Что мы с вами сегодня исследовали? Всем ли было сегодня легко и у всех ли все получилось? На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.

Уважаемые ученные, вы все сегодня прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам заслуженно медали «Юный исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Секреты воздуха»

Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развити...

Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в город мастеров»

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей. Помочь понять значимость разных профессий в жизни людей, упражнять в умении употреблять в речи обобщающие слова и выражен...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности (дети 5-6 лет) "Путешествие в мастерскую художника-иллюстратора»

Знакомство детей с профессиями людей, создающих книги. Через игровые ситуации педагог обучает детей старшего дошкольного возраста новому способу получения изображения посредством нетрадиционной т...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...