конспект занятия в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Саюрова Наталья Владимировна

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Блокада Ленинграда».

Воспитатель: Саюрова Н.В.

 

Цель:

- Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду;

- Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

- Познакомить детей с защитниками города во время войны;

- Познакомить детей с понятием блокада;

- Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады;

- Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования;

- Воспитывать у детей гордость, уважение к людям старшего поколения ,к людям отстоявшим город, не сдавшим его врагу.

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие ”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература”.

Оборудование: Мультимедийный  проектор, аудиозаписи, награды « Блокада Ленинграда», блокадные карточки, иллюстрации , хлеб.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, работа с родителями.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками.

 (звучит песня «Священная война»).

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои.

 Ребята, как вы думаете, кто защищал город ? (ответы детей )

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала война  линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря.

         Ребята, как вы думаете, что такое блокада?(ответы детей)

 Воспитатель: Фашисты не смогли взять  штурмом Ленинград и началась блокада.

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.... В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода

 (Показ иллюстраций)

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду, решили взять его измором. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера.

Ладожское озеро -это «Дорога жизни». Если бы не эта ледовая дорога, то не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты.

 Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах?

В каких условиях находились солдаты и шоферы? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. А также  вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек .

Физкультминутка: « А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполные три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни , на Пискаревском кладбище у братских могил, горит Вечный огонь.

 

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

 С дворцами и парками строг и красив,

 Как будто вплывает в широкий залив.

 В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

 Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

 И славится всюду их доблестный труд.

 

Воспитатель: Трудно было не только взрослым , но и детям. Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел в  которых они бы не участвовали. Дети помогали взрослым тушить пожары, заливать зажигательные бомбы.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами,  более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” -памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда
На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Мальчишкам и девчонкам Ленинграда
 «Мальчишки и девчонки Ленинграда,
 Война у вас детство украла.
 Лишила родных и близких. 
 Мы вам поклонимся низко.
 Вы повзрослели так рано. 
 Работали ночью и днём.
 За ваши душевные раны
 Низкий наш поклон.
 Голод, и холод вас сковывал,
 Пронзала жгучая боль.
 Игрушки отброшены в сторону,
 А цель лишь одна - фронт!
 Спасибо, спасибо, ребята,
 За вашу отвагу и труд.
 И эта скорбная дата
 Запомнится всем вокруг.»
Воспитатель: Светлая память героям, освободившим Ленинград!

                           Минута молчания!

 


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда».

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда».Задачи : Дети должны знать героическое прошлое своего города.Воспитывать у детей любовь и привязанн...

Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда для подготовительной группы.

Итоговое тематическое занятие,посвящённое снятию блокады Ленинграда....

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда».

Задачи: Дети должны знать героическое прошлое своего города.Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному городу.Дети должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя его част...

Конспект занятия для подготовительной группы: "Блокада Ленинграда"

Конспект занятия для подготовительной группы:"Блокада  Ленинграда"...

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием презентации «Детям о блокаде Ленинграда»

Дети должны знать героическое прошлое своего города.Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному городу.Дети должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя его частицей....

Конспект занятия для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда немецкими войсками во время Великой Отечественной войны.Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — блокада продолжалась ...

Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, для подготовительной группы

Hасширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.Научить бережно относиться к п...