Мастер-класс для педагогов "Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру

Колесова Ирина Юрьевна

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx268.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №59»

Мастер-класс для педагогов

 «Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста»

                                                                            Подготовила: воспитатель I

                                                                                 квалификационной категории

                                                       Колесова И.Ю.

Оренбург

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Полученные неправильные представления о мире могут стать причиной недоброжелательного отношения, а подчас, и жестокого обращения с природой, что нанесет вред не только природе, но и психики самого ребенка. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные, поэтому мы считаем, очень важным, чтобы дети уже с первых лет жизни получили верные сведения о природе.

Для формирования первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста, необходимо в повседневной жизни в дошкольном образовательном учреждении правильно организовать развитие интереса к познанию окружающего миру через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывают знакомство с игрушками, изображающими животных, использование дидактических игр ("Кто в домике живет?", "А у нас во дворе", "К нам приехал гость", игр-сюрпризов ("Ты кто?" и д. р., игр-забав ("Солнечный зайчик", "Водичка-водичка", настольных («Овощи и фрукты»«Собери цветок»«Назови животное») и сюжетно-ролевых («Курица и цыплята»).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=785379266f65b7deb8d1f21cc84c94a4-5887368-images-thumbs&n=13   https://catchsuccess.ru/wp-content/uploads/9/0/9/909184abe53ae8468d04b4fa9035d8b0.jpeg https://cdn1.imgbb.ru/user/145/1457421/201506/4c8cefdcc9b0d02e7b753470a8e06448.jpg

Представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста так же формируются в процессе постоянных наблюдений, вовремя которых взрослый обращает внимание на внешние отличительные особенности исследуемых объектов и явлений, взаимоотношения с другими объектами и знакомит с их средой обитания.

В дошкольном учреждении на прогулках с помощью воспитателя дети наблюдают за животными, птицами (перелетными и зимующими, растениями (деревьями, кустарниками, ягодами, травой) и природными явлениями (светит солнце, падает снег, идет дождь). В группе дети могут наблюдать экспериментальную деятельность (с водой, песком, льдом и т. д., в процессе которой идет обогащение памяти, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием этого является не только ознакомление младшего дошкольника с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Занятия – экспериментирование, на наш взгляд, наиболее увлекательны, если их проводить в форме : работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов, демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карты) и различных «научных штучек» (лупа, микроскоп, пробки, магниты и д. р.).

Кроме того, в группе младшего дошкольного возраста необходимо создать центр для исследований («центр науки»«исследовательский уголок») и постоянно пополнять в нем рабочий материал («Занимательные сундучки») необходимый для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников. Примерное содержание такого сундучка: веревки, пластиковые бутылки разных размеров растворимые продукты (сахар, соль, мерные ложки, кружки, в контейнерах природный материал (камешки, шишки, желуди, фартуки щетка, совок и т. д. Работая с этими предметами они могут совершать свои первые открытия.

https://uookn-kursk.ru/wp-content/uploads/0/d/6/0d6e8cc016d8f01d33c33c2e82a0500f.jpeg

Наблюдения, на основе которых складываются первичные представления о природе младших дошкольников, могут быть не только за объектами и явлениями природы, но и за самим человеком. Например, работник дошкольного учреждения (воспитатель, помощник воспитателя, дворник, медицинская сестра и т. д.) и родственники могут стать сами объектами их изучения, но так как в этом возрасте активно развивается подражание, а многие мамы и папы не владеют методикой ознакомления детей с природой, то задача воспитателя дать и родителям правильные представления об окружающем мире и способах его охраны.

Для этого необходимо проводить родительские собрания, консультации, систематически обновлять содержание родительского уголка, папки-передвижки по экологическому воспитанию, это в свою очередь расширит представления детей об окружающей действительности и сформирует их собственное отношение к природе.

Таким образом, получение положительных эмоций вовремя познания мира, правильная организация процесса формирования представлений о нем и отношение самих взрослых, способствует становлению у младших дошкольников целостной картины мира и основ культурного изучения окружающей действительности в дальнейшем – в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Мастер-класс "Ёжик"-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Ежик»-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.Выполнил воспитатель: Лапшина Елена Ивановна МБДОУ детский сад №16 «Ивушка»[[{"type":"media","view_mode":"m...

Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

Мастер –класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »

laquo;Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »...

мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ....