Конспект "В гости к осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сапронова Марина Александровна
Цель: обобщить и систематизировать знания об осени, осенних явлениях. 
Задачи: 
Образовательные: 
- упорядочить знания детей об осени, ее характерных признаках, сезонных изменениях.
 Развивающие: 
- развивать логическое мышление классифицируя картинки о временах года в определенные группы, устанавливая причинно- следственные связи, аргументируя свои ответы; 
- образовывать относительные прилагательные от существительных. 
Воспитательные:
 - воспитывать умение слушать высказывания товарищей, не перебивая. 
Предварительная работа: рассматривание картин об осени; чтение художественной литературы по теме; наблюдение за листопадом, осенними изменениями в природе; заучивание стихов. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakom_srednyaya_osen_22osen.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинского городского округа Московской области

МБОУ «Мисайловская СОШ 1», Загородная 2

КОНСПЕКТ

Образовательной деятельности

По образовательной области «Познавательное развитие»

Для детей средней группы

На тему: «В гости к осени»

Подготовила и провела:

Сапронова М. А.,

Воспитатель

Осень 2022г.

Цель: обобщить и систематизировать знания об осени, осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

- упорядочить знания детей об осени, ее характерных признаках, сезонных изменениях.

 Развивающие:

- развивать логическое мышление классифицируя картинки о временах года в определенные группы, устанавливая причинно- следственные связи, аргументируя свои ответы;

- образовывать относительные прилагательные от существительных.

Воспитательные:

 - воспитывать умение слушать высказывания товарищей, не перебивая.

Предварительная работа: рассматривание картин об осени; чтение художественной литературы по теме; наблюдение за листопадом, осенними изменениями в природе; заучивание стихов.

ОД

 Воспитатель: (держит в руках осенний конверт и обращается к детям).

Я держу в руках конверт,

 В конверте может быть секрет

Вы хотели бы узнать, кто мог письмо нам написать?

Дети: (высказывания детей)

Осень написала письмо, потому что конверт украшен разноцветными осенними листьями.

Воспитатель:

Сейчас посмотрим правы ли вы? (воспитатель открывает конверт).

 Здесь письмо, в котором загадка, отгадайте ее (читает загадку)

Загадка:

 Все поля и все леса ярким цветом крашу я,

Еще люблю я шум дождя,

А теперь не тая, отгадайте кто же - я? (осень)

 Воспитатель:

  Вставайте в круг, поиграем в игру «Осень какая?», придумаем красивые слова, к кому палочка попадает, тот и отвечает

 (дети передают друг другу палочку и называют слова - признаки: золотая, грустная, разноцветная, дождливая, ветреная, хмурая).

Воспитатель:

Вам осень в подарок прислала загадки, вы отгадайте их быстро ребятки.

Загадки: (отгадки сопровождаются показом иллюстраций)

  1. «Без рук, без ног, а деревья гнет» (ветер).

Ветер осенью какой? (слова признаки)

     2. «Падают с ветки золотые монетки» (листья).

         Листья какие? (слова признаки)

      3.«Шубку серую мне надо поменять, в белой буду зимовать» (заяц).

      4. «Холода их так пугают, к теплым странам улетают,

       Петь не могут, веселится – Кто же это? (перелетные птицы).

       5. «На колючки листья собираю, на всю зиму засыпаю,

        Клубком свернусь, до весны отосплюсь» (ежик)

       6. «Зимой голодно в лесу, грибы на ветке я сушу,

        Орехи, шишки собираю, в дупло запасы я таскаю» (белка)

      7. «Дни стали короче, длиннее стали ночи, Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» (осенью)

 Воспитатель:

Загадки разгадали все без запинки, для вас от осени- картинки (просмотр слайдов об осени с музыкальным сопровождением, во время просмотра можно прочитать стихотворение.)

Листопад, листопад, листья желтые летят,

Желтый клен, и желтый дуб, желтый в небе солнца круг,

Желтый двор, желтый дом - вся земля желта кругом;

 Желтизна, желтизна, значит осень… не весна.

Воспитатель:

А как вы думаете, ребята, осень –это…хорошо? (да).

А бывает плохо? (да).

Давайте поиграем в игру: дети, сидящие за Макаром, отвечают, почему хорошо? Дети, сидящие за Вовой – почему плохо?

 Игра (по ТРИЗ) «Осень хорошо-плохо?»

Воспитатель: Я приглашаю рассмотреть картинки на моем столе и выбрать только те, на которых осень и придумать предложение по вашей картинке.

Игра «Что осенью бывает?»

 (предлагаются картинки с разными временами года, дети выбирают осеннюю картинку и придумывают предложения, выкладывают на магнитную доску)

Дети:

  Осенью дети идут в школу; осенью собирают грибы; осенью люди надевают осеннюю одежду, осенью ветер гнет деревья, осенью- листопад, осенью льют дожди).

Воспитатель:

  Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись. И из всех картинок выбрали нужные.

О каких временах года другие картинки?

Дети:

Дети катаются на санках – это зима; люди купаются- это лето; тает снег – это весна.

Воспитатель:

Вот еще игра для вас, я начну ее сейчас, а вы, ребята, не зевайте «да» или «нет» дружно отвечайте.

Игра «Да – нет» (ТРИЗ)

«Осенью цветут цветы?

 Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Урожай все собирают?

 Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

А букашки прилетают?

 Спать в листочки заползают?

 Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же людям делать?

(придумывают варианты ответов: надевать шапки, надевать куртки, брать зонтики; собирать грибы, овощи, фрукты, красивые листья)

Воспитатель:

С каких деревьев опадают листья? (с лиственных).

Узнайте их на картинках и назовите (называют и показывают).

Правильно выполнили задание. Молодцы!

Сейчас предлагаю вам превратиться в осенние листочки.

Физкультминутка «Листики» (с движениями)

 «Мы листики осенние, на дереве сидели, (машут руками вправо- влево)

Дунул ветер – полетели, (дуют- кружатся)

И на землю тихо сели (приседают)

 Ветер снова набежал и листочки все поднял, (дуют- встают)

Завертел их, закружил и на землю опустил» (кружатся- садятся на стулья)

 Воспитатель:

Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья (ответы детей- листопад).

Почему оно так называется? Из каких слов оно состоит? (листья, падают).

«Листопад, листопад – листья желтые летят!

Осень яркой, тонкой кистью разукрашивает листья,

Красный, желтый, золотой – выбирай себе любой» (на ковре гербарий из листьев)

 Каждый должен выбрать свой листочек, назвать его, и подарить тому дереву, к какому он относится- например: «у меня березовый лист- я подарю его березе».

Игра «С какого дерева лист?»

(дети ищут в группе заранее развешанные картинки деревьев и «дарят» им свои листья).

Воспитатель:

Ребята, вы любите сюрпризы? (да), закройте глаза (воспитатель на голову надевает венок из осенних листьев и «превращается в осень»).

Осень: Здравствуйте, ребята! Я, осень, в гости к вам пришла и подарки принесла! Хоровод: «Здравствуй, осень!»

Воспитатель: 

«Здравствуй, осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, осень, спросим, что в подарок принесла?»

 Осень: «Принесла я вам муки!» - дети: «Значит, будут пироги!»

Осень: «Принесла вам гречки!» - дети: «Каша будет в печке!»

Осень: «Принесла вам овощей!» - дети: «И для супа, и для щей!»

 Осень: «Ну, а яблоки, что мед!» - дети: «На варенье, на компот!»

Осень: «Рады ли вы грушам?» - дети: «На зиму засушим!»

Осень «А дождику вы рады?» - дети: «Не хотим, не надо!» (осень машет султанчиками, дети разбегаются).

Осень: За осенние приметы, за хорошие ответы - вас сегодня угощаю. Сок фруктовый так полезен, помогает от болезней! Какой сок выбираете- тот и получаете!

 Игра «Какой сок выбираешь?» (дети самостоятельно выбирают- «я люблю вишневый сок, я люблю персиковый», ориентируясь по нарисованной картинке на коробке, самостоятельно образовывая прилагательные от существительных)

Литература:

  1. От рождени я до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – 6-е изд., доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020-368с.
  2. Бухвостова С.С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007
  3. Григорьева Т.С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М: ТЦ Сфера 2012.
  4.  Выразительное чтение. -М: Академия,2005. Лазаренко О. И.,
  5. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО Селиверстов В.И.
  6. Речевые игры с детьми. — М., 1994 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Пугало в гостях у Осени"

Сценарий для старшей, подготовительной группы детского сада. Герои этого праздника: осенние месяцы, перелетные птицы, девочки березки, огородное пугало и др....

«В ГОСТЯХ У ОСЕНИ» Осенний праздник в старшей группе

Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности.Развитие творческого воображения, умение быстро реагировать на пост...

Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени"

Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени" для детей подготовительной к школе группы...

Осеннее развлечение во 2 младшей группе "В гости к осени"

Надеюсь, предоставленный материал поможет устроить для малышей запоминающийся, радостный и яркий праздник....

"Осень,осень в гости просим!"-осенний утренник для детей средней группы

Осенний утренник для средней группы со следующими ролями:Ведущий,Осень,Гном-взрослые,дети-лесные звери(ёж,мышка,заяц,белка,медведь)Цель утренника:Создать праздничное настроение у детей,вызвать желание...

«В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе

laquo;В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе за ведущей в зале появляются дети,встают полукругом, лицом к гостям.Ведущ. Ветерок...