НОД по познавательному развитию " Путешествие по Крыму"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

  Цели:

- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;

- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;

- расширять представления детей о народах населяющих Крым;

- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре,  языку, национальной одежде и традициям;

- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;

- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;

- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_noyabr2022.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему : «Путешествие по Крыму»

  Цели:

- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;

- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;

- расширять представления детей о народах населяющих Крым;

- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре,  языку, национальной одежде и традициям;

- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;

- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;

- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование и материалы: Ноутбук, карта Крыма; шесть  клубочков (зеленый , коричневый, синий, желтый, оранжевый, белый ) ; магнитная  доска для просмотра изображений :водопадов,  лесов, гор ,морей,  морских обитателей, полей Крыма, культур выращиваемых в Крыму; костюмы для детей (русский,  узбекский ), песок , лотки, лопатки, кисточки,   магниты  для детей «Достопримечательности   Крыма », сладости разных народов Крыма(бублики; парварда ),музыка для физкультминутки

Предварительная работа:

1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш    полуостров; рассматривание карты Крыма.

2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;

3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;

4. Разучивание стихотворений о Крыме;

5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»;

6.     Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.

                                                   Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас с вами особое занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Доброе утро птицы запели,  

 Добрые люди встали с постели,

Солнце встаёт и идёт по делам

 Доброе утро всем нам и гостям!

Воспитатель: Ребята,  сегодня мы будем много путешествовать, но вот беда у меня запутались буквы и я не могу узнать в какой край мы отправляемся в путешествие. Помогите мне правильно расположить буквы и прочитать куда же мы отправимся .

К    Р    Ы   М (дети выполняют задание сидя за столами)

Воспитатель : правильно ребята это наш родной край – Крым (Крымский полуостров)

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое  море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая она.

Воспитатель: О чем это стихотворение?  Как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым).

 (Ответы детей)

Сейчас я вам расскажу легенду о происхождении нашего края. « Много лет назад на планете были  только моря. Но вот море начало волноваться, забурлило, поднялись волны и из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел такую форму (показываю карту Крыма). Здесь появились  горы, реки а со временем выросли деревья, цветы, появились звери, птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли - наш сказочный Крым

-А как называется столица Крыма? (Ответы детей)

Воспитатель: -Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.

Воспитатель: Первый клубочек у нас зеленого цвета, а вы ребята закройте глаза.

-Я сейчас  скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. (Дети открывают глаза , клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .

Картинки с изображением  «Крымские леса»

Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес).

-Давайте мы с вами послушаем звуки леса. (звучит запись «Шум леса)

Ребенок читает стихотворение:

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу?

Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма? (ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы детей). А где в Крыму растет лес? (в горах).  Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах).

 Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и птицы) Какие?

Воспитатель: Второй  клубочек у нас коричневого  цвета, а теперь снова ребята закройте глаза.

-Я сейчас  скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. (Дети открывают глаза , клубочек прикрепляется на карту Крыма, коричневая  зона)

Картинки с изображением  « Крымские горы»

 А какие Крымские горы вы знаете? . (Ай-Петри, Ай-Юдаг, Демерджи, Роман-Кош, Чатердаг, Кара-Даг) .

Детки а какая самая высокая гора в Крыму?(Роман-кош- 1545 м )

Ребёнок читает стихотворение :

Перед ним все Крымские вершины

С почтением склонили спины.

В своем величье так хорош!

Его зовем мы Роман-Кош.

Воспитатель:   Молодцы, ребята!

 Но я хочу вам показать и рассказать  об одной горе.  Посмотрите на картинку , это одна из  красивейших гор -  Ай-Петри,  за ее вершину задевают облака, на ее склонах гнездятся орлы и соколы это сильные птицы символ могущества и силы. Ай-Петри не только украшает полуостров. Она  защищает побережье от холодных северных ветров. Здесь всегда тепло и солнечно. Поэтому именно тут появился  Никитский  Ботанический сад. Где посажены тысячи растений со всего мира. Посмотреть на эти деревья и кусты приезжают жители и гости Крыма.

А вот,  посмотрите, какая интересная гора у моря, она очень напоминает дикого зверя пьющего воду из моря. Как называется эта гора? А хотите  я расскажу вам легенду об этой горе?

Воспитатель рассказывает легенду о  « Медведь горе»

В очень далекие времена в горах и на побережье Крыма жило дикое стадо медведей. Управлял им старый и грозный вожак. Однажды на  берегу звери нашли обломки корабля и среди них маленькую девочку. Девочка осталась жить среди медведей и постепенно выросла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили девушку.

Однажды, когда звери ушли далеко на охоту, к берегу прибило лодку, в которой лежал очень красивый, молодой и сильно истощенный голодом и жаждой юноша. Девушка выходила  его и они полюбили друг друга. Юноша уговорил возлюбленную уплыть с ним на его родину, они сели в лодку и вот между ними и берегом легла широкая  голубая  гладь...

Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Огромный зверь опустил свою пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду - море начало мелеть и лодку увлекло обратно к берегу. Девушка знала - ее возлюбленного растерзают  медведи  и стала она молить, заклинать старого вожака отпустить возлюбленных. И так горяча была мольба девушки, что страшный громадный зверь пощадил их, но так и не смог оставить берег моря, продолжал лежать и всматриваться вдаль, где исчезло его любимое существо, к которому он так привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес...

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что  высоко в горах берут свое начало самые прекрасные водопады .Какие водопады вы знаете ?(Джур-Джур, Су-Учхан, Серебряные струи,  Арпатский водопад, Козырек и т. д.)

-Ну и конечно самый большой водопад в Крыму и самый удивительный , удивительный потому что  вытекает он  из выступа крымских гор, называется он Учан-Су(98,5 м. ), летом он почти исчезает из-за жары. А вот как только начинают идти дожди он наполняется водой и становится одним из прекрасных  мест в Крыму.

Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, на водопады посмотрели.

  Отправляемся дальше? У нас есть третий  волшебный клубочек синего цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .

Картинки с изображением. «Крымское море».

 Звучит запись «Шум моря»

Воспитатель: Куда же привел нас  этот клубочек? (дети: на море).

-Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него? (ответы детей). А кто знает какая вода в море? (дети: соленая)

Ребенок рассказывает стихотворение

Кто же это подшутил,

Море, над тобою?

Пошалил и посолил

Море голубое?

Можно в нем воды набрать,

Да нельзя напиться:

Можно только полоскать

Рот морской водицей.

Видно, соль со всей земли

К морю притащили,

Взвесить точно не могли

И… пересолили!

Воспитатель: Ребята, а скажите, каких морских обитателей вы знаете (ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).

-Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)

Воспитатель достает игрушку дельфин.

Дети , а что очень любят делать дельфины вместе с детьми? (ответы детей). Совершено верно играть, вот и наш  дельфинчик  хочет с вами поиграть .

Д\И «Кто живет в море»

- А в воде живёт индюк? Нет.

- А в воде живёт утюг? Нет.

- Ну, а корка от арбуза? Нет.

- А вообще живёт медуза? Да.

- А большие мандарины? Нет.

- В Чёрном море есть дельфины? Да.

- Рыбы в нашем море есть? Да.

- Крокодилов в нём не счесть? Нет.

- Дети плещутся в воде? Да.

- Вместе с птицами в гнезде? Нет.

Воспитатель: Молодцы. Нам  не удалось вас запутать!

Давайте сыграем еще в одну игру?

Физкультминутка.(Под музыку)

 Ну что ж ребята, теперь вы знаете, что  море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Вот наш следующий клубочек. Какого он цвета? (Желтый).

Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту в  желтую зону)

Картинки с изображением  «Крымские поля и степи»

Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень  много.

-Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого цвета поле? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.

Как вы думаете,  важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы должны их беречь от огня.

-А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники)     Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?

Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали и достаем следующий  клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета?

-Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, оранжевая зона)

Картинки с изображением  «Города Крыма»

Воспитатель: Ребята, пятый  клубочек оранжевый,  и  привел он нас в города и села Крыма. Это сейчас в Крыму так много красивых современных городов с  красивыми   улицами  и домами. Назовите какие вы знаете города Крыма ? (ответы детей).Так было не всегда.  А вы знаете наш Крым очень древний край и когда-то ,  давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика.

В Крыму в разные  исторические  периоды  жили  тавры  и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, готы, гунны, авары, болгары, хазары, славяне, печенеги, половцы, караимы, монголы и крымские татары, итальянцы и турки.

Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием.

Земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида.

С тех пор прошло много времени. Крым стал бесценной сокровищницей памятников культуры многих народов. Например   таких как пещерные города – Чуфут-Кале,  Мангуп-Кале,  Эски-Кермен. Но я хочу еще вам рассказать об одном древнем городе - это Древний Херсонес, повторите. Сейчас это город Севастополь.

Херсонес Таврический - можно назвать «Музей под открытым небом». В переводе с древнегреческого языка означает «полуостров», и такое название не удивительно, ведь поселение располагалось на Гераклейском полуострове Крыма. (показывает на карте).Ребята , а кто знает что такое музей? А  как в музеях появляются древние экспонаты,  откуда появляются древние города которые находились под  толстым слоем пород ?(ответы детей)?  Конечно ребята их раскапывают люди которых называют  – археологи .Вот и я вам предлагаю побыть немного археологами , но не простыми ,мы будем с вами раскапывать не древние предметы ,а вот что, вы узнаете когда начнете раскопки, то что вы найдете вы сможете забрать себе на память .

(Дети подходят к лоткам с  песком  в которых закопаны магниты с изображением достопримечательностей  Крыма и с помощью лопаток и кисточек раскапывают магниты)

Воспитатель:  Ну что ребята у нас  остался последний клубочек и он белого цвета , давайте закроем глаза и скажем волшебные слова : «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » Ну что ж ребята этот клубок я не буду крепить  на нашу карту,  потому что он поможет нам рассказать о людях разных национальностей . Люди – это главное богатство Крыма.

-Какие  национальности  проживающие в  Крыму  вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, наш Крым богат людьми разных  национальностей , и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и узнаем об  их традициях  и обычаях .

(Звучит русская народная музыка)

Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали?

(выходит девочка в русском сарафане и кокошнике)

   Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?

Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:

На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель: А зачем клали эти вещи?

Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, а что подают к чаю гостям, какие угощения ?

Ребенок: Бублики !

Воспитатель. Спасибо тебе красавица . Ребята в какой семье мы побывали?

(в русской).

Воспитатель:  Ну, что ж заглянем еще в одну семью.

(Запись узбекской музыки )

Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в узбекской ).

(выходит девочка в узбекском головном уборе и накидке)

-Давайте поздороваемся на узбекском языке: «Селям Алейкум! »

- Как зовут тебя красавица?

- Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?

Ребенок: Алейкум селям! Узбекский народ  очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель: Расскажи нам какие же у вас подают сладости к чаю и кофе?

Ребенок: Парварда !

Воспитатель. Спасибо и тебе огромное. Нам всем было очень интересно побывать и у вас в гостях.

На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им. Может кто-то  еще желает что то сказать о нашем родном Крыме ?

Дети говорят по очереди :

Крым - это здравница и это чудо сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград,

Крым - это море это райские места,

Крым - это южных гор Крутая высота

Крым - это степь и заповедные места,

Крым – это  сказка  заглянувшая в глаза.

Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали, много знаете о нашем родном крае. Ну а теперь пришло время пробовать угощенья такой яркой и разнообразной крымской кухни.(дети садятся за столы угощаются Парвардой и Бубликами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Познавательное развитие “Путешествие в лес” (I младшая группа)

Цель:Расширять представления о животных и растениях. Закреплять представления детей о деревьях, траве и цветах.Закреплять названия диких животных и детенышей. Чем питаются.Воспитывать положительн...

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...

Конспект занятия по Физическому развитию, познавательному развитию "Путешествие в лес" Ранняя группа

Конспект занятия по Физическому развитию, познавательному развитию "Путешествие в лес" Ранняя группа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Презентация для средней группы по познавательному развитию на тему : "Крым и Россия вместе"

Основное направление образовательной деятельности - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к людям, гордость за свое Отечество....