Проект в средней группе Тема: «Насекомые»
проект по окружающему миру (средняя группа)

 Сварчевская Светлана Владимировна

У п р а в л е н и е   о б р а з о в а н и я

Администрации Клинского муниципального района

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 48 «СНЕЖИНКА»

 

141620  Московская область, Клинский район, дер. Малеевка ул. Центральная усадьба, 14 ,

тел./факс 8(4962)45-44-38

snezhinka48.ru

 

 

 

Проект

на тему: «Насекомые»

в средней группе

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Сварчевская С.В.

.

 

 

 

 

 

 

2022г.

 

 

 

 

Проект в средней группе

Тема: «Насекомые»

 

 

Вид проекта – познавательно-творческий.

 

Участники проекта – воспитатели, родители, дети средней группы

 

Сроки реализации – ( с 16.05.22 по 31.08.22 )

 

    Тип проекта:  долгосрочный

 

Цель проекта:

1.Обогатить знания детей о разнообразии насекомых в природе.

2. Дать детям представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе.

3. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.

 

Задачи проекта :

 

Общеобразовательные:

- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни. - Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.

Развивающие: - Развивать познавательный интерес к насекомым. - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость

 

Актуальность проекта:

Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. А любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Проблема.

Во время прогулки дети увидели на земле под деревом гусеницу. Реакция ребят была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и неподдельный интерес, часть детей испугались и даже отказались понаблюдать за насекомыми, другие говорили о красоте гусеницы. Были и такие ребята, которые предложили гусеницу уничтожить. В ходе последующей беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

 

Предполагаемый результат

Дети будут уметь:

  1. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
  2. находить сходства и различия;
  3. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  4. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
  5. Дети смогут узнать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.
  6. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
  7. Будет сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  8. У детей будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и, тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  9. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
  10. Обогатится словарный запас детей.
  11. Родители станут участниками образовательного процесса.

 

Этапы реализации проекта.

 

1-ый этап – исследовательский.(16.05 -17.05.22г.)

Опрос детей, выявление проблемы.

2-й этап – подготовительный.(18.05 -20.05.22г.)

Направлен на обогащение развивающей среды.

1. Обработка полученной информации, подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор художественной литературы, загадок по теме «Насекомые».

3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор игрового материала.

4. Изготовление буклета-памятки для родителей  «Первая помощь при укусах насекомых».

3-й этап – практический. Реализация проекта.(20.05-31.08.22г.)

Направлен на реализацию плана совместных мероприятий через

интеграцию разных видов детской деятельности.

 

 

Календарный план реализации проекта

Познавательное развитие: Тема «Насекомые».

Цель: расширить представления детей о жизни насекомых.

Задачи: учить узнавать и называть насекомых по внешнему виду, расширять и систематизировать знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях. Дать детям представление о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

*Отгадывание загадок.

*Наблюдения за насекомыми с целью расширения кругозора и экологических представлений.

Развитие речи

Цель: формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых.

Задачи: развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.

Учить слушать художественные произведения, отгадывать загадки.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми.

*Знакомство с литературными произведениями: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен, «Как муравьишка домой спешил» А. Бианки, «Кузнечик и кузнечики» Г. Глушнев, «Муха-Цокотуха» К. Чуковский.

*Разучивание стихов о насекомых.

*Рассматривание иллюстраций, картин о насекомых.

*Беседа «Неведомый мир насекомых»

*Словесная игра «Выбери и расскажи» (Это пчела - трудолюбивое насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мед. Живет в ульях и дуплах).

 

Социально-коммуникативное развитие

Цель: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Задачи: Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закреплять правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми.

*Дидактические игры: «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Паучок», «Третий лишний», «Кто летает?»,  «Кто чем питается?», «Кто как передвигается?», «Что это за насекомое?», «Насекомые».

Художественно-эстетическое развитие

Цель: развивать творческие способности.

Задачи: учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение. Закреплять изобразительные умения детей.

*Аппликация: «Божья коровка»

*Лепка: «Гусеница»

*Лепка: «Паук»

*Раскраски насекомых

* Выставка детских работ «Насекомые».

*Слушание и разучивание песенок «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца.

Физическое развитие

Цель: учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых.

Задачи: Формировать умение координировать речь с движениями. Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.

*Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Комары,лягушки,цапли», «Гусеницы наперегонки», «Цветы и пчёлы», «Поймай комара», «Найди свой домик», «Пчёлки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» и др.

 

 

 

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: Аппликация «Божья коровка»

В результате проекта:

1. У детей сформировалось и обогатилось представление о разнообразии насекомых в природе, представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе.

Дети узнают и называют насекомых по внешнему виду, расширены и систематизированы знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях.

2. Пополнился словарный запас детей.

3. Расширились коммуникативные способности детей.

4. Дети стали любознательными, уважено относятся ко всему живому.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.

2. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

6. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.

7. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. - М., 2008.

8. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. – М. :Росмэн, 2008.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе   по теме: «Неведомый мир насекомых»

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудованиезвуки насекомых,  магнитная доска, предметные картинки с изображением насекомых, мнемотаблица, бабочки для раскрашивания, цветные карандаши, слайды изображений бабочек.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята послушайте, что это? Чьи звуки мы с вами сейчас услышали (Звуки насекомых). Возникли трудности, тогда  я  предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.(бабочка)

 

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

 

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая    (пчела)

Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает! (комар)

(раскладываю на столе картинки насекомых).

- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

3.Беседа о насекомых.

Воспитатель: Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

- Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

- А скажите, каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

5. Раскрасить насекомых.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что у меня изображено на листочке?

Ответы детей: Насекомые.

Воспитатель: А что не хватает? Правильно красок. Наша бабочка растерялась все краски. Давайте, мы им поможем! Раскрасим их .

Воспитатель:  Прежде чем мы с вами начнем раскрашивать, посмотрите на картинки насекомых, как они выглядят.

8.Итог занятия.

Воспитатель:  Ребята, ну что получилось вернуть краски нашим насекомым? Какие вы молодцы! А теперь мы с вами убираем рабочие места.

 

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

в средней группе

на тему: «Майский жук»

Приоритетная образовательная область – художественно – эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая, двигательная.

Формы организации коллективной деятельности:

 – Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование:

– картинка майского жука;

– Магнитофон;

– Запись «Звуки летающих майских жуков»;

–  Доски для лепки;

– Влажные салфетки для каждого ребёнка;

– Пластилин коричневого, чёрного, зелёного цвета;

– Стека;

– Схема майского жука (поэтапная лепка жука).

Предварительная работа с детьми:

– Повторение стихотворения  «Прилетел в сад жучок….».

– Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, картинок с майскими жуками, с весенним пейзажем;

– Игры с игрушками насекомых;

– Загадывание и разгадывание загадок;

– Беседы,рассказы о насекомых;

– Дидактическая игра «Кто, где живёт?», «Найди насекомое», «Жуки»;

– Подвижная игра «Майский жук».

Подготовка воспитателя:

– Разработка конспекта НОД;

– Изготовление схем поэтапной лепки майского жука;

– Подбор художественной литературы, картин, музыкального сопровождения, звука летающих майских жуков;

– Подбор игрушек насекомых;

– Подготовка поделки майских жуков (несколько вариантов).

 

Развивающая предметно-пространственная среда в группе:

–  Выставка книг  стихов, сказок, загадок о майском жуке

( Художественная литература);

– Выставка картин насекомых;

– Картина «Майский жук» Ильи Кабакова;

– Дидактическая игра «Найди насекомое», «Жуки», «Кто, где живёт»;  

– Магнитофон с дисками (прослушивание сказок, песен, стихов о майском жуке, музыки);

– Шапочки насекомых.

Взаимодействие с семьёй, работа с родителями:

– Анкетирование родителей «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей»;

– Подбор художественной литературы о насекомых;

– Чтение стихов, сказок, отгадывание загадок о майском жуке;

– Разучивание стихов Карим Г.., «Майский жук зовётся майским….», Маргарита К.., «Прилетел в сад жучок….»;

– Раскраски – распечатки насекомых.

Планируемые результаты ООД:

Целевые ориентиры:

 – Ребёнок отвечает на простые вопросы при рассматривании картинок, поделок майского жука, умеет поддерживать беседу, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, проявляет активность при рассказывании стихов, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведения (стихи «Майский жук зовётся майским…..», « Прилетел в сад жучок»); проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам; обладает элементарными представлениями из области живой природы;  принимает активное участие в продуктивной деятельности (лепка майского жука), владеет навыками самообслуживания, у ребенка развивается мелкая моторика; принимает участие в игре с несложными движениями «Жук».

Задачи:

Художественно – эстетическое развитие:

– Продолжать знакомить детей с предметной лепкой, формировать умения детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть лапок);

– Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара);

– Развивать координацию в системе « глаз – рука», синхронизировать работу обеих рук, способности к восприятию музыки, художественной литературы;

– Совершенствовать приёмы раскатывания, скатывания, надреза с помощью стека;

– Приобщать к художественно-эстетической деятельности, развивать потребности в творческом самовыражении, инициативности, аккуратности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Познавательное развитие:

– Совершенствовать умение обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, гладить;

– Закреплять представления о частях тела насекомого.
Речевое развитие:

– Формировать умение отвечать на вопросы, побуждать к речевому взаимодействию;

-Обогащать пассивный словарь;
– Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова.

Социально – коммуникативное развитие:

– Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться с взрослыми и сверстниками;
– Воспитывать бережное отношение к живой природе, насекомым, вызвать интерес  к майскому жуку.

Физическое развитие:

– Формировать у детей ценностей здорового образа жизни;

– Развивать представление о своём теле и своих физических возможностях.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Игра – приветствие: «Здравствуй, друг». (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

 

  • Введение в ОД: мотивация детей.

  – Здравствуйте ребята! У меня на столе для вас сюрприз. Игрушка майского жука прикрыта платком. Ребята попробуйте отгадать, кто же там находиться? Для этого я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать их:

  1. Тёплым днём, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я – майский …..(жук).

  1. В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит самолетом?

Ну, конечно, майский….(жук).

-Дети: Майский жук. Кто – то из ребят открывает майского жука (убирает платок).

– Правильно, майский жук. Молодцы ребята!

Звучит звук взлёта майского жука и взмах крыльев.

– Ребята, какой звук интересный, необычный! Что же это за звук такой, на что похож?

– Дети: высказывают свои предположения.

  1. Актуализация знаний детей

– Ребята, скажите, пожалуйста, каких насекомых вы ещё знаете?

– Дети отвечают: бабочка, пчела, шмель, комар, муха, оса, муравей, жук….

– А где живут насекомые?

– Ответы детей: в лесу, на цветах, на земле, в поле, в траве…..

– Ребята насекомых очень много, и жуков майских тоже много. Вот у меня на столе поделка майского жука и он один. Ему одному очень скучно. Что можно сделать, чтобы ему не было скучно. И чтобы он не грустил? Видите, он сидит, не летает и не жужжит.

– Дети: мы можем слепить таких майских жуков. И поиграть с ними.

– Да ребята, действительно, мы так и сделаем. А теперь мы немного поиграем, сделаем физкультурную минутку.

Физкультминутка «Жук»

Жёлтый жук жужжит:

« Привет,

Тороплюсь я на обед.

(Ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения локтями вперёд)

Разгоняюсь по дорожке,

Поднимаю крепко ножки,

( Руки вперёд – вверх, поднимаясь на цыпочки)

Быстро крылья поднимаю,

( Руки в стороны, взмахи кистями)

И стремительно взлетаю!

( Взмахи более широкие, от плеча)

Ж – ж – ж – ж – ж!»

( Мелкий бег на месте и « жужжание»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИТОГОВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: « Насекомые».

Цель: Обобщить представление детей о насекомых (виды насе¬комых, их особенностями жизни и строения). Задачи: 1. Формировать представление детей о взаимосвязи изменений в ...

Проект в средней группе Тема: «Насекомые»

Вид проекта:краткосрочный, групповой , исследовательский .Возраст:  для детей 4-5 лет.Продолжительность проекта: 3 недели.Участники проекта:дети средней группы, родители воспитанников, воспи...

Проект в средней группе:" Мир насекомых"

Проект для  средней группы про насекомых, кратеосрочный...

Проект в средней группе «Мир Насекомых»

Актуальность: Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосн...

Краткосрочный проект для средней группы "Мир насекомых"

Цель - познакомить детей с насекомыми, развиваль любовь и бережное отношение к природе....

Проект в средней группе "Мир насекомых"

Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания....

Проект в средней группе «МИР НАСЕКОМЫХ»

Дети – юные исследователи с интересом наблюдают за жизнью вокруг себя. Вокруг летают яркие бабочки, жужжат пчёлы в поиске ароматных цветов, туда-сюда по своим тропинкам бегают трудолюбивые насек...