Проектная деятельность в первой младшей группе « Наш друг-Снеговик»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Смирнова Ирина Константиновна

Муниципальное Казенное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад «Радуга» город Лахденпохья

 

 

 

Проектная деятельность в первой младшей группе

« Наш друг-Снеговик»

 

Актуальность проекта: Перед Новым годом, захотелось рассказать  детям о снеговике , что снеговик — это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд, в снег;

Обогатить знания детей о природном объекте – воде, выявить свойства воды.

Повысить познавательный интерес к экспериментам;

Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, творчество.

Обогатить активный и пассивный словарь детей за счёт слов : «холодный», « Зимушка-зима».

Цель проекта:

Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой, а так же в НОД

Задачи проекта:

- Дать детям элементарные представления о природном объекте – вода, ее превращениях в снег, лед.

- Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

- Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений

- Вызвать интерес детей к изображению снеговика. Дать наглядное представление о «части и целом»( Снеговик-целое, снежки-части).

- Развивать творческие способности детей, учить  раскатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять комки вместе создавая снеговика.

- Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы, учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из несколько частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти.

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности

-  Расширить знания детей о празднике  «Новый год».

- Способствовать сплочённости родительского коллектива.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

- Способствовать развитию детской речи через чтение и заучивание стихотворения  «Снегопад»

-  Развивать двигательную активность детей, через подвижные игры

- Развивать коммуникативные навыки детей через беседы о  зиме, снеге, новогоднем празднике.

- Развить сообразительность, через загадки.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой

 Вид проекта:   краткосрочный.

Сроки реализации: 3 недели.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, воспитатели.

Презентация проекта:

Новогодний праздник « День рождения Снеговика»

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап. Работа с детьми.

Беседы с детьми  о снеге

Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о снеге, воде.

Основной этап

- Рассматривание картины  «Зимние забавы»

- Беседа с детьми о зиме, снеге новогоднем празднике.

- Рассматривание и чтение художественной литературы о зиме, Новом годе.

- Наблюдение на прогулке. «Снегопад». (см. приложение).

- Загадки о снеге, о зиме.

- Опыт №1 «Снег и его свойства» (см. приложение).

 - НОД . Тема: «Снег, снег, кружится…» (см. приложение).

- Чтение стихотворений о зиме.

- НОД. Рисование. Тема: « Дорисуй картинку -Снегопад».

- НОД. Лепка. Тема: «Снежки для снеговика.»

  - Опыт №1 «Снег и его свойства». (см. приложение).

- Подвижная игра «Снег кружится» (по стихотворению А.Барто) (см. приложение).

 - Опыт № 2 «Что такое снег?» (см. приложение) .

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, открыток, сюжетных картинок со снеговиком и Новым годом

- Подвижная игра «Выпал беленький снежок» (см. приложение).

 - НОД. Аппликация «Друзья для снеговика» (оформление панно). (см. приложение)

 - НОД. Рисование «А у нашего двора снеговик стоял с утра». (см. приложение).

  - Просмотр мультфильмов о зиме.

  - Показ настольного театра «Наш друг — Снеговик». (см. приложение).

Работа с родителями:

Просьба принять участие в выставке творческих работ  на тему « Наш друг - Снеговик».

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Оформление мини-музяя «Такие разные снеговики»

Новогодний праздник «Волшебный сундучок»

Результаты проекта «Снеговик».

Во время проведения проекта «Снеговик» дети должны всесторонне исследовать снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотреть его, потрогать, понюхать , тем самым развиваем у детей познавательный интерес.

В НОД художественное творчество при лепке снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями , в соединении комочков вместе.

За это время дети должны понаблюдать за снегопадом во время прогулки, рассмотреть  снежинки, узнать, что снег холодный, тает на ладошке. послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами) .

В ходе проекта «Снеговик» у детей должен возникнуть интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети должны приобрести  элементарные знания о снеге, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег — это много снежинок.

В течении всего проекта дети будут играть в подвижные и речевые игры «Выпал беленький снежок», «Снег кружится», «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка? » — научились соотносить собственные действия с действиями участников игры в соответствии с текстом. Дети познакомятся с новыми художественными произведениями :С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег», Н. Никитин «Встреча зимы», Я. Аким «Первый снег», З. Александрова «Снежок», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка»,

. Познакомятся и выучат наизусть стихотворение З.Рождественской «Звёздочка-малютка».

Во время экспериментальной деятельности будут  проведены опыты со снегом: «Снег и его свойства», «Что такое снег?», «Лёд и его свойства», в процессе чего дети узнали, что снег холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, а когда он влажный из него можно лепить; в тепле снег превращается в воду. Ещё узнали, что вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).

Игровая деятельность

Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Цель: Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.

Ход игры :взрослый поёт, а дети подражают словам песни.

«Выпал беленький снежок, ( Дети, стоя кружком, поднимают руки вверх)

Соберёмся мы в кружок. (Собираются в кружок)

Снег, снег, белый снег опускают их, (Подражая падающему снегу)

Засыпает всех.»

«Мы на саночки садимся (Становятся друг за другом и бегут по кругу)

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег —

Мчимся мы быстрее всех.»

 

«Дети все на лыжи встали, (Идут медленно по кругу)

Друг за другом побежали, ( Руки согнуты в локтях, сжаты в кулачки как будто держат лыжные                             палки и бегут)

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.»

 

Мы из снега ком слепили, (Дети наклоняются и показывают как лепят снеговика)

Снеговика мы мастерили.

Снег, снег, белый снег

Снеговик наш лучше всех!

Дети к вечеру устали (Садятся на корточки,

И в кроватках задремали ( Ручки под щёчку, «спят»)

Снег, снег, белый снег

Спят ребята крепче всех!

Подвижная игра «Снег кружится»

(по стихотворению А.Барто)

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-эмблемы.

Воспитатель предлагает детям покружится, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашает детей приблизиться, произносит :«Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»

Дети выполняют действия произвольно, и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!»( В-в-в-в –произносят дети).

Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

(Дети разбегаются по площадке)

 

 

 

Экспериментальная деятельность.

Опыт № 1. «Снег и его свойства»

Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый , холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

Материал: снег в тазике.

Ход, содержание опыта: принести в группу снег .Предложить потрогать рукой- снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут ,снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки.. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.

Опыт № 2. «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Материал: снег, тазик, морковка, камешки .

Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.

Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза- камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.

 

 

 

 

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности

В первой младшей группе.

Аппликация – игра «Друзья для снеговика»

Задачи: Вызвать интерес к изображению снеговика .Дать наглядное представление о «части и целом»( Снеговик –целое, снежки-части).Учить использовать в работе ватные диски, вату. Развивать чувства формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.

Материал : игрушечный снеговик, половина листа голубого цвета, ватные диски, клей, кисти, детали для оформления снеговика (нос, ведро)

Ход, содержание:

1.Воспитатель показывает игрушечного снеговика.

Педагог: «Посмотрите, кто к нам пришёл.

Снеговик, снеговик

Появился во дворе,

Нос – морковкой,

И ведро на голове»

 

В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка , чтобы ему не было скучно.

Из каких частей состоит снеговик?(из кругов, ведра)

Сколько белых кругов нам понадобиться ?(Три).

Какого размера самый нижний круг? (большой). А на нём? (поменьше, это туловище). А самый верхний круг какого размера? (маленький, это голова.). Сколько глаз у снеговика?(два).Что у снеговика на голове? (ведро).

Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги.»

Рассмотрев из чего же состоит снеговик ( из 3 комочков – большого, поменьше и маленького), какого цвета (белого), воспитатель поясняет , как нужно намазывать ватные диски и приклеивать на бумагу, координирует действия детей.

Дети включаются в работу.

2.Пальчиковая игра «Что мы делали»

 

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идти» по столу указат. и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили, (Лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались ,(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись .( положить ладошки на стол то одной , то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щёку).

 

 

 

Сказка «Наш друг — Снеговик»

(настольный театр)

Ход мероприятия:

- Ребята, мы много говорили с вами о Зиме , ее сюрпризах и проказа. А сейчас я хочу вас познакомить со сказкой. Называется она — «Наш друг – Снеговик».

(Воспитатель ставит перед детьми макет настольного театра «Зимней сказки» )

 

Жили – были старик со старухой. Раз говорит старик:

- Что-то скучно, баба, дома сидеть, пойдем во двор снеговика лепить, погода на улице чудесная, снег липкий!

- Пойдем! – сказала старуха.

Слепили дед с бабой снеговика, одели на голову ему старую шляпу, вместо носа воткнули морковку, на шею повязали шарф, а рядом поставили метлу. Очень веселый получился снеговик!

Смотрят дед с бабой на снеговика, не нарадуются, да только вот устали они очень, пока снеговика лепили. Решили пойти в дом – отдохнуть.

Дед с бабой дома сидят, блины едят, чай пьют, да разговоры ведут, а снеговику одному скучно во дворе стоять, да дом охранять. Встрепенулся он, отряхнулся, взял в руки метлу, да и пошел себе со двора к воротам, от ворот на тропинку, да по тропинке той в лес.

Идет Снеговик красотой зимнего леса любуется, а навстречу ему Заяц.

Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Ребята, вам моя история никакую сказку не напоминает?» (Ответы детей , наводящие вопросы воспитателя, если того требуют обстоятельства)

-Колобок!

- Молодцы! Продолжим дальше?

Сидит Заяц возле елки и плачет

- Что случилось, что ты заинька плачешь?

-Да как же мне не плакать?

Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Из какой сказки слова?»

(Ответы детей)

Стал Заяц рассказывать Снеговику, как тяжело приходится ему жить в лесу зимой: холодно, хищники голодные и свирепые, да и самому голодно – нечего кушать в лесу.

Пожалел Снеговик Зайца, отдал ему свою морковку, а сам пошел дальше. Очень нравилась Снеговику прогулка по зимнему лесу. Елочки в снежные шубы одеты. Вдруг видит, две птички щебечут возле дерева. Подошел Снеговик и спрашивает:

-Что случилось?

- На ветках этого дерева было наше гнездо, но подул сильный ветер и сбросил его вниз, а метель и вьюга занесли и замели его снегом.

- Не печальтесь,- ответил Снеговик. Возьмите мою теплую шляпу, пусть она послужит вам гнездом  

Снял он свою шляпу, привязал ее к ветке дерева, чтобы ветер больше не смог сбросить ее на землю ,а сам пошел дальше.

Идет Снеговик , песни распевает, серебристым блеском снега любуется. Вдруг слышит, кто-то ревет, испугался Снеговик, спрятался за сугроб и наблюдает. А это Мишутка из своей берлоги выглядывает и ревет.

-Что случилось? – спрашивает

- Проснулся я , вижу мама спит, дай, думаю, взгляну одним глазком, что в лесу происходит. Вылез из берлоги – а кругом белым – бело, ну , думаю, сколько сахара кругом, а я сплю. Решил я этого сахара попробовать, да так напробовался, что горло заболело, теперь уснуть не могу.

- Не реви!- сказал Снеговик. Возьми мой шарф!

- А как же ты ? – спросил Мишутка.

- Да, мне морозы нипочем, я наоборот себя плохо чувствую, когда тепло.

Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Почему Снеговик себя плохо чувствует в тепле?» (Ответы детей)

- Спасибо! – сказал Мишутка, повязал шарф на больное горло, прижался к теплой маме-медведице и заснул в берлоге до весны.

Только хотел Снеговик продолжить свое путешествие по зимней сказке…

Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Ребята, кто является героем «зимней сказки?» (Ответы детей: метель, вьюга, снежинки, сугробы, Снегурочка, Снеговик, Дед Мороз)

- Вот именно Деда Мороза наш Снеговик –то и увидел!

Дед Мороз стоял возле своего дома и размахивал руками.

- Что случилось?- спросил Снеговик.

-У меня в гостях были Вьюга и Метель. Уходя , они занесли все дорожки и тропинки. Мне нужно проверить все ли в порядке в лесу , а пройти я туда не могу.

-Ну, это дело поправимо, со мной же моя метла, я тебе помогу.

Пошел Снеговик с Дедом Морозом в лес , а по дороге рассказал о своих приключениях. Обрадовался Дед Мороз и сказал:

- Оставайся со мной жить, верой и правдой будем лесу служить!

-Понравилась вам моя сказка, ребятки? Кто является ее главным героем? Какой он, Снеговик? (Ответы детей)