почва
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

Дети проводят опыты с почвой, определяют их свойства, инсценируют сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изучение почвы186.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Конспект ООД в подготовительной группе

«Почва»

Картинка 23 из 95503

                                                                                    Подготовила:

                                                                                  воспитатель

                                                                                Лещук А.Г.    

Саранск

 2023

Образовательная область: «Познавательное развитие».

 Вид занятия: обобщение материала.

 Возрастная группа: подготовительная группа.

 ООД по инновационной деятельности «Почва»

 Цель: ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее   составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира 

 Задачи:

   Обучающие: расширение представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных; уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

   Развивающие: Развитие познавательного интереса детей, речи, внимания, воображения, восприятия.

  Воспитательные: Воспитание интереса к исследованию состава почвы; уважительного отношения к труду; формирование правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять)

  Интегрируемые образовательные области:

   ОО «Речевое развитие»

   Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Побуждать детей к ответам на вопросы педагога. активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

  ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.  Развивать стремление к исполнительской деятельности.

ОО «Познавательное развитие»

Закрепить знания о представителях животного мира почвы, строении растений. Расширять представление детей о почве, ее составе; формировать навык опытнической деятельности;

ОО «Физическое развитие»

Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности.

Словарная работа: почва, кладовая, воздух, лаборатория, плодородная, перегной, жукам – древоточцам, минералы, мышь-полевка, крот, дождевой червь, муравей, жаба.

Активизация в речи слов: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная.

Закрепление в пассивном словаре слова: почва, воздух

Предварительная работа:

      Беседа о животных, растениях. Наблюдение в природе за дождевыми червями и жуками. Работа в уголке природы (рыхление, полив). Чтение рассказов и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: презентация: «Состав почвы»; плакат- таблица «Почва в разрезе»

Раздаточный материал: почва, стаканы с водой; фартуки; подносы; палочки; влажные салфетки на каждого ребенка; клеенки; салфетки.

Оборудование: проектор, экран, слайды, магнитола.

Форма проведения: групповая

Методические приемы

Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция, обсуждения, поощрения.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Мотив детской деятельности: проблемно-игровой

Ход занятия:

1.Вводная часть. 

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни,

И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд,

Каждый здесь другому рад.

 Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Воспитатель: Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы, присаживайтесь на стульчики.  Есть у природы  удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа.  Как выдумаете, ребята, что это? (ответы детей) Я вам помогу, а для этого вы разгадаете ребус, нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва).

2.Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее. Что же такое почва? Как вы думаете дети? (ответы детей).

Воспитатель: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы,

вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Воспитатель: Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний, плодородный  слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений.  Ветер приносит с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывают тонкий слой перегноя. 

Воспитатель: Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет, разрушаются сломанные деревья, пни. Всё это ложится на землю и перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше. Перегной – питательный почвенный слой.

Воспитатель: И чтобы лучше запомнить, как почва образуется послушаем и посмотрим сказку Натальи Александровны Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

Лесная поляна, на ней стоит пень.

Воспитатель.  «Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. (ребенок выполняет действия сказки) Сидит Медведь, Машеньку вспоминает.

Медведь.  Хороший пенек. Помню Маша мне говорила: «Не садись на пенек, не еж пирожок». Ох, хорошо отдохнул, пора домой идти.

Воспитатель.  А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.  Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

Жуки: Кто, кто в пенечке живет?

Воспитатель.  Никто не отвечает. Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить. И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет, да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Воспитатель.  Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

Медведь. Как же так? Точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? (Ищет) Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу.

Воспитатель.  Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?

Воспитатель.  Объясните Медведю, куда пропал пень. (Ответы детей)

Воспитатель: (слайд) Посмотрим таблицу «Почва в разрезе». Какого цвета верхний слой земли? (Темного) Это плодородный слой земли.  Какого цвета следующий слой земли?  (Желтого) Как вы думаете, что это?  (Песок) Дальше мы видим изображение подземных вод.  Каким цветом изображена вода?  (Голубым) Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?  (Рыжим) Еще почву называют «Подземным царством». (слайд) Как вы думаете, почему? (В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.)). 

Я буду загадывать загадки.

1)Маленький  рост, длинный хвост,

    Буроватая шубка, остренькие зубки,

    Под землей таится, в поле ходит покормиться. (мышь-полевка)

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

 Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

 Темнота и теснота в подземелье у … (крота) 

3)Мой хвост не отличишь от головы

  Меня всегда в земле найдете вы.

  А если вдруг пролился дождик

  Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

   Волокут со всех концов, материал для стройки.

   Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

   И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

    Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)

5)Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

   Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Воспитатель: Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы с вами проверим это на опытах. Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель: Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (Воспитатель дает каждому ребенку комочки земли, раскладывая ее на белые листы, дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). 

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Всем командую: «Подъём!»

В лабораторию пойдем.

   

  Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.

4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Воспитатель: Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

ОПЫТ 1: В почве есть  воздух.  Им дышат многие животные подземного мира.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. (выполняют дети)

Какой вывод  можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Воспитатель: Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утрамбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой). Давайте проверим. Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).

Воспитатель: (выполняет педагог) Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков. Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).

Воспитатель. Где подземным жителям легче дышать? А почему в уплотненной почве воздуха меньше? (ответы детей) Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше. Давайте это увидим сами.

ОПЫТ 2. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.

Воспитатель. Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух. А сейчас сожмите кусочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? (ответы детей) Он увеличился или уменьшился? Почему? (ответы детей)

Вывод: Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

Воспитатель. Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему? (ответы детей)

Воспитатель. Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По тропинке мы идём                                                            (ходьба на месте)

Листья на земле найдём                                                         (наклоны вперёд)

А под листьями жуки, муравьи и червяки                            (приседания)

Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды                  (приседания)

И земля как пух весной, все растения рады              (круговые движения руками)

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей) Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь, и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Воспитатель: (выполняют дети) Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем ( на столе) Что осталось на салфетке? (влажное пятно) 

Вывод: в почве есть вода, поэтому и растут растения.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе.

ОПЫТ 4. Рассмотрим воду у меня в баночках.

Воспитатель. Чем они отличаются? (ответы детей) Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.

Воспитатель. Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? (ответы детей)

Воспитатель. (выполняет педагог) Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной. Что изменилось? (ответы детей)

В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.

Воспитатель. Представьте себя на месте дождевого червяка или крота. Какую бы почву вы выбрали для своего дома? Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их? (ответы детей)

ВыводВ жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и

«мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.

Воспитатель. Откуда берется «мертвая вода»? (ответы детей)

Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д.  Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.  Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.

3.Заключительная часть.

Воспитатель. Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?  (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве)  Что полезного мы узнали сегодня? (ответы. Все опавшие листья превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.) 

Воспитатель: Молодцы дети, вы внимательно слушали и ответили на все мои вопросы.

4.Рефлексия.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем

передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.  Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения. Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом  земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

5.Дальнейшая разработка темы.

Воспитатель: А сейчас, чтобы увидеть, как горсточка семян превращается в цветы, овощи мы посеем их в ящики с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их развитием.

6.Литература.

  1. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – Спб.: Речь, 2006. – 64 с.
  2. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
  4. Рыжова Н.А. «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005 – 98с.
  5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду Подготовительная к школе группа Издательство Москва Синтез 2017 - 34-37с.

      5. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и                         старшего дошкольного возраста. – Спб.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву»Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа№2 «Солнышко»

Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....

Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.

Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву),  в процессе опытов установить состав почвы....

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....