Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закалина Тамара Эдуардовна

ЦЕЛЬ:

Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                     Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                        ______________С.Ю.Месикова

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

Подготовил  воспитатель:

Закалина Тамара Эдуардовна

ЦЕЛЬ:

Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

ЗАДАЧИ:

1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;

2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

3) Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) Двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью "почва - взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) Восприятие фольклора: пословиц о земле.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ПК и презентация "Состав почвы", "схема-плакат состав почвы", для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы, для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч - 4 шт., 8 леек для полива.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Восптатель: - Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. - Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).

- Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.

- Что же такое почва?

- Как вы думаете дети? (ответ детей)

Вопитатель: - Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом

появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СОСТАВ ПОЧВЫ".

Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва - это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары - осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву)толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога, как говорит народная пословица: "Из земли пришли, в землю уйдут".

- А, что это означает? (ответы детей).

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. - А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).

- Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).

- Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта. Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений - это и есть перегной. Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. - Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).

Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.

- Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).

- Кто живёт под землёй?

Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время - осень, когда растения: деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА "СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ".

- Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.

Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА "ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ".

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой "червяк" и соё "дерево". В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут "норки" червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего "Осень" - дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.

- Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).

- Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?

- Что же мы сможем сделать?

- Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)

- А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело - полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

- Какие пословицы о земле вы знаете?

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмёшь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

- А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из "подземного жителей", который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"

   Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Почва – живая земля».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Почва – живая земля».Образовательная область: познавательное развитие...

Конспект занятия ОД в средней группе «Почва-живая земля».

Конспект занятия ОД в средней группе .«Почва-живая земля».Задачи: 1. Познакомить детей с составом земли. Познакомить с некоторыми почвенными обитателями;2. Развивать у...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва – живая земля»

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к почве, её значению в жизни растений и человека.Образовательные задачи: Сформировать знания детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, чёрная, рыхлая.Сформ...

Конспект НОД в старшей группе "Песок, глина, земля"

Конспект НОД предназначен для деей старшей группы в ходе работы по экспериментированию....