Конспект НОД в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива" | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ детский сад №57 ОАО «РЖД»
Конспект НОД в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
Программа, на основе которой ведётся образовательное направление «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа поликультурного образования «Диалог культур» Шарпак Л. А.
Возрастная группа: старшая.
Тип занятия: интегрированное.
Место занятия в разделе программы: является частью программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края.
Задачи:
- Формирование нравственного поведения в повседневной жизни.
- Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к нашей Родине.
- Воспитывать чувство гордости за своих родных, воевавших на фронте.
- Развивать художественные и творческие способности.
- Осуществление идеи связи поколений.
- Выработка собственной осмысленной, аргументированной позиции относительно важнейших событий отечественной истории.
Обоснование выбора типа занятия:
Интегрированное занятие – организуется в целях решения задач:
- приобретение опыта выработки индивидуальных и коллективных решений;
- углубление полученных знаний и практических навыков;
- формирование познавательной мотивации;
- развитие творческих способностей.
Какие особенности и возможности воспитанников учтены: Развиты сообразительность, любознательность, творческие способности, умение легко и быстро находить ответ, Уметь формулировать понятия нравственного поведения, формирование положительных черт характера.
Задачи воспитанников на занятии: Выслушивать задание (вопрос) до конца, умение собраться с мыслями и дать полный ответ, прислушиваться к мнению сверстников, (умение радоваться или сопереживать другим), закрепить умение договариваться, работать группой.
Использование возможностей технических средств обучения: Использование аудиозаписи, ноутбук.
Словарная работа: вечный огонь, орден красной звезды, Неизвестный солдат, ветераны, герой, письма - треугольники.
Оборудование и материалы: фотографии Гитлера, фотографии военных лет, макет вечного огня, свеча, часы,ордена фронтовика, письмо с фронта, фотография Егорова М. А., альбомные листы,восковые мелки, ноутбук, песни военных лет, стенд с фотографиями «Мы помним! Мы гордимся!».
Ход НОД
Предлагаю детям сесть, звучит песня «журавли» Я. Френкеля и зажигаю свечу.
Воспитатель (вполголоса):
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает.
На что похож огонек пламени?
В каких еще ситуациях дети могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, о важном и глубоком?
А где может гореть огонь? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку.)
Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это вечный огонь. Он горит зимой и летом, днём и ночью.
А что такое вечный огонь? Почему он горит всегда? ( Чтобы помнить солдат, которые погибли на войне)
- Да, вечный огонь – это памятник всем солдатам, которые сражались с фашистами. Вечный огонь – постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат.
ПОКАЗ «Огонь на могиле Неизвестного солдата», и макет «Вечный огонь - курган Бессмертия в Реадовском парке».
Вечный огонь в Смоленске в сквере памяти героев зажжён в 1968 году, в 25-ю годовщину освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Огонь, зажжённый от Вечного огня у могилы Неизвестного солдата в Москве, был доставлен на бронетранспортёре. Право зажечь смоленский Вечный огонь было предоставлено М.А. Егорову, водрузившему знамя победы над Рейхстагом.Его могила тоже находится здесь. А позже был установлен и бюст Егорову М.А.
В сквере памяти героев
Я волнения не скрою
Здесь, у Вечного огня.
В сквере памяти героев
Охватила грусть меня.
Ах, какою же ценою
Завоёван этот мир.
Под стеною крепостною
И боец, и командир.
Память в сердце не убита.
Мы живём, в себе храня,
Пламя Вечного огня.
Свечка гаснет. Показ фотографии с изображением могилы неизвестного солдата.
Кто из детей был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? (Выслушиваются ответы детей.)
Почему могила называется могилой Неизвестного солдата? (Дети высказывают свои предположения.)
Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, павших на поле битвы во время последней большой войны. Она называлась Великой Отечественной войной. Это была война с фашистами, которые хотели захватить нашу страну, бомбили наши города, жгли деревни и убивали людей. Много солдат погибло в боях на той войне. Не всех убитых могли опознать, не у всех находили документы. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно».
А что значит вторая часть надписи: «Подвиг твой бессмертен»? (Дети высказывают свои предположения.)
Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить: похороненные здесь солдаты погибли, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков.
Как дети думаете, почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь? (Выслушиваются версии детей.)
А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или, чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?
Но главное, что огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества. Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.
Диана читает стихотворение:
А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
Б. Высоцкий
Воспитатель: Да, это была страшная война . Рано утром 22 июня 1941 года в субботу с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили порты и города , аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы и детские сады., больницы и жилые дома. (фото сражений)
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога,
Ступала фрица-негодяя,
Там пепел, смерть и нищета.
Имя этого страшного человека Адольф Гитлер. Посмотрите на фотографии. Он со своей армией напал на нашу страну.
Все люди поднялись на защиту своей Родины. Много солдат полегло на поле боя. Но победа осталась за теми, кто защищал свою Родину от захватчиков.
- Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями.
- Как вы думаете, что такое подвиг? ( Это смелый, отважный, хороший поступок.)
- А как называется человек, совершивший подвиг? (Герой)
Воспитатель: Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Есть они и в нашем городе. Вы знаете эти памятники? (иллюстрации)
- Как мы должны к ним относиться?
- Война коснулась всех людей нашей страны. Мой дедушка Кулешов Николай Семёнович на второй день войны был захвачен немецкими солдатами. Но его не убили. Всю войну, долгие 4 года он провёл в плену в Германии в городе Дорт. В апреле 45 года его освободили наши солдаты и дедушка вернулся домой, к своим родным.
-И у нас в группе есть ребята, у которых прадедушки, прабабушки, дедушки были на войне. И сейчас мы послушаем рассказы ребят. (Кира, Даша, Ваня).
Подходим к стенду «Мы помним! Мы гордимся» - рассказы детей о своих прадедушках.
Показ медалей и орденов прадедушки Киры – Волкова Якова Михайловича –сопровождается чтением стихотворения (читает ребёнок)
Дедовы медали Юрий Соловьёв
Когда мне было четыре года,
Достал мне дедушка однажды из комода
Три звёздных ордена и шесть медалей.
Я помню радость ту, что в руки мне их дали.
Я восхищалася геройским дедом,
Когда пиджак он одевал на День Победы.
Когда на солнце, для всех сверкали
Три звёздных ордена и шесть его медалей.
Воспитатель: Наши дедушки и прадедушки были настоящими героями, мы не должны забывать их. А сейчас давайте прокрутим стрелки на наших часах времени назад, закроем глазки и попробуем оказаться в прошлом, на фронте, на привале. (Переходим к импровизированному костру, рассаживаемся, надеваем пилотки, пишем письма, чистим оружие, рассматриваем котелок, накидываю на плечи солдатскую рубашку).
Воспитатель: В холодные осенние вечера, в минуты затишья между боями, солдаты вспоминали мирные дни, писали письма своим любимым.
Воспитатель: посмотрите дети, вот так в войну наши солдаты отправляли письма своим родным и близким. Потому что в войну не было на фронте конвертов, и солдаты сворачивали свои письма в треугольники. И один из таких треугольников я вам сейчас покажу и давайте послушаем, о чём это письио? (Звучит аудиозапись письма с фронта).
Мальчик, разворачивает письмо, свёрнутое треугольником, читает:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой.
Будем мы фашистов гнать,
Береги сыночек мать.
Позабудь печаль и грусть,
Я с Победою вернусь.
Обниму вас наконец,
До свиданья. Твой отец!
Воспитатель: - О чём писали с фронта? – Письма поддерживали, ободряли, призывали к общей цели — победе над фашизмом.
- Чем закончилась ВОвойна? (Победой нашего народа над фашистской Германией)
- Да, и 9 мая 1941года прогремел победный салют. А мы с вами возвращаемся в наше время и тоже попробуем изобразить победный салют, в память о героях войны.
Физкультминутка "Салют"
Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.
И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.
Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером,
И там, и тут! Помахать руками над головой влево- вправо.
Над площадью, над крышами, Присесть, встать,
Над праздничной Москвой руки с раскрытыми пальчиками поднять
Взвивается все выше вверх ( 2-3 раза)
Огней фонтан живой.
На улицу, на улицу Легкий бег на месте
Все радостно бегут,
Кричат: " Ура!" Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»
Любуются на праздничный салют! Раскрыть пальчики веером,
руками над головой влево – вправо.
9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы во многих городах нашей Родины. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Но какие это были годы. В этот день вся страна будет чествовать ветеранов Войны, и тех, кто не дожил до этого светлого дня.
Воспитатель: И сейчас я предлагаю вам передать привет из будущего в про шлое и нарисовать письмо о Победе тем солдатам, которые защищают нашу страну и ещѐ не знают, что скоро придѐт День Победы. А письма эти будут не простые, а военные, отправленные по военно- полевой почте. А какие на войне отправлялись письма? Дети: Письма – треугольники.
Воспитатель раздаѐт листы. Воспитатель: предлагаю детям нарисовать салют победы. Дети переходят к рабочим местам, на которых приготовлено все для рисования восковыми мелками и красками.
Дети рисуют , а теперь сложим наши листы с рисунками письмом –треугольником. (показ последовательности), опускаем письма в «почтовый ящик».
Воспитатель: Эти письма полетят на фронт, их получат солдаты, и ещѐ яростнее будут сражаться, чтобы поскорее настал этот великий день - День Победы.
Ребята, кто хочет, может подарить эти письма солдатам ВОВ, а в настоящее время ветеранам. Дети, если вы 9 Мая встретите человека с наградами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему спасибо за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ведь благодаря им у нас с вами мирное время. Им будет приятно, что мы помним о той замечательной Победе.
Воспитатель: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на одежду георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают? Дети: Чѐрный - дым, оранжевый – огонь.
Воспитатель: Правильно! И сейчас я хотела бы поделиться с вами такими ленточками, чтобы сегодня и всегда вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.
Воспитатель раздаѐт детям георгиевские ленточки, непосредственно образовательная деятельность на этом заканчивается
Воспитатель: Гаврючкова И. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. На тему: « Мы живы, пока наша память жива!» Автор: Терентьева Наталия Анатольевна ДОУ «Золотой ключик»
Муниципальный конкурс разработок мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне1941-1945г, оснащенных мультимедиа поддержкой....
конспект нод Познавательное развитие по ФГОС "Мы живы пока наша память жива"
В настоящее время подрастающее поколение не проявляет интерес к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины. Использование сведений ...
конспект "Мы живы, пока наша память жива..."
конспект НОД с использованием ИКТ...
Конспект занятия в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
Конспект занятия в старшей группе...
Методическая разработка Сценарий открытого мероприятия, посвященного 74-й годовщине Победы "Проходят года-наша память жива!"для старшей группы детского сада
Методическая разработка "Сценарий открытого мероприятия, посвященного 74-й годовщине Победы "Проходят года-наша память жива!"...
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы«Мы живы, пока память жива»
Конспект для детей подготовительной к школе группы«Мы живы, пока память жива»...
Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Мы живы, пока наша память жива"
Цель. Вызывать живой отклик на события военных лет и чувство глубокого уважения к тем людям, которые победили в 1945 году на основе ярких впечатлений и исторических фактов.Задачи:Создать условия для р...