Конспект занятия в старшей группе «Почва»
план-конспект занятия (старшая группа)

Аболмасова Татьяна Викторовна
Материал о воспитании у детей нравственно - патриотических чувств: любви к своей Родине, родному краю, через изучение её природных богатств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Почва»

Цель: воспитывать у детей нравственно - патриотические чувства: любви к своей Родине, родному краю, через изучение её природных богатств.

Задачи:

      Уточнить смысл понятий «Родина», «малая Родина».

      Расширять и уточнять представления о Курском крае, его природном богатстве - чернозёме.

      Воспитывать любовь к родному городу, краю.

      Систематизировать  знания детей о почве, её составе.

      Уточнить значение почвы для жизни растений и человека.

      Уточнить смысл  понятий  «перегной», «плодородная».

Формировать у детей познавательный  интерес к объектам неживой природы.

Развивать исследовательские навыки и умениями.

Продолжать развивать умение детей анализировать, делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности.

Уточнить знания  детей о представителях почвенной фауны.

Формировать основы экологической культуры.

                                                                  Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются с гостями.

В. Дети, я хочу загадать вам загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Д.  Земля.

В.  Правильно, Земля. В руках у меня глобус - модель земли. Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. У каждого кто живёт на земле, есть особое место, которое ему очень дорого. Это место где он родился, Ка называется такое место?

Д.  Родина.

В. А какое имя носит наша с вами Родина?

Д.  Россия.

В. Правильно. Россия очень большая страна, государство, богатое и сильное (показывает  на глобусе). И где-то на её необъятных просторах есть одно маленькое местечко, которое называется «малая Родина».  Это как раз тот уголок  нашей н Родины, где родился каждый из нас, где  его окружают родные, любящие и понимающие его люди.   И чтобы быть совсем точными, давайте назовём свою малую Родину.

Д.  Курская область, город Щигры. ( Вос-ль отмечает место на глобусе)

В. Каждый уголок России чем-то богат и знаменит. А чем богата и знаменита наша малая Родина?

Ответы детей. ( КМА, курскими соловьями, чернозёмами.)

В.  Весь мир знает КМА, место, где добывают железную руду, многие слышали изумительное пение Курских соловьёв, а вот многое ли они знают о чернозёме? А сами то мы что об этом знаем?

Ответы детей.

В. Правильно. Чернозём это почва.  Давайте вместе с вами  уточним, как же образовалась почва?

Ответы детей.

 В.  На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. Так же в этом процессе активно участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу.

Назовите, кто участвует в создании перегноя?

Ответы детей 

В.  Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

В. Мы сей час покажем вам это на живом примере. 

Физкультминутка.  (Повторить 2 раза.)

РАЗ – и стану я Землёй, -

Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

ДВА – и в миг, я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе –

Не ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

АЧЕТЫРЕ – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

ПЯТЬ – я почва  – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

В.   Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.(Показать фото)

. Почвы бывают разные: каменистые, песчаные, глинистые и многие другие. И только самые плодородные, богатые перегноем и имеющие тёмный цвет называются чернозёмами. А мы с вами каждый день ходим и не обращаем внимания на то, какое богатство у нас под ногами.

В.  Скажите, а как вы понимаете слово « плодородная»?

Ответы детей.

В. Плодородная - плоды родит, даёт хороший урожай, который потом люди собирают и употребляют в пищу. Поэтому землю часто называют…

Д.   Матушкой, Кормилицей.

В.  Интересно, а сейчас вы сможете отличить нашу почву – чернозём от других? Давайте проверим. (Проводится игра «Найди  родную землю» (В  прозрачных пакетиках насыпан разный грунт, следует найти нужный.))

В. Почти все узнали правильно. Наверно помогло то, что мы её  мы с вами уже рассматривали и знаем что в её составе песчинки, камешки, пылинки, веточки и корешки растений. Также знаем, что при намокании она становится темнее, вернее совсем чёрной. А  что бы получше познакомиться с почвой и её свойствами, я предлагаю превратиться в учёных и пройти в лабораторию. Перед входом вспомним правила поведения в лаборатории: слушать старшего научного сотрудника ничего не трогать без его разрешения, не разговаривать, не мешать  другим, быть очень аккуратными.

(Дети садятся за столы)

В.  Мы сказали, что почва состоит из песка, глины, перегнивших частей растений и насекомых, то есть перегноя, воды и воздуха. Хотите это проверить?

Опыт 1: 

— Давайте проверим.. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Опыт 2. «В почве есть вода».

         — Что же еще содержится в почве? Давайте установим.

         — Я положила в ложку почву и нагреваю над пламенем. Над ложкой я держу стеклышко.

         — Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на нем?

    Вывод: в почве есть вода.

Опыт  ?. «В почве есть перегной».

         — Я продолжу нагревать почву. Что происходит? (Появляется дым и неприятный запах.)

         — Отчего появился дым и запах? Какой компонент почвы сгорел?

    Вывод: в почве есть перегной – это остатки растений и животных.

В.  Мы сказали, что в почве есть воздух. Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт. 

Опыт 3: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)

В.   Как вы думаете, а зачем почве воздух?

Ответы детей

В.  Почва не просто плодородный слой, это дом для многих живых существ. Скажите, кто обитает в  земле?

Ответы детей

В. Правильно. В почве живут черви, насекомые и животные: кроты, мыши. Всем им необходим воздух. Предлагаю вам сейчас покинуть лабораторию, превратиться в мышек и поиграть. П./игра «Лиса и мыши».

В. Спрятались мышки от лисы в норке. А мы снова превратились в мальчиков и девочек, которым я хотела бы прочитать стихотворение.

Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели!
Когда придёшь на огород –
Возьми комок земли.
Смотри – он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.

В. Сегодня мы с вами подтвердили, что в почве есть…(дети дополняют воспитателя)  воздух, им дышат растения и животные. Есть вода,… которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений..  

Мы должны беречь и охранять почву. Как мы это будем делать? ( Сохранять растения, не загрязнять почву грязными водами, мусором.)

В.  И в поле, и в огороде у нас  почва любит уход и заботу. Люди землю рыхлят, поливают её, подкармливают и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Она наша Кормилица. Сейчас, я хочу угостить вас тем, что выросло именно на нашей чернозёмной почве. (Угощение детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....

Конспект занятия в старшей группе на тему «Почва»

Конспект занятия нацелен на ознакомление дошкольников с понятием «почва» на основе опытов, её составом и необходимостью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....

Конспект занятия в старшей группе «Осень наступила» Интегрированное занятие в ДОУ на осеннюю тему. Старший дошкольный возраст

Описание: конспект занятия для дошкольников старшей группы,Материал адресован воспитателям старшей группы.Цель: Формирование умений различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие...

Конспект занятия в средней группе «Почва - живая земля».

Ребенок дошкольного возраста сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Неп...