конспект-занятие по экспериментированию
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по экспериментированию для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Тополек

Воспитатель:

Агеенко Ольга Александровна

Конспект НОД по экспериментированию

в подготовительной группе

«Научные опыты»

Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

1. Развивающие:

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

2. Обучающие:

- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Оборудование и материалы: фартуки, халаты, вулкан, сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты, лупа, ткань, альбомные листы, кисточки, розетки, карандаши, краски, вода в баночках,салфетки.

Организационный момент: игры с магнитом, лупой, рассматривание объектов живой, неживой природы, проведение несложных опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших. У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей.

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг.

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное?

Ответы детей.

Воспитатель: Только для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

• Внимательно слушать старшего научного сотрудника

• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды

• Поддерживать порядок на своем рабочем месте

• После каждого опыта делать вывод

Без разрешения запрещается:

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

        

И так приступаем к работе наш опыт называется извержение вулкана.

ОПЫТ № 1 «Извержение вулкана»:

Воспитатель: Наш опыт называется «Извержение вулкана».

- Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)

- Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Гипотеза: я думаю, что в домашних условиях можно создать мини – вулкан.

Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкость для мытья посуды?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. 1 реб. Добавит в пробирку

сухую соду. 2 реб. добавит сухой пищевой краситель. 3 реб. вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т.к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)

- Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Вывод: Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

ОПЫТ №2 «Знакомство с лупой».

Выполнение практического задания.

Воспитатель: Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу ткани.

Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Вывод: Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2—3 стёклышко, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым.

ОПЫТ №3 Можно ли склеить бумагу водой.

Цели: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды-показать, что вода обладает склеивающим действием.

Материал: два листа бумаги для каждого ребенка.

Ход: Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями и двигаем их: один – в одну сторону, другой – в другую. (Листы легко скользят и двигаются, они гладкие и скользящие).

Вопросы детям:

С помощью чего можно склеить листы между собой? (С помощью клея).

Можно ли склеить листы водой?

Давайте проверим. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются.

Вывод: вода обладает склеивающим действием.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно? Какие опыты сегодня мы с вами провели? Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8»

Тополек

Воспитатель:

Агеенко Ольга Александровна

Конспект НОД по экспериментированию

в подготовительной группе

«Научные опыты»

Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

1. Развивающие:

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

2. Обучающие:

- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

3. Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Оборудование и материалы: фартуки, халаты, вулкан, сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты, лупа, ткань, альбомные листы, кисточки, розетки, карандаши, краски, вода в баночках,салфетки.

Организационный момент: игры с магнитом, лупой, рассматривание объектов живой, неживой природы, проведение несложных опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я в старшего научного сотрудника, а вы в младших. У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей.

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг.

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное?

Ответы детей.

Воспитатель: Только для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

• Внимательно слушать старшего научного сотрудника

• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды

• Поддерживать порядок на своем рабочем месте

• После каждого опыта делать вывод

Без разрешения запрещается:

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

        

И так приступаем к работе наш опыт называется извержение вулкана.

ОПЫТ № 1 «Извержение вулкана»:

Воспитатель: Наш опыт называется «Извержение вулкана».

- Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)

- Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Гипотеза: я думаю, что в домашних условиях можно создать мини – вулкан.

Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкость для мытья посуды?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. 1 реб. Добавит в пробирку

сухую соду. 2 реб. добавит сухой пищевой краситель. 3 реб. вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т.к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)

- Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Вывод: Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

ОПЫТ №2 «Знакомство с лупой».

Выполнение практического задания.

Воспитатель: Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу ткани.

Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Вывод: Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2—3 стёклышко, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым.

ОПЫТ №3 Можно ли склеить бумагу водой.

Цели: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды-показать, что вода обладает склеивающим действием.

Материал: два листа бумаги для каждого ребенка.

Ход: Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями и двигаем их: один – в одну сторону, другой – в другую. (Листы легко скользят и двигаются, они гладкие и скользящие).

Вопросы детям:

С помощью чего можно склеить листы между собой? (С помощью клея).

Можно ли склеить листы водой?

Давайте проверим. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются.

Вывод: вода обладает склеивающим действием.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно? Какие опыты сегодня мы с вами провели? Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

Конспект занятия на тему: Экспериментирование с объектами неживой природы.

Формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования....

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Круглый год"

Конспект занятия для детей 5-6 лет. На данном занятии дети учаться устанавливать законномерности в природе; закрепляют знания о приметах осени и зимы; у детей формируется представление о планете Земля...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Круглый год"

Конспект занятия для детей 5-6 лет. На данном занятии дети учаться устанавливать законномерности в природе; закрепляют знания о приметах осени и зимы; у детей формируется представление о планете Земля...