Конспекты занятий по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Абраменкова Людмила Николаевна

Блок занятий по теме "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologi._voda.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Вода вокруг нас»

Цель: обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами.

Оборудование:  рисунки, географическая карта, глобус, песок, вода, стеклянные колбочки разной формы.

Ход совместно организованной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о воде. А давайте вместе вспомним, где и какую воду вы сегодня видели, как вы её сегодня использовали? (ответы детей) А где ещё можно обнаружить воду? Для чего её можно использовать? (пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим животных и т. д.)  Ребята, посмотрите, как часто нам нужна вода.

Воспитатель показывает детям рисунки. Выясняют, где на рисунках вода.

Воспитатель показывает глобус, географическую карту: Ребята, скажите мне, каким цветом обозначена вода на карте (ответы детей) А чего больше на Земном шаре воды или суши? На земном шаре есть моря и океаны. И вода в ней не такая, как в реках. А какая в них вода мы сейчас узнаем.

Воспитатель дает попробовать воду из 2 стаканов. В одном вода солёная, а в другом без вкуса.  

Воспитатель: В морях и океанах вода…(солёная), в реках, озёрах вода …. (без вкусная). Ребята, на глобусе есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Какая же это вода? (ответы детей). Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают! Ребята, мы с вами выяснили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.  Мы её не видим, но многие её пробовали. Кто из вас пил воду из родника? Это вода очень чистая, и её очень ценят. Ребята, скажите, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждые день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается (предположения детей). У нас, вода в кране из  реки Китой.

Воспитатель снова обращается к карте или глобусу.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета на карте больше? (голубого, белого)

        Кажется, что воды очень много, но на самом деле, воды, которая нужна человеку, очень мало. Какую мы с вами пьём воду? Человек не может пить солёную воду. А на Земле как раз больше солёной воды, чем пресной. Есть такие страны, где воды очень мало. Найти на карте участки желтого цвета. Это пустыни. Без воды человек может прожить не больше 3 дней, в то время, как без еды до нескольких недель. Кроме того. На Земле осталось очень чистой воды. Мы с вами из крана берём чистую воду, а выливаем какую? (Грязную) Поэтому, воду надо беречь! А как вы мне сейчас расскажите (ответы детей). А более подробно об этом, мы с вами поговорим попозже. А сейчас, мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды и сравним её с другими веществами.

Дети вместе с воспитателем переходят к столам

     

ОПЫТ 1.  Возьмите узкую баночку и наполните её водой. Перелейте эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась? Поставь на блюдце маленький пузырек и ложкой налей в него воды до самого края. Что ты видишь?

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.

ОПЫТ 2. Насыпаем песок в формочку. Пересыпаем уз формочке в ведерко. Песок тоже меняет форму. Значит он тоже жидкость? Нет. Докажем это.  

ОПЫТ 3. Высыпаем песок горкой на стол. Выливаем воду.

Если опрокинуть стакан с водой….. (она выливается и растекается)

Если опрокинуть стакан с песком… (он ложится горкой)

Вывод: Вода и песок разные вещества. Вода – жидкая, песок – сыпучий. Песок лежит себе кучкой и не рассыпается.  Другое дело – вода. Только вылил на землю – её уже нет. Куда она девалась?

Воспитатель: Сегодня мы с вами определили первое свойство воды. Она – жидкость. А какие ёще жидкости вы знаете? (ответы детей). Но а с другими свойствами воды мы познакомимся в следующий раз.

Проект: «Куда бежит река».

Цель: расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках, формировать понятие о возникновении реки, её истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды, сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. Познакомиться с некоторыми свойствами воды.

Оборудование и материал: иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота;  рабочий лист «Сравни»; гуашь, кружочки из цветной бумаги.

Ход совместно организованной деятельности.

Дети рассаживаются на ковре по кругу.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно купались в речке, в озере. А вы знаете, откуда начинается река, где её начало?

Воспитатель зачитывает стихотворение:

        В глуши лесной, в глуши зелёной,

        Всегда тенистой и сырой,

        В крутом овраге под горой

        Бьет из камней родник студёный:

        Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

        И под ветвистыми дубами

        Стеклом расплавленным бежит (И. А. Бунин).

Воспитатель:        Родник ещё называют ключом (показывает иллюстрацию). Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и … получается река.

Воспитатель раздает рабочие листы «Сравни»

Воспитатель: Сравни родник, реки, реку, болото, озеро, ручей с ключом, зеркалом, чашкой, змеёй, шарфиком и кастрюлькой с тестом. Соедините линией, что на что похоже (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, молодцы! А скажите, как можно ещё сказать про реку, назвать её ласково?

              Дети: Речка. Реченька. Речушка.

Воспитатель: Ребята, речки и реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые (показывает иллюстрации рек). Посмотрите на эти две картины и скажите, чем отличается река горная от равнинной.

Ответы детей: В горной реке вода бурлит. Вода быстро течет. Камни видны из – под воды. Берега из камня, обрывистые.

Воспитатель: А попробуйте рассказать о такой реке, в которой вы плескались, купались летом. Какая  в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у неё течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о её размере, глубине, широкая она или узкая, какие у неё берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать – это река, речка, реченька или речушка.

Рассказы детей о своих реках.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы наверно, не раз бывали на берегу пруда, речки или озера. И, вероятно, замечали, что вода там не такая прозрачная, как из – под крана. Если зачерпнуть воду банкой и дать постоять, прозрачность увеличится, а на дне банки появится темный осадок. Это осели вещества, которые замутили воду. Давайте убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать не прозрачной.

 Ребята проходят к столам, где будет проходить опыт.

ОПЫТ 1.  Для опыта необходимо приготовить баночку с водой, маленький гвоздик на нитке, чистую кисточку, акварельные краски, тонкую палочку. Сделай, как на рисунке

Намочи кисточку и окуни её в краску

любого цвета. Добавляй краску по-

немногу, наблюдая, как изменяется

прозрачность воды. Заметь момент,

когда гвоздик стал невидимкой.

ВЫВОД: Какоё свойство воды нам удалось уменьшить? Почему это произошло?

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? А сейчас,  мы определим, какого цвета вода.  

ОПЫТ 2. Приготовь два одинаковых стакана. В один налей воды, в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуй на листке бумаги какую- нибудь картинку. Поставь на картинку стакан с водой. Рассмотри сверху свою картинку. А теперь поставь на тоже место стакан с молоком.  Что ты обнаружишь?

ВЫВОД: через воду рисунок виден, через стакан с молоком нет. Вода прозрачная жидкость.

ОПЫТ 3. нарежь несколько квадратиков из бумаги разного цвета. Листочек должен быть размером с дно стакана. Выложи их своих квадратиков разноцветную дорожку. Осторожно передвигай стакан с водой по дорожке. Наблюдай, что происходит.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с ещё двумя свойствами воды- прозрачность и бесцветность.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает другие жидкие вещества: йод, зелёнку, растительное масло. Определяет вместе с детьми их цвет и прозрачность.

Вопросы для закрепления:

  1. Какого цвета вода?
  2. Какого цвета молоко?
  3. Назови прозрачные вещества?
  4. Всегда ли вода прозрачная?
  5. Почему вода в реке мутная?

        

        

Проект: «Эта волшебница вода»

Цель.: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Материалы, оборудование: пробирка, прищепка, картофель, сухое горючее, 2 одинаковые формы, увеличительное стекло.

Ход совместно организованной деятельности.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли в природе бывает вода одинаковой? Скажите, что представляете под словом «вода» (ответы детей: дождь, туман, снег, роса, иней, лёд). Посмотрите, какая разная бывает вода. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы мне скажите о каком качестве воды в ней идёт речь.

Без пути                        В огне не горит                

И без дороги                        И в воде не тонет

Ходит самый длинноногий,                (лёд)

В тучах прячется, во мгле,                   Солнце взойдет

Только ноги на земле                  И гвоздь упадёт.

 (дождь)                        (сосулька)        

Что за звездочки сквозные                             Над рекой, над долиной        

На пальто и на платке,                                 Повисла белая холстина        

Все сквозные – вырезные,                                 (туман)

А возьмёшь – вода в руке?

(снежинка)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел туман? А что такое туман? (вода в воздухе в газообразном состоянии). Сейчас мы с вами проведём опыт, в котором произойдет превращение воды – вода из жидкого вещества превратится в вещество – невидимку.

ОПЫТ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО  ВЗРОСЛЫМ.

Цель: показать процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное, что вода в газообразном состоянии занимает гораздо больше, чем вода в жидком состоянии.

        Налейте полпробирки и закройте картофельной пробкой. Зажмите её прищепкой и нагревайте на слабом огне.

Вопросы: Что происходит с водой?

                Что появляется в пробирке?

                Почему пробка выскочила из пробирки?

Вывод: при кипении воды образуется пар (вода из жидкого состояния переходит в газообразное). Пара становится больше. Ему стало тесно. Вот он и вытолкнул пробку.

Воспитатель: Ребята, а где дома вы наблюдали процесс превращения воды  в пар?  (когда кипит чайник). Правильно, когда пара в чайнике становится много, он начинает подталкивать крышку. Из-под неё вырывается облачко. Что это?  А может пар это вовсе и не вода? Убедимся в этом на опыте.

ОПЫТ. Возьмите холодное блюдце (охладите в холодильнике) Поднесите к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Поймай несколько капель ложкой. Попробуй жидкость!

 Воспитатель: Вода в виде пара есть не только в комнате, но и в природе. Вы наверно замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Вода, которая была днем в воздухе в виде пара, оседает на землю и превращается в жидкость. Люди говорят: «Выпала роса»

Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что вода при нормальных условиях жидкость. Но если мороз, то вода становится твердой. Скажите, какое твердое состояние воды вы знаете? (лёд, снег). Правильно. Вода, пар, лед – одно и тоже вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном, твердом.

ОПЫТ. Налейте в блюдце немного воды и поставьте на холод на 2 часа. Что получилось?

Воспитатель: Лед и снег – это вода в твердом состоянии. Но имеют они разные свойства.

Эксперимент. Рассматривают снежинку под увеличительным стеклом. Затем возьмите много снега и сделайте из него снежок. Подышите на него. Снежок покрывается ледяной коркой, постепенно превращается в лед.  

ОПЫТ. Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыпьте рыхлого снега. В другую  насыпая снег, утрамбовывайте его.  Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее?

Вывод: снег и лед занимая одинаковый объем, имеют разный вес.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с разнообразным состоянием воды в природе. Вода в природе встречается в жидком состоянии – дождь, в газообразном – туман, твердом – лед, снег. Наблюдали переход из одного состояния в другое.

Проект: « Какой бывает вода».

Цель.: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Материалы и оборудование: стаканы с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложечки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, кипятильник, зеркальце, акварельные краски.

Ход совместно организованной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды. С такими свойствами воды, как прозрачность и бесцветность мы уже познакомились.  Ребята, давайте ещё раз убедимся в этом.

Опыт. Вода прозрачная.

Перед детьми ставят 2 стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Опыт. Вода безвкусная. 

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте попробуем воду. Скажите, есть ли у неё вкус? (ответы детей. Для сравнения можно дать попробовать молоко). Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле у неё нет вкуса. Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт. Вода не имеет запаха

Воспитатель: Ребята, а давайте понюхаем воду, и вы мне скажите, чем она пахнет (ответы детей). Иногда вода из водопроводного крана может пахнуть, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое лед? А как вы думаете, лед такой же прозрачный как вода? (предположения детей).

Опыт. Лед – такая же вода.

 Возьмите 2 стакана с таким  количеством воды, чтобы через неё было видно картинку. Один стакан поставь на холод, чтобы вода замерзла. Когда вода превратится в лед, проверим его прозрачность. Поставим оба стакана на картинку. Где видно картинку? Возьмите тонкую корочку льда и посмотрите на картинку. Что вы видите?

Вывод: Лед не прозрачный, как вода. Чем толще лед, тем он хуже пропускает воду.

Воспитатель: Лед вообще вещество уникальное. Оно состоит из воды, но намного легче её. Хочешь убедиться в этом?

Опыт. Раздайте всем детям по кусочку льда. Пусть они бросят в стакан с водой. Что вы наблюдаете? Лед не тонет.

Воспитатель: Лед легче воды, так как в нём вместе с водой оказываются при замерзании пузырьки воздуха. Они и не дают льдинке утонуть. Ребята, давайте положим на блюдце  кусочек льда. Что мы обнаружим через некоторое время? (воду). Давайте теперь рассмотрим кусочек льда. Какой формы этот кусочек?  Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Он остается кубиком льда. А что происходит с водой?

Опыт. Вода не имеет формы. Дайте детям разные сосуды. Пусть они переливают воду из одного сосуда в другой. Нальют воду на стол. Что происходит?  Вода принимает форму того предмета, в котором находится.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Воспитатель: Ребята, вода – это жидкость, лед – это вода, но в каком состоянии (в твердом), а пар – это вода в…(газообразном) состоянии.

Опыт. Вскипятите воду. Откройте крышку, чтобы дети увидели пар. Докажем, что вода – это тоже вода.  Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды.

Воспитатель: Ребята! А еще в воде некоторые вещества могут прятаться, а некоторые нет. Хотите в этом убедится?

Опыт. Дайте детям два стаканчика с водой. В один из них положите песок и размешайте его ложечкой. Что получилось? Исчез песок в воде или нет?  Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечкой сахар, размешайте его. Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Воспитатель: В аквариуме на дно мы кладем песок. Растворяется он или

        нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный? А если бы на дне реки был сахарный песок? (ответы детей). 

Воспитатель предлагает размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной?

Вывод: вода может растворять некоторые вещества.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите, кто это к нам пришел! (Вносится игрушка колобок с грязными щеками). Посмотрите, какой колобок грязный. Давайте предложим ему умыться.  Но в тазиках у меня только холодная и горячая вода (ребята трогают воду. Можно измерить её термометром). Ребята, а какой водой лучше умываться: холодной или горячей? (Объяснения детей, почему плохо умываться холодной, горячей водой). Ребята, а как можно помочь Колобку? (Гипотезы детей: подождать, когда вода остынет; нагреть холодную воду; смешать холодную и горячую)

Вывод: вода может иметь разную температуру.

Воспитатель: В реках, озёрах, морях тоже  бывает вода с разной температурой. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.  Как вы думаете, где больше растений и животных – в теплых морях или в холодных?  В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из – под земли на поверхность. Это гейзеры. И в такой воде живут некоторые виды водорослей. Выводы по теме.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы в процессе опытов познакомились с некоторыми свойствами воды. Вода – это жидкость, без цвета, без запаха, формы, растворяет некоторые вещества, может быть твердой, газообразной. Посмотрели, какая вода может быть разной и сколько неизвестного хранит в себе.

Проект: «Кто живёт в реке»

Цель.: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер. Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную речь, активизировать словарный запас детей.

Материалы и оборудование: игрушечная рыбка, рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой».

Ход совместно организованной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычный день, день Ерша Ершовича, и мы с вами вспомним всех, кто живёт с ним по соседству: рыб, зверей, пресмыкающихся, птиц, гнездящихся в камышах у берегов рек и озёр. Но у Ерша Ершовича есть не только добрые соседи, но есть и враги.

        Загадка:         Хвостом она виляет,

        Зубаста, а не лает.

        Кто же это?

             Дети:  Щука.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ерши и щука».

Подвижная игра «Ерши и щука»:

Дети рассказывают стихотворение, тихонько бегают по группе и подходят к щуке.

        Над речушкой в тиши

        Шелестят камыши,

        А в воде у камышей

        Шесть задиристых ершей.

        Не ершитесь вы, ерши,

        Лучше спрячьтесь в камыши.

        Вас ершей – малышей

        Щука ждёт из камышей.

Дети разбегаются, щука ловит ершей.

После игры все дети садятся на ковер.

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, кто еще живёт рядом с Ершом Ершовичем.

Дети садятся полукругом и отгадывают загадки. На каждую отгадку педагог показывает иллюстрации.

        По дну реки гулять идет

        И ножницы с собой несёт  (Рак)

        У лошадки – жеребёнок

        А у свинки поросёнок,

        У собаки – щенок,

        А у рыбки … (Малёк).

        Пузырёк в воде резвился,

        В лягушонка превратился (Головастик)

        Сидит Арина,

        Не говорит – терпима,

        А речь начнет – досада возьмет (Лягушка)

Воспитатель: А какие же рыбы, кроме щуки, живут по соседству с Ершом Ершовичем (ответы детей: сом, карась, окунь, сазан, пескарь, карп, лещ и другие)

        Хорошо знаете пресноводных рыб. А какие же птицы гнездятся по берегам рек и озер? (Дети отгадывают загадки о водоплавающих птицах)

        

        Красные лапки, щиплют за пятки (Гуси).

        Пестрая крякушка

        Ловит лягушек (Утка)

        

        Улетали с севера на юг

        И теряли белы, белый пух  (Лебеди)

Работа с рабочими листами. Дети должны назвать как можно больше растений, животных, насекомых, рыб, которые живут на воде и под водой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ерш Ершович не ожидал, что вы столько знаете о его соседях. А напоследок давайте поиграем в лягушат.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения:

Раньше были мы икрою.                        Шагают на месте, размахивая руками

Ква-ква!

А теперь мы все – герои.

Ать – два!

Головастиками были.                                Прыгают на двух ногах

Ква – ква!

Дружно хвостиками били

Ать – два!

 А теперь мы – лягушата.                        Прыгают на двух ногах с продвижением

Ква –ква!                                                Вперед.

Прыгай с берега, ребята!

Ать –два!

 И с хвостом, и без хвоста

Жить на свете красота!                                Шагают на месте.

Проект: « Ходит капелька по кругу»

Цель: формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование: Капитошка – игровой персонаж, таз с водой, прозрачные стаканчики для воды, спиртовка, штатив, колба, стекло, картина «Круговорот воды в природе», белая плотная бумага, ножницы, цветные карандаши.

Предварительная работа: перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения , чтобы на листьях были капельки воды

Ход совместно организованной деятельности.

На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Воспитатель подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.

Воспитатель: Ребята, кто это?

              Дети: Капелька.

Воспитатель: А как  тебя зовут, капелька?

Капитошка: Капитошка.

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка:Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в детском саду.

Воспитатель: Дети, покажите Капитошке, где живут её сестрички – капельки.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка: Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоёма и … дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как и я. (Вносят таз с водой).

Дети рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.

Капитошка (проводит физкультминутку):

                        Тысячи капель за ручки взялись,

          За ручки взялись, на носки поднялись.

          И побежали…

          Сможешь догнать их?

           …Едва ли.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Ручеёк».

Капитошка: Вот так и мы с сестричками – капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше… (показывает на картине «Круговорот воды в природе).

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведём опыт.

Дети рассаживаются вокруг стола, где  проводится опыт.

ОПЫТ. Колбу с водой закрепите на штативе. Нагревайте колбу под пламенем спиртовки. Вода при нагревании превращается в пар – газообразное состояние воды. Воспитатель предлагает детям описать пар: какой он на цвет, запах, что происходит в колбе, где образуется пар.

 Капитошка: А вы знаете, ребята, что когда капельки  поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим. А намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются … А чтобы узнать отгадайте загадку:

        Белая вата плывет куда-то.

        Чем вата ниже, тем дождик ближе.

           Дети: Облака.

Капитошка: Ребята, отгадайте, а о чем эта загадка:

        В морях и реках обитает,

        Но часто по небу летает.

        А как наскучит ей летать –

        На землю падает опять.

           Дети:  О воде, о дожде.

Воспитатель: Давайте с помощью опыта покажем, как вода с неба возвращается на землю.

ОПЫТ. Проводится первая часть опыта: нагревается вода в колбе, доводится до кипения, наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло.  Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло  убирается от горлашка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли (дождь)

Капитошка: Ребята, посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошлёл дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки – сестрички.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как долго путешествует капелька. Путь у неё долгий и опасный. Подумайте и скажите, надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? Ребята, а давайте вырежем капельки воды и закрепим их в тех местах группы, где мы встречали воду. Посмотрите, как вокруг много стало синего.

Капитошка: Вот и закончилось наше путешествие. А теперь пора прощаться. До свидание и берегите воду.

                         

Проект: « Поможем воде стать чистой».

Цель.: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды, развивать умение схематично изображать проделанные действия. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения. Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Материалы и оборудование: грязная вода в тазике, емкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки.

Предварительная работа: чтение книги Н. Носова « Приключение Незнайки и его друзей».

Ход совместно организованной деятельности.

Перед началом занятия воспитатель повторяет с детьми правила работы с водой.

        Коль с водой имеем дело,

        Рукава засучим смело.

        Пролил воду – не беда:

        Тряпка под рукой всегда.

        Фартук – друг: он нам помог,

        И никто здесь не промок.

Воспитатель: Ребята! К нам пришло письмо. Хотите знать от кого? Сейчас мы посмотрим на обратный адрес. Ребята письмо         пришло от Медуницы из Цветочного города.        

        «Здравствуйте, дорогие ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная и мы не знаем, что нам делать»

Воспитатель: Ребята! Надо помочь Медуницы и её друзьям. Предлагаю помочь.  Но я не знаю, в чём может заключаться наша помощь жителям Цветочного города? Помогите!

Дети (делают свои предложения): Можно отремонтировать водопровод, привезти чистой воды, попробовать самим очистить воду

Воспитатель: Я тоже ребята предлагаю самим очистить воду, только с помощью чего мы можем это сделать.

Дети и воспитатель проходят к столам для экспериментирования. 

Воспитатель: А с помощью чего мы с вами будем чистить воду.

Дети предлагают взять различные фильтры: вату, бумагу, марлю, ткань. Они самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеенки.

Воспитатель: давайте вместе с вами уточним последовательность выполнения работы.

Дети приступают к очистке.

После окончания работы, ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Воспитатель: Ребята, а куда теперь можно использовать чистую воду? (для мытья рук, посуды, стирки белья) А можно пить эту воду? (пить можно только кипяченую). Ребята, нам ведь надо ответить на письмо Медуницы. Давайте зарисуем схему очистки воды и отправим жителям Цветочного города.

Воспитатель: А какое у вас настроение?

              Дети: Хорошее, радостное. Потому, что сами очистили воду, помогли жителям Цветочного города,  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группе "Школа юных пожарных"

занятие направленнно на закрепления у детей дошкольного возраста знаний о правилах пожарной безопасности...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе "Эксперименты с мукой".

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе "Эксперименты с мукой"....

Конспект интегрированной НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе "Свойства дерева"

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие....

Конспекты НОД с элементами экспериментирования В подготовительной к школе группе.

Конспекты НОД с элементами экспериментирования в подготовительной  группе на тему "Чудо электричество"...

Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Тема занятия "Свойства воздуха"

Тема занятия: "Свойства воздуха".Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной  к школе группе №13. Родители принимают участие в проведении опытов....


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Возьму в копилку.