Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Тема занятия "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема занятия: "Свойства воздуха".

Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной  к школе группе №13. Родители принимают участие в проведении опытов.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию

                            в подготовительной  к школе группе №13.

                                 Тема занятия: «Свойства воздуха».    

                                                                                           Составила и провела воспитатель первой

                                                                                           квалификационной категории Е.Г. Корюкина.

Задачи:
Образовательные:
   - обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
   - продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием;
   - формировать ретроспективный взгляд на предметы;

   - формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающие:
   - развивать мышление, творческое воображение;
  -  развивать навыки творческой, исследовательской работы.

 Воспитательные:
   - воспитывать любознательность,
  - чувство взаимопонимания, умение работать в парах.
Методы и приёмы:
    словесные (беседа, рассказ, вопрос);
    наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)
    практические (проведение опытов);
    игровые.
Оборудование: 

 ведро, контейнер, лейка - все с водой, шапочки для всех участников, халаты для взрослых, веер, вертушка, комнатный и уличный термометры, салфетки,  стеклянная бутылка, шарик, большая металлическая кружка, ложка, целлофановые пакеты, чайник с горячей водой, стаканы  узким и широкий, лист бумаги, открытка, шприц без иглы, булавки, скотч, ножницы, два одинаково надутых шара, палочка и веревочка для изготовления весов, плакат с изображением символов свойств воздуха, карточки-схемы, надпись «Лаборатория».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые, я научный сотрудник лаборатории нашего детского сада. Мы  работали по теме «Воздух и  его свойства». Приглашаю вас в лабораторию, рассказать о выводах, которые вы сделали , провести  научные эксперименты, показав наглядно правильность выводов.

-Прежде чем войти в лабораторию наденьте, пожалуйста, шапочки, а взрослые наденьте еще и халаты.

-Обратите внимание: на столе лежат карточки – схемы ваших экспериментов с определенным номером. Возьмите, пожалуйста, каждый свою карточку и в

научные эксперименты, показав наглядно правильность выводов

-Прежде чем войти в лабораторию наденьте, пожалуйста, шапочки, а взрослые наденьте еще и халаты.

-Обратите внимание: на столе лежат карточки – схемы ваших экспериментов с определенным номером. Возьмите, пожалуйста, каждый свою карточку и в соответствии со своим номером займете столик в лаборатории.  

Все проходят в «лабораторию» и занимают свои места.

Воспитатель: Наш форум считаем открытым. Отгадайте загадку:

                                        Он такой большой, что занимает весь мир.

                                        Он такой маленький, что в любую щель пролезет.

( ответы присутствующих)

-Обратим внимание на доску и вспомним свойства воздуха. (не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, не видим)

-Что же такое воздух?

Дети читают стихотворения.

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Воспитатель: Мы уже много говорили о воздухе, а теперь путем экспериментирования закрепим свои знания. Прошу участников форума поделиться своими знаниями, показать эксперименты, сделать выводы.

Опыт 1: «Как обнаружить воздух».

 ( С пустой бутылочкой)

Ребенок: Воздух мы не видим, но он везде, во всех предметах, которые нам кажутся пустыми.  Возьмем бутылочку. Что в ней? /Пустая/
Давайте проверим так ли это?  Опускаем бутылочку в ведро с водой, а потом наклоняем в сторону, чтобы набрать воды.
Что происходит? / Выходят пузырьки воздуха/

 Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
(С целлофановым пакетом)
Ребенок
: Возьмём целлофановый мешочек, взмахнём им и начнём скручивать со стороны отверстия.  Что происходит? Мешочек надувается и становится выпуклым.
Это говорит о том, что мы набрали туда воздуха, который вокруг нас.
Если мы возьмем булавку и проткнем пакетик, то через маленькую дырочку будет выходить воздух и вскоре пакет  примет свою первоначальную форму.
 
Вывод: Воздух повсюду вокруг нас , он принимает форму того предмета или объекта, который заполняет.

Опыт 2 . «Воздух движется».(веер, вертушка)

Ребенок: Летит, рычит,

                 Ветки ломает,

                 Пыль поднимает
                Слышишь его, а не видишь его. Что это?  (ветер)   
Откуда взялся дождь? (Из тучи, а тучи принёс ветер)
А что такое ветер? Это движение воздуха. Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер? (Дети машут) Что вы при этом ощущаете? {Прохладу, свежесть) Какое приспособление придумали люди для обмахивания? (Веер,
опахало)
А еще можно подуть на вертушку и она будет крутиться, как от ветра.

Поэтому мы можем сделать вывод, что воздух движется.

Опыт 3. «Воздух имеет температуру».

Ребенок: Воздух имеет температуру. Когда нам холодно мы одеваемся тепло, а когда температура воздуха повышается, мы одеты легко. Температуру воздуха можно узнать, посмотрев на термометр. Можно узнать температуру воздуха на улице , не выходя на улицу, посмотрев на термометр за окном.

Вывод: Воздух имеет температуру.

Опыт 4 «Воздух имеет вес».

Ребенок: Воздух имеет вес. Возьмем палочку, привяжем в центре веревочку. Это будут весы. Два одинаково надутых шарика привяжем с обеих сторон палочки. Шарики весят одинаково. Приклеим скотч к одному из шариков и проколем булавкой шарик через скотч. Воздух из шарика будет выходить, и шарик на наших весах будет подниматься вверх.

Вы вод: Воздух имеет вес.

Опыт 5 «Воздух давит на воду».

Ребенок : Возьмем шприц без иглы, наберем в него немного воздуха, затем сделаем забор воды. Надавим на поршень. Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце, и вода вытекает из шприца.

 Вывод: Воздух стремиться сохранить свое первоначальное положение, поэтому вытесняет воду из шприца.

Воспитатель: А сейчас, дорогие участники нашего форума, мы прервем нашу работу и немного отдохнем. Вышли все из-за столов, встали посвободнее, повторяем за мной слова и движения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы! ( повторить два раза).

 Воспитатель: Молодцы! Хорошо размялись, теперь продолжим наше экспериментирование.

Занимайте свои места. (Все расселись по местам).

Слово предоставляется следующему участнику форума.

Опыт 6. «При нагревании воздух расширяется». (Проводится с помощью воспитателя). 

Ребенок: При нагревании воздух расширяется. Опыт проводится на подносе. На горлышко стеклянной бутылки надеваем воздушный шарик (шарик свисает). Бутылку ставим в металлическую кружку , в которую потом наливаем кипяток. (В кружке находится металлическая ложка для того, чтобы бутылка от кипятка не лопнула).  Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»).

Вывод: При нагревании воздух расширяется. 

Опыт 7. «Воздух занимает место (имеет объем)».

 Ребенок: Воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Возьмем стакан, поместим на дно стакана скомканную бумагу, перевернем его – бумага не падает. Поставим перевернутый стакан на дно контейнера, наполненного водой. Вода в контейнере поднялась до дна стакана..

Вынимаем стакан с бумагой из контейнера. Бумага сухая.

Вывод: Воздух, находящийся в стакане, не «уступает» своего места воде.

Опыт 8: «Волшебный стакан». (Проводиться вместе с  мамой).

Ребенок: Стакан полностью заполним водой, положим сверху открытку. Перевернем стакан, чуть придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка не падает.

Вывод: Давление равно тяжести воды и из-за этого открытка держится.

Ребенок: Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги, вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть (ответы детей)

Проверим! (Проделывает опыт)

 Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей) Вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Опыт 9.: « Ракета на шаре. Космический ускоритель».
Ребенок
:  Продемонстрируем реактивное движение. Надуем резиновый шарик и отпустим его. Вопрос: за счет чего шарик приходит в движение?

Вывод: Шарик приходит в движение за счет того, что из него выходит воздух, то есть движение шарика является примером реактивного движения.

Опыт 10: «Как надуть шарик с помощью соды и уксуса».( Проводится вместе с мамой).

 Ребенок:

Для изготовления понадобится:

                 -  шарик

                  - сода

                  - уксус

                  - пластиковая бутылка

                 - лейка

Процесс изготовления:

1. Подготовьте уксус и пищевую соду.

2. Сначала в бутылку влейте уксус приблизительно половину стакана.

3. Затем через лейку насыпьте в шарик пищевую соду.

4. Оденьте шарик на горлышко бутылки.

5.  Аккуратно и крепко держа шарик у горлышка, переверните. Пищевая сода падает в уксус, и начинается бурная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана.  

Это выделяется углекислый газ, создавая давление, которое надувает шарик. 

6. Но есть одно «но» – углекислый газ тяжелее воздуха, и ваш шарик не взлетит, а опуститься на пол (только шары с гелием имеют способность к полету). Но много шаров иногда требуется для оформления помещения, а не для полетов в воздух.

Итог занятия:

Воспитатель:  Дорогие ребята и уважаемые взрослые, спасибо вам за то, что вы нашли время придти к нам в лабораторию и поделиться своими знаниями о свойствах воздуха. Я надеюсь, что вы продолжите свои исследования по экспериментированию и придете к нам в лабораторию на очередной форум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Математики».

Данный конспект разработан для детей подготовительной к школе группы.Задачи:Образовательные:- Закрепить знания детей о, последовательности дней в неделе, временах года и названиях месяцев в году.- Упр...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе на тему: «Юные космонавты».

Цель занятия: формирование элементарных математических представлений. Занятие посвящено Дню Космонавтики....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите воду»!

Конспект  открытого занятия   по   экологии в подготовительной к школе  группе на тему: «Берегите воду»!Цель : Развитие познавательной  активности  ...

Конспект открытого занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе на тему: «Моя безопасность в моих руках».

На земле жизнь светла и прекрасна, Все мы дети природы родной. Но немало явлений опасных Угрожают нам с вами бедой. Перед бедой не теряйся, будь смелым, Подави страх невольный в душе, Чтобы грамотно б...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»

Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Школа юных художников»

Цель: поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности.Задачи:-продолжать учить детей выделять основные цвета и составные; смешивать краски для получения новых цветов и их оттенков;-закр...