«Луговое сообщество». По сказкам В.Бианки.Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Писарева Ирина Витальевна

Показать, что луг в летнее время - это сообщество растений и животных, которые на нем обитают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Луговое сообщество»

Подготовительная к школе группа

Программное содержание. Показать, что луг в летнее время - это сообщество растений и животных, которые на нем обитают: они все связаны между собой, зависят друг от друга; у коровы будет много молока, если на лугу растет клевер; клевера будет много, если на него садятся шмели и опыляют цветки; если на лугу много мышей, то шмелей на нем мало; мышей бывает много, если за ними ночью не охотятся совы, и т.п.

Материал. Картинки с изображением луга; фланелеграф, карточки, изображающие тощую корову, толстую корову, одну мышь, три-четыре мыши, сову, одного шмеля, четыре-пять шмелей, один цветок клевера, много цветков клевера, деда улыбающегося и деда понурого; девять стрелок.

Предварительная работа. Перед занятием желательно вместе с детьми пойти на луг, лужайку или поляну, рассмотреть растения, понаблюдать за насекомыми.

Ход занятия

Первая часть

Воспитатель демонстрирует картину «Луг», спрашивает, что растет летом на лугу, какие растения там можно увидеть, кто летает над цветами, садится на них.

Воспитатель. Луг - это открытое пространство, там светло и тепло, много солнечного света. Поэтому там растут светолюбивые растения - в других местах, где солнце редко бывает, они не растут. На лугу произрастают ромашки, клевер, гвоздики, одуванчики, злаковые травы и разные другие растения. Над ними всегда летают насекомые: бабочки, стрекозы, пчелы, шмели, комары. Они садятся на одни цветы, потом перелетают на другие - питаются их соком, собирают нектар. На своем теле - лапках, брюшке - переносят пыльцу с одного цветка на другой, то есть опыляют их. Поэтому цветов на лугу растет много.

Луг в летнее время очень красив: яркие цветы, порхающие бабочки, аромат трав, жужжание пчел и шмелей - все создает его красоту и очарование. Все обитатели луга не случайные растения и животные, луг -сообщество тех растений и животных, которые находят здесь для себя хорошие условия. Растения луга любят солнце, его свет и тепло, насекомые питаются соком растений. Все они нужны друг другу.

Вторая часть

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В. Бианки «Сова»: выставляет на стол игрушки, читает и изображает отдельные сцены: дед пьет чай с молоком, мимо летит Сова.

Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет -  молоком белит. Летит мимо Сова.

  • Здорово, - говорит, - друг!

 А Старик ей:

  • Ты, Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

  • Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить - сам лови.

А Старик:

  • Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела!

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

  • Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

  • Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

  • Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
  • А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла:

  • Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
  • А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни воску - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

  • Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.
  • И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

  • Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

А Сова из дупла:

  • Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошел Старик к Сове кланяться:

  • Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

  • То-то, - говорит, - старый! Дружно не грузно, а врозь - хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Третья часть

Воспитатель предлагает разобраться, почему у Коровы сначала было много молока и почему оно было хорошее, вкусное, а потом уменьшилось, стало жидким, не таким вкусным, как раньше. Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе первую цепочку взаимосвязанных объектов лугового сообщества, между ними ставит стрелки (Сова ловит мышей → мало мышей → много шмелей → много клевера → хорошее молоко у Коровы → довольный Старик).

Ребенок находит Сову, ставит ее на фланелеграф с левого края, воспитатель уточняет, за кем она охотится на лугу. Другому ребенку предлагает найти картинку с изображением одной мыши (раз Сова ловит мышей, значит, их на лугу будет мало). Воспитатель выставляет стрелку от Совы к мыши. Со следующим ребенком воспитатель выясняет, что делают на лугу мыши, чьи норы они раскапывают, кого поедают. Если мышей мало (потому что их отлавливает Сова), то шмелей становится много - ребенок находит картинку со шмелями, прикрепляет ее к фланелеграфу, затем стрелку от мыши к шмелям. Со следующим ребенком воспитатель уточняет, что делают на лугу шмели, как они летают от цветка к цветку и переносят пыльцу с одного цветка на другой - опыляют их. Вместе делают вывод: если шмелей много, то и клевера на лугу будет много. Ребенок находит соответствующую картинку, выставляет на фланелеграф ее и стрелку между цветами клевера и шмелями. Следующему ребенку воспитатель помогает сделать вывод: если сочного клевера много, а это для Коровы хорошее питание, Корова будет толстой и станет давать много хорошего молока. Ребенок ставит стрелку и картинку с толстой Коровой. Следующий ребенок делает вывод: раз много молока, дед будет доволен - станет пить вкусный чаи с молоком. Ребенок находит картинку с улыбающимся дедом, ставит стрелку от Коровы к нему.

Воспитатель, обращая внимание детей на получившуюся цепочку, показывает и называет последовательные связи: Сова живет в дупле рядом с лугом и ловит мышей - их становится мало; мало мышей на лугу - шмели в земляных норках живут спокойно, их много; много шмелей - много клевера, потому что они его опыляют; много клевера - Корове раздолье, она ест вволю - клевер ее любимая еда; Корова становится толстой, у нее много жирного молока; дед доволен - пьет вкусный чай с молоком.

Воспитатель предлагает детям построить новую цепочку. Совы нет (она сидит в дупле и на луг не летает) - значит, мышей будет много. Ребенок находит картинку с мышами и ставит ее слева под картинкой «Мышь» в первой цепи (место Совы во второй цепи остается пустым). Следующие дети продолжают выстраивать цепочку и получают результат: много мышей - мало шмелей; мало шмелей - мало клевера; мало клевера - тощая Корова и мало молока; плохое молоко - недовольный Старик.

Воспитатель (делает общий вывод). Луг - это сообщество растений и животных, которые на нем проживают. Они все нужны друг другу, все связаны друг с другом. Если кого-то не будет, другим обитателям луга станет плохо. Видите, Сова не стала ловить мышей, а пострадал Старик - Корова стала давать ему мало молока. Вот так в природе все взаимосвязано!

Воспитатель оставляет детям картинки и фланелеграф для самостоятельного рассматривания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка «Шустрик» для подготовительной к школе группы

Эта сказка начиналась с одного предложения, "обрастала" сюжетом, редактировалась вместе с детьми, обретала форму, использовалась в пересказах и театральных представлениях....

музыкальная сказка для детей подготовительной к школе группы "Старая " Репка" на новый лад"

Весёлый, костюмированный, насыщенный песнями, танцами, оркестровками,супер современный музыкальный спектакль спектакль, интересный и детям, и взрослым....

Театрализованная игра по сказке «Репка» в подготовительной к школе группе

- Развивать творческие способности детей в театрализованных играх.- Продолжать учить детей выполнять различные роли, вовремя отзываться на реплику, взаимодействовать с партнерами по «сцене».- Воспитыв...

Конспект игры - драматизации по ненецкой сказке «Кукушка» в подготовительной к школе группе

Цель:  Создать условия для развития речи детей посредством игры-драматизации.1.Закреплять представлений детей о национальных особенностях: костюмах, жилище, виде деятельности детей, живущих на Се...

Сценарий развлечения по сказкам для вопитанников подготовительной к школе группы "По страницам волшебных сказок" с презентацией "Художники - иллюстраторы детских книжек"

Сценарий развлечения по сказкам  для воспитанников подготовительной к школе группы "По страницам волшебных сказок"Цель: Доставить детям радость. Воспитывать выдержку. ловкость, терпение в играх.З...