Проект "Ягоды нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Оксана Владимировна

Проект по наш край 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yagody_nashego_kraya_tekst.doc68.5 КБ
Office presentation icon yagody_nashego_kraya_s_tablitsey.ppt667.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯГОДЫ НАШЕГО КРАЯ»

Воспитатель Иванова О.В

МАДОУ – «Березка»

города Когалыма ХМАО-Югра

Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми.

Задачи проекта.

Образовательные: 

1. Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья.

2. Познакомить детей с полезными свойствами ягод.

3. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

4. Научить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие: 

1. Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

2. Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе,

3. Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья.

4. Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах.

5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

6. Развивать умение моделировать, фантазировать при создании костюма ягоды.

Воспитательные:

1. Воспитывать экологическую культуру детей.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность любознательность всему живому,

3. Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.

Продукт проектной деятельности: Альбом о ягодах родного края. Воспитанники группы, узнав, какими полезными свойствами обладают ягоды края, будут употреблять их в пищу и бережнее к ним относиться.

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий. Срок реализации проекта: 4 месяца (февраль-апрель).

Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.

Организация проекта: Подбор литературы, энциклопедий, фото, тематических картин. Материально-техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, медиатека; баночки для варенья, ложечки. Атрибуты к играм: пластмассовые баночки с эмблемами ягод для сюжетно-ролевых игр, муляжи ягод; баночки для посадки лука; табличка посаженного растения; блендер, ситечко, воронка для приготовления морса. Модели Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Формы реализации проекта: Беседы (природный и социальный мир, здоровьесбережение). Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка). Творческая деятельность – создание альбома. Исследовательская деятельность экскурсия в городской музей «Эхо Югры». Целевые прогулки в природу. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач. Экологическая викторина, развлечение, игровая деятельность.

Методы проекта:

Исследовательские: проблемные вопросы, вкусовая дегустация, выращивание растений в разных условиях.

Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.

Технология моделирования.

Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание альбома о ягодах и плаката в защиту растений.

Идея проекта: Воспитанники группы, узнав, как могут ягоды, произрастающие на территории края помочь в оздоровлении организма, проявили к ним интерес. Мы предположили, что расширив знания детей о растениях родного края, мы будем способствовать их практическому применению в оздоровлении организма и бережному отношению к природе. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании альбома «Ягоды нашего края».

Предполагаемые образовательные результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают названия ягод, их полезные свойства, научатся различать их по внешнему виду, В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей (охват интеграция образовательных областей «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание»).

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования экологической культуры и личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений. Мини-музей природы детского сада пополнится альбомом Ягоды нашего края», фотографиями и книгами.

Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации): Дети получили письмо от Лесовичка, в котором он спрашивал, хорошо ли они знают, что такое дары природы, просил отгадать загадки и узнать по фото ягоды нашего края. Многие дети затруднялись ответить, какие ягоды растут в нашем краю и пришли к выводу, что необходимо узнать об этом. Обсудили план действий:

1. Как узнать, какие ягоды растут в нашем краю? (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, эколога, родителей, бабушек и дедушек, почитать энциклопедию, посмотреть передачи о природе. Сходить в музей природы нашего детского сада или городской музей «Эхо Югры»).

2. Что еще вы хотите узнать? (Ответы детей: попробовать на вкус, с помощью мам устроить дегустацию ягод, варенья или морсов из них. Узнать: полезны ли ягоды для здоровья).

Пришли к выводу: надо сделать альбом о ягодах нашего края, чтобы показать детям других групп и родителям.

Планирование работы с детьми старшей группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Ягоды нашего края»

  1. Организационный этап проекта (Январь февраль)

Мероприятия

1. Подбор методической и художественной литературы.

2. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Ягоды нашего края»».

3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4. Приобретение необходимого оборудования.

5. Изготовление пособий, карточек, моделей

6. Определение тематики бесед.

7. Тематическое планирование.

8. Сбор информации.

9. Выбор объектов для экскурсии.

10. Подбор музыкального репертуара.

11. Разработка сценариев экологических викторин, развлечений.

Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители.

Родительский комитет группы.

Воспитатели группы, воспитатель эколог.

Воспитатели группы, воспитатель эколог.

Воспитатели группы, воспитатель эколог.

Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители.

Музыкальный руководитель, воспитатель-эколог.

  1. Реализация проекта (февраль-апрель)

Месяц

Организованное обучение

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Февраль

Ме

Беседа «Ягоды нашего края. Какие они?

Беседа «Почему ягоды называют природными витаминами»

Просматривают с детьми книги, ищут необходимую информацию.

Беседуют с детьми о ягодах, рассматривают картинки.

Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о ягодах.

Исследовательно-поисковая деятельность, «Какая на вкус ягода?», пробуют ягоды, варенье, обсуждают вкусовые качества, рассказывают о полезных свойствах.

Фотографируют детей, подбирают фото о лесных прогулках.

Принятие решения о создании альбома о ягодах нашего края, обсуждение как сделать альбом красочным и интересным.

Настольные игры: домино «Ягоды», «Ягодные пазлы», «Четвертый лишний».

Просмотр презентаций «Ягоды».

Обсуждение с детьми, какая ягода самая полезная. Вспоминают, какие растения обладают полезными витаминами.

Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о ягодах.

Придумывание названия альбома. Пришли к решению: называться он будет «Ягоды нашего края», а чтобы было интересно его смотреть, решили добавить в него стихи, загадки и многое другое (составили список).

Рассматривание картинок, фото.

Раскрашивание картинок, фото.

Раскрашивание картинок из серии «Лесные ягоды».

Подвижная игра «У медведя во бору».

Рисуют на тему «Растения-витамины».

Распределяют между собой кто, какую страницу альбома будет оформлять.

Февраль

Исследовательно- деятельность. поисковая «Условия, необходимые для жизни растений. Почему завял цветок?»

Обсуждение с детьми, правильно ли дома расположены цветы, благоприятны для ли условия жизни растений.

Познакомить с названиями цветов.

Проблемная ситуация и поиск пути ее разрешения. Рассматривание строения растения. Выполнение задания «Составь модель цветка», «ЧТО нужно

растению для

жизни», «Что, где растёт?»

(моделирование)

Выясняют причины, размышляют, выполняют практические действия по уходу за цветком (прощупывают землю, поливают, осматривают на наличие вредителей, измеряют температуру воздуха в помещении, наблюдают в течение недели за состоянием цветка). Рисуют рисунки на тему: «Что нужно цветку для жизни»

Март

Исследовательно- поисковая деятельность «Исследуем строение растений».

Беседа «Осторожно, ядовитые ягоды!»

Познавательное занятие «Зелёный наряд Земли»

Организуют дома посадку лука. Наблюдают за его ростом: как растет лук, его строение, условия необходимые для роста лука (зарисовать в дневниках)

Консультация для родителей «Прогулки с родителями в лес»

Экскурсия в городской музей под открытым небом «Эхо Югры»

Организуют в группе посадку лука в землю, в воду, без воды; с освещением и без него. Наблюдают за его ростом: как растет лук, где лучше растёт, его строение, условия, необходимые для роста лука

Зарисовать в календаре наблюдения.

Моделирование «Рост, развитие растений, размножение».

Изготовление эмблем с изображением ягод для оформления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Сочинение рекламы для различного варенья из ягод.

Проблемные ситуации: «Путешествие на луг», «Что будет если, если…», «Почему так случилось?», «Что ты будешь делать в этом случае»

Составление рассказов из личного опыта. «Как я выращивал лук» с опорой на дневник.

Составление рассказов из личного опыта «Что мы видели в музее».

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин», «Семья», «Чаепитие с вареньем»

Составление рассказов из личного опыта. «Как я выращивал лук» с опорой на дневник

Составление рассказов из личного опыта «Что мы видели в музее».

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин», «Чаепитие с вареньем»

Рассматривание книг о природе.

Рисование на тему: «Зеленый наряд Земли». Создание коллективного панно в форе круга

Март

Беседа «Как правильно собирать ягоды»

Рассуждение с детьми на тему: «Человек – гость или хозяин лесу?»

Подбор музыкальных произведений их домашней фонотеки о ягодах, лесе.

Обсуждение с детьми правил поведения в лесу, сбора ягод.

Слушание музыкальных произведений «Калинка-малинка».

Разучивание песни «По малину в сад пойдем»

Решение в ситуационных задач: «Составь правила сбора ягод»; «Найди ошибку»; «Сгруппируй по…»

Лепка барельефа «Ягодка любимая».

«Узнай по описанию», «Я знаю пять ягод», «Что можно приготовить из ягод»

(речевые игры).

Составление рассказов и сказок о ягодах для альбома.

Апрель

Беседа «Кто питается ягодами в дикой природе?»

Викторина «Знатоки природы»

Моделирование «Угощу я ягодкой…»

Рассматривание хохломской посуды.

Разгадывание кроссвордов о растениях.

Составление кроссворда «Лукошко с загадками»

Рисование: роспись посуды ягодным узором.

Составление рассказов по сюжетным картинам «В лесу», «Встреча в лесу»

Аппликация. Создание панно для дизайна группы «Дары леса»

Сочинение рекламы на тему «В ягодах – здоровье»

Апрель

Познавательное занятие «Мой край родной»

Консультация для родителей «Походы с родителями за ягодами и грибами».

Изготовление плаката о бережном отношении к растениям.

Изготовление костюмов к презентации

Заучивание стихотворений, ролей к празднику День Земли.

Помощь в оформлении фоторепортажа по проекту

Экскурсия в краеведческий мини-музей ДОУ.

Создание альбома «Ягоды нашего края»

Обсуждение с детьми, как организовать презентацию. Распределение обязанностей

Лепка. Коллективная работа «Лукошко с ягодами».

Составление рассказов «Что я видел в музее».

Расммативание альбома «Ягоды нашего края», обсуждение, все ли получилось, что еще можно добавить, исправить

  1. Обобщающий этап

Апрель

Подведение итогов.

Оформление выставки рисунков, поделок.

Создание фоторепортажа по проекту.

Презентация альбома «Ягоды нашего края»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯГОДЫ НАШЕГО КРАЯ» Воспитатель Иванова О.В МАДОУ – «Березка» города Когалыма ХМАО-Югра

Слайд 2

Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми.

Слайд 3

Задачи проекта Образовательные: 1. Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья. 2. Познакомить детей с полезными свойствами ягод. 3. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений. 4. Научить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств. 5. Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие: 1. Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов. 2. Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе, 3. Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья. 4. Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах. 5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. 6. Развивать умение моделировать, фантазировать при создании костюма ягоды. Воспитательные: 1. Воспитывать экологическую культуру детей. 2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность любознательность всему живому, 3. Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.

Слайд 4

Продукт проектной деятельности: Альбом о ягодах родного края. Воспитанники группы, узнав, какими полезными свойствами обладают ягоды края, будут употреблять их в пищу и бережнее к ним относиться.

Слайд 5

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий. Срок реализации проекта: 4 месяца (февраль-апрель). Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.

Слайд 6

Организация проекта: Подбор литературы, энциклопедий, фото, тематических картин. Материально-техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, медиатека; баночки для варенья, ложечки. Атрибуты к играм: пластмассовые баночки с эмблемами ягод для сюжетно-ролевых игр, муляжи ягод; баночки для посадки лука; табличка посаженного растения; блендер, ситечко, воронка для приготовления морса. Модели Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Слайд 7

Формы реализации проекта: Беседы (природный и социальный мир, здоровьесбережение). Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка). Творческая деятельность – создание альбома. Исследовательская деятельность экскурсия в городской музей «Эхо Югры». Целевые прогулки в природу. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач. Экологическая викторина, развлечение, игровая деятельность.

Слайд 8

Методы проекта: Исследовательские: проблемные вопросы, вкусовая дегустация, выращивание растений в разных условиях. Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели. Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции. Технология моделирования. Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание альбома о ягодах и плаката в защиту растений.

Слайд 9

Идея проекта: Воспитанники группы, узнав, как могут ягоды, произрастающие на территории края помочь в оздоровлении организма, проявили к ним интерес. Мы предположили, что расширив знания детей о растениях родного края, мы будем способствовать их практическому применению в оздоровлении организма и бережному отношению к природе. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании альбома «Ягоды нашего края».

Слайд 10

Предполагаемые образовательные результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают названия ягод, их полезные свойства, научатся различать их по внешнему виду, В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей (охват интеграция образовательных областей «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание»). Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования экологической культуры и личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений. Мини-музей природы детского сада пополнится альбомом Ягоды нашего края», фотографиями и книгами.

Слайд 11

Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации): Дети получили письмо от Лесовичка, в котором он спрашивал, хорошо ли они знают, что такое дары природы, просил отгадать загадки и узнать по фото ягоды нашего края. Многие дети затруднялись ответить, какие ягоды растут в нашем краю и пришли к выводу, что необходимо узнать об этом. Обсудили план действий: 1. Как узнать, какие ягоды растут в нашем краю? (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, эколога, родителей, бабушек и дедушек, почитать энциклопедию, посмотреть передачи о природе. Сходить в музей природы нашего детского сада или городской музей «Эхо Югры» ). 2. Что еще вы хотите узнать? ( Ответы детей: попробовать на вкус, с помощью мам устроить дегустацию ягод, варенья или морсов из них. Узнать: полезны ли ягоды для здоровья). Пришли к выводу: надо сделать альбом о ягодах нашего края, чтобы показать детям других групп и родителям.

Слайд 12

Планирование работы с детьми старшей группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Ягоды нашего края» Организационный этап проекта (Январь февраль) Мероприятия 1. Подбор методической и художественной литературы. 2. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Ягоды нашего края»». 3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. 4. Приобретение необходимого оборудования. 5. Изготовление пособий, карточек, моделей 6. Определение тематики бесед. 7. Тематическое планирование. 8. Сбор информации. 9. Выбор объектов для экскурсии. 10. Подбор музыкального репертуара. 11. Разработка сценариев экологических викторин, развлечений. Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители. Родительский комитет группы. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители. Музыкальный руководитель, воспитатель-эколог.

Слайд 13

(Продолжение таблицы)

Слайд 14

(Продолжение таблицы)

Слайд 15

(Продолжение таблицы)

Слайд 16

(Продолжение таблицы)

Слайд 17

(Продолжение таблицы)

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...