Знакомство с Чувашским орнаментом
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Татьяна Валерьевна

Знакомство детей с культурой Родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomim_doshkolnikov_s_chuvashskim_ornamentom.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие в прекрасное»

Вид проекта: творческий, краткосрочный.

Возраст 6-7 лет

Актуальность проекта:

1. В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традициям своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. Н. Неменский необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа.

2. Художественно – образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребёнка нравственно – эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить своеобразие и миропонимание народа. Всё это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций взрослого.

Цель проекта: развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству, воспитание духовно – нравственных, культурных, образованных граждан отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отражённых, заключённых в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, декоративно – прикладном искусстве, творчестве и т. д.)

2.  Ознакомление с изделиями чувашского орнаментального искусства (вышивки).

Срок реализации: январь – февраль 2018

     Этапы реализации

1. Сбор информации и материала по проблеме.

2. Подбор иллюстративного материала – вышивка чувашских народных умельцев.

    3. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия»,   «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».

     4.Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

6. Занятие по ИЗО. Темы«Изображение домашних животных в чувашском орнаменте». «Кукла в национальном костюме»

 7. Оформление выставки: «Народная вышивка»«Народные орнаменты».

8 .Оформление выставки «Детское творчество по мотивам Чувашской народной культуры».

Мероприятия по областям Содержание.

1. Область - познание 1. Непосредственно – образовательный процесс по ознакомлению детей с чувашским орнаментальным искусством.

     2. Область – чтение художественной литературы Рассматривание книг, альбомов, фотографий с изображением чувашских народных промысловчувашской народной вышивки, её узоров.

3. Область - коммуникация Ознакомление детей с чувашской речью.

4. Область – художественное творчество Ознакомление с изображением элементов чувашского узора: солнце, звезда, животные, дом, двор и изображение их детьми (украшение чувашского головного убора «Масмак). Изображение чувашского узора Животные» способом лепки.

5. Область - музыка Разучивание элементов чувашского народного танца.

     

     7. Область - труд Изготовление дидактической игры «Домино» с изображением элементов чувашского узора.

8. Область – физическая культура Ознакомление с чувашскими народными подвижными играми«Тилирам»«Луна и солнце»«Сирелер».

III этап. Заключительный.

 Представление проекта для обсуждения на педагогическом совете ДОУ.

Предполагаемый результат.

1. Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ, понимание национальных ценностей.

2. Повышение уровня этнокультурных знаний в области чувашского орнаментального искусства.

     3. Эмоционально – эстетическое развитие ребёнка: видение красоты изделий чувашской национальной вышивки. 

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети узнают: 

           - как выглядел чувашский национальный женский,мужской  костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);

- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;

- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;

- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;

- пополнят свой активный словарный запас;

- познакомятся с образами – символами чувашского узора;

- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;

- о чувашских национальных играх;

- о художественной литературе.

Литература

1. Альбом «Чувашское народное искусство» / сост. Меджитова и Трофимов Ч. 1981.

2. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Пособие для воспитателей детских садов /З. А. Богатеева. – М. 1986.

3. Васильева Л. Декоративная аппликация // Дошкольное воспитание / Васильева Л. Г. – 1987. - № 10.

4. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. / Л. Г. Васильева. – Чебоксары, 2002.

5. Васильева Л. Г. Средствами чувашского народного искусства. // жур. «народная школа» / Л. Васильева. - №1 1993.

6. Изобразительное искусство Советская Чувашия / сост. Воронов, Трофимов. - М. – 1980. (альбом)

7. Программа художественно – творческого развития ребёнка – дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного искусства / сост. Л. Г. Василева. – Чебоксары, 1994.

8. Трофимов А. А. К вопросу о художественном образе чувашской вышивки. – сборник «Чувашское искусство». – М. – 1973.

9. Трофимов А. А. Космогоническое представление древних чувашей и отражение их в орнаментальной вышивке. / сборник «Чувашское искусство». – М. – 1976.

10. Трофимов А. А. Древний язык чувашского орнамента. / Сборник «Чувашское народное творчество» - Чебоксары. 1985.

11. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. / Л.Г. Васильева.

Проект « Чувашская народная культура».

Актуальность проекта: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д. 

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. 

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Цель проекта:

  Формирование целостного представления у  детей  о культуре чувашского народа.

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Задачи проекта: 

          1.Познакомить с основными концепциями  происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой(народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки); 

2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.

Вид проекта: Развивающий, творческий.

Проект по целевой установке: Познавательный.

 

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.

Информационное обеспечение:

  1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  4. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  7. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  8. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  9. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
  10. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  11. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  12. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  13. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993.  351 с.
  14. Халăхсăмахлăхĕ :хрестомати. – Шупашкар :Чăвашкĕнекеизд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети узнают: 

           - как выглядел чувашский национальный женский,мужской  костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);

- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;

- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;

- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;

- пополнят свой активный словарный запас;

- познакомятся с образами – символами чувашского узора;

- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;

- о чувашских национальных играх;

- о художественной литературе.

1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».

Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

- Стихотворение М.Юхма «Братский ковш»

- «Заведено издревле было»

- «Чăвашăнырйăланумай» («У чувашей много хороших традиций») Р.Сраби

- «О сурпане»

2.Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».

- «Лиса – плясунья»        

- «Мост Азамата»

- «Земля Улыпа»

- «Песня»

- «Почему ель и сосна вечно зеленые»

- «Девушка на луне»

3.Чтение рассказов И.Я.Яковлева:

- «Как я чулок вязала»

- «Лгун»

- «Лентяй, да меру знай»

- «Соня – сонуля»

- «На воре шапка горит». 

4. Чувашские детские игры «Паттăрвăййнсем»:

- «Надень тухью»        

- «Уголки»

- «Луна и солнце»

- «Бросание пояса»

- «Тили – рам»

- «Расходитесь!»

- «Колечко»

- «В быка»

- «Колобок»

- «Хищник в море»

- «Цыган»

- «Сидит Миша»

- «Водяной медведь».

5.Дидактические игры:

«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)

«Слова приветствия»

«Найди такой же узор»

«Найди значение узора»

«Сложи чувашский узор»

«Что лишнее»

6.Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:

Украшение фартука для Илемпи (рисование)

Салфетка для бабушки (аппликация)

Полотенце – рисование чувашской вышивки

Рубашка для Сетнера –рисование

Смешные маски для ряженых – конструирование

Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам

Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта

Работа с педагогами: Просмотр  электронных презентаций  для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная  вышивка), «Чувашские  народные  декоративные промыслы»

Работа с родителями: Просмотр  электронных презентаций  дляродителей:  «Чувашская народная культура»

Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

Анкетирование родителей «Чувашская культура».

Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Заключение:  Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с воспитателями на тему: "Азбука чувашских орнаментов и эмблем"

Консультация для средней и старшей группы.На тему:   АЗБУКА ЧУВАШСКИХ ОРНАМЕНТОВ И ЭБЛЕМ     СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧУВАШСКОГО ОРНАМЕНТА     Важную роль народ...

толкование чувашских орнаментов

толкование чувашски орнаментов...

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с чувашским орнаментом"

В работе говориться об актуальности изучения дошкольником культуры своего народа, раскрыта классификация дидактических игр и упражнений с решением образовательной задачи, отмечены требования к дидакти...

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

Знакомство с чувашским национальным орнаментом - Солнце

Знакомство с чувашским национальным орнаментом детей средней группы ДОУ...

«Использование набора «Дары Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного возраста

В статье  рассматриваются возможности использования «Даров Фребеля»  при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного....

Знакомство дошкольника с чувашским орнаментом через устное творчество

Во все времена усвоения социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного от...