Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №211»

350080, г. Краснодар, ул. Тюляева, 20, тел/факс 2328643

Конспект ООД детей старшего дошкольного возраста

по нравственно-патриотическому воспитанию

по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества»

 

                                                   

Выполнила воспитатель: Цыганкова Ю.А.

                                               Краснодар 2022

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: глэчик, макитра, рубель, коромысло, папаха.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность. Воспитывать ценностное отношение, к результатам собственного труда и труда сверстников.

Демонстрационный материал: Экран с проектором и ноутбук, бумажная форма макитры, трафареты листьев калины, карточки с последовательностью рисования веточки калины, краски, салфетки, кисти, тампоны, стаканы с водой, шапки - кубанки

Раздаточный материал: бумажные формы макитры, трафареты листьев калины, краски, кисти, салфетки, тампоны, стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, физкультминутка «Танец Кубанских казаков», рассматривание предметов быта казаков, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, шапка - Кубанка, рушник, настольник, гончар.

Организация детей на занятии: дети сидят на ковре, или на стульях вне рабочей зоны. Практическая часть занятия за столами по выбору детей. 

Ход занятия:

Для создания эмоционального фона звучит песня «Ой, при лужку» Северо-западный казачий хор.

 Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети:   Казаки.
Воспитатель:    Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родня, родственники, предки.

Воспитатель: Молодцы!  Близкие предки, родичи - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них.  И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши далекие предки.

Наденем на голову шапку - кубанку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают шапки-Кубанки, кружатся и повторяют слова, потом присаживаются на стульчики, где педагог обращает внимание на слайд-презентацию. (Показ слайд-шоу).

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – мужчина-казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются  к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.

А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?

Дети: Рубель.

Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
Воспитатель(Показываю скатерть, рушник).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.

 Воспитатель: А вы знаете как на Кубани называли полотенце? (Воспитатель показывает рушник, дети рассматривают вышивку).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Посмотрите, какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.
Воспитатель:  Посмотрите какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.

Воспитатель: Кубанская земля издавна славилась своими мастерами.При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов-дерева, металла, камня, глины- создавались истинные произведения исскуства.

     Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, им пользовались бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Посуда была глиняная.

     Ее производили гончары. Особого мастерства требовало изготовление кувшина. Считалось, сто если сосуд «дышит», сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил в него частичку души.

Воспитатель: Давайте рассмотрим глиняную посуду.

Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами. Запомнили название посуды?

Дети: Повторяют.

Воспитатель: Из покон веков на Кубани любили петь. Казаки собирались вместе и запевали свои любимые песни. Пели и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша.

А давайте мы сейчас с вами поиграем (игра проводится под кубанскую казачью песню)

"Сон казака" Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется  — казак забирает «утку».  

Надоело казаку «Кря-кря-кря»  с «Ку-ка-ре-ку».    

Я не лягу больше спать,    

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.  

Воспитатель: Ребята, давайте мы свами побудем умельцам и распишем макитру красивыми узорами.

Дети: Да

Воспитатель: Получив поддержку у детей воспитатель проводит физкультминутку (для поднятия тонуса и сил)

За дровами мы идём
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём 
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).

На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».

Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем пальчиком.

Подведение итогов:

- Ребята что нового вы сегодня узнали?

- Что делали из глины?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- понравилось ли вам рисовать разными приемами (примакивание, рисование кисточкой, пальчиком)?

- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?

Молодцы, ребята! Вы прямо-таки, как настоящие казачата! Такую посуду не стыдно будет хранить в казачьей хате!

Выставка детских работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и бытом Кубанского казачества 2010-2011 учебный год

Вашему вниманию предлагается план по ознакомлению с историей и бытом кубанского казачества....

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

Конспект мероприятия КВН по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию конспекты обобщающих эклогических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста. В конспектах этих мероприятий, прослеживаются основные образовательные области. Надеюсь...

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Гражданско-правовое воспитание  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема - «Мастера и рукодельницы»

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы».Задачи:   -Обогаща...

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...