Конспекты познавательных занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Формирование правовой культуры у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_konstitutsiya.docx87.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 46

«Кот в сапогах»

Конспекты познавательных занятий

по правовому воспитанию

для старшего дошкольного возраста

 

C:\Users\Вера\Desktop\82176816.jpg

                      Подготовили:                                                                                                                           ПорубоваН.М

Нижневартовск

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста

«2013 год – год 20 Конституции РФ»

Цель:

Создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения дошкольников.

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Оно очень важно для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

Беседа о ценностях человека.

Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

 А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

(Родина.)

Если не ответят, рассказываю историю:

Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

Почему же Человек заскучал?

(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).

Наша с вами Родина – это Россия.

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?

Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать свои права, свободы и конечно же законы.

-А кто мне скажет, что является  главным законом, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).(Конституция-это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу). «2013 год –это год 20КРФ

12 декабря 19993года  всенародным голосованием была принята конституция.

Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.

- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.

- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.

- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.

(Показываю табличку на доске «жизнь»).

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)

- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?

(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).

- Как вы считаете, мы назвали все права?

(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

 Применение Конституции к сказкам.

- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.

Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?

(Дед из сказки «Репка»).

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?

(«Золушка» Ш. Перро).

- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?

(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).

- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?

(Ответы детей).

- Какова ваша главная обязанность?

Обобщение.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

1. Закон правды.

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.

2. Закон добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

4. Закон милосердия.

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

5. Закон уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!

6. Закон чести.

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

- Что вы можете сказать о проекте законов?

(Высказывания детей).

- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

Рефлексия.

(Дети прикрепляют ладони на доску).

 Итог занятия.

- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?

(Высказывания детей).

Обобщение.

- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –         

Без нее нам не жить,

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Россию –

Нет России другой!

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста

 «Право ребенка на имя»

Задачи:

Дать детям знания о том, что каждый человек имеет право на имя, данное родителями.

Познакомить с понятиями «тезка», «близнецы».

Закрепить представления о ласковых и полных формах имен.

Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать логическое мышление, внимание, смекалку.

Воспитывать чувство собственного достоинства и чувство уважения к сверстникам.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы, ребята - котята?

Дети: Нет!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы, ребята - мышата?

Дети: Нет!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы, ребята - цыплята?

Дети: Нет!

Воспитатель: А кто вы?

Дети: Мы - дети, мальчики и девочки!

Воспитатель: А когда человека спрашивают, как его зовут, что он называет? Конечно, имя.

                          Проводится игра «Дин-дон» (с мячом).

Дин-дон, дин-дон,

По улице ходил слон.

Ну, а наша детвора

Начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай-

Имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып.

Как зовут котенка? Кис-кис-кис.

Как зовут щеночка? Гав-гав-гав.

Ну а как ребенка?

(Дети передают мяч по кругу и называют свои имена).

Воспитатель: Дети, каждый человек имеет имя! Еще раз назовите свои имена. Кто дал вам эти имена? Правильно, родители. Когда вы родились, они дали вам имена, и у вас появился первый в жизни документ- свидетельство о рождении.

( демонстрация документа).

Воспитатель: Здесь записано, как вас зовут и кто ваши родители. Дети, а для чего необходимо имя?

(дети отвечают).

Воспитатель: Интерес к именам во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их. Дети, а как называют вас дома?

Дети: Коленька, Дашуля, Максик…

Воспитатель: Каждому нравится, когда его называют ласково! Давайте придумаем ласковые имена своим друзьям.

Игра «Назови ласково» , в конце игры каждому ребенку вручается флажок, на котором написаны его ласковые имена.

Воспитатель: А вы знаете, что есть ребята, которые обзывают других детей. Этоочень обидно, и никто не имеет права обзываться, оскорблять другого. Но есть дразнилки - это короткие шутливые стишки, на них не обижаются, становится весело и смешно.

(Дети рассказывают дразнилки).

Воспитатель: Дети, знаете ли вы, как вас будут называть, когда вы вырастите?

-Кроме имени у вас есть ещё фамилия и отчество. Давайте поиграем в игру «Что лишнее?». Будьте внимательны.

. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

.Юля, Олег, Вова, Андрей.

.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

.Маша, Таня, Мурка, Марина.

-Молодцы! Дети, а кто такой тезка? Есть ли у кого-нибудь из вас великие, известные тезки?

(Александр-Пушкин, Владимир-Путин, Михаил-Ломоносов).

--У Андрея есть тезка, и он прислал фотографию, на которой Андрей среди друзей Димы и Ромы. А кто же из них Андрей? В записке сказано, что Дима самый высокий, а Рома ниже Андрея. Где же Андрей?

-Молодцы! Помогли Андрею найти своего тезку.

-Дети, посмотрите, пожалуйста, что можно сказать про этих двух мальчиков? Кто они? Почему близнецы?

-В детском саду сфотографировали детей, где были две девочки -близняшки. Найдите их на фотографии. Нужно найти и поставить значок около близнецов.

(Работа с таблицами. «Найди двух одинаковых девочек».)

-Итак, сегодня вы узнали, что все дети имеют право на имя, и никто не имеет права оскорбить его имя, обзываться.

Воспитатель показывает два шарика: голубой - для мальчиков, розовый-

  для девочек.

Как славно девочек зовут:

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка- листва лесная,

И Ксюша- звездочка ночная.

Как славно мальчиков зовут:

Вот Саша - пушечный салют,

И Даня - парус средь простора,

Андрюша - ровный рёв мотора.

-Найдите свои визитки с именами на столе и прикрепите их к шарикам. Мы свяжем их вместе, и пусть все знают, как мы дружно живем!

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста

 «Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Цель:

Уточнить и обобщить знания о семье. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Познакомить детей с историей имен; воспитывать уважение к имени другого человека. Дать представление о происхождении фамилии. Воспитывать интерес к прошлому. Развивать связную речь, познавательный интерес и логическое мышление.

Словарная работа:

сирота, полководец, святцы.

Материал:

фотографии семей, репродукции:

Ход занятия

Воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям картин и фотографиям с изображением семей.

Воспитатель. Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (На этих картинах изображены семьи.) Картины ведь такие разные. (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

Как вы думаете: что такое семья? (Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня,

Мама с папой - моя родня,                 Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню - волшебная щетка,

Молоток настоящий - братишке,

 Мяч - сестренке, конфета - Тишке,

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Я. Аким.

Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь - я.

 Как вы думаете , что это значит? Это значит , что вы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь внимательнее к своим родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

На кого из родных вы похожи?

На кого похожи по характеру?

Ребята, представьте, что произошло в семье счастливое событие - родился малыш! В доме царит радостная суматоха: скоро маму с крошечным ребенком выпишут из родильного дома, нужно все приготовить к их приходу, чтобы малыш чувствовал себя хорошо и уютно в семье. Папа сделал ремонт, купил кроватку и коляску. Бабушка привезла большущий сверток с приданым для малютки - пеленками, распашонками, чепчиками. Дедушка позаботился о сосках, бутылочках, ванночке для купания.

Но в жизни, к сожалению, порой случается и по-другому.

Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи, воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети приобретают новую семью.

Итак, появился малыш. Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя великого полководца. Наконец на семейном совете решили назвать Сергеем.

А как выбирали имена в старину?

До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда, Вера Владимир, Владислав, Любомир, Ярополк, Людмила. Имена которые оканчивались на -слав, -мир, -полк, давали только знатным людям -князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. Например, если девочка появилась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна.

Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение.

Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно обозначает?

Александр - мужественный защитник

Анна - благодать

Андрей - храбрый

Елена - Светлая, сияющая

Ирина — несущая мир

Николай - победитель

Софья - премудрая

Татьяна -устроительница

Юлия - пушистая, волнистая

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.

Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

Малышей часто называют ласкательными именами - Танюша, Андрюша, Викуля, Данилка, Степашечка.

Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей.

Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Через несколько дней после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.

Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша - Владимирович. Когда он вьфастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию человека давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику - Плотников.

Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из мультфильма «Простоквашино»?

Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Федотов произошли от имен Иван, Петр, Федот. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб.

Вы знаете какие?

Зайцев, Медведев, Волков, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов.

А когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.

О каких правах ребенка вы сегодня узнали?

Об остальных правах мы поговорим на следующих занятиях.

Дидактические игры:

«Собери цветок»

«Четвертый лишний»

«Измени имя»

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста

 «О всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребенка»

Цель занятия:

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Предварительная работа:

на предыдущих занятиях дети подготовили плакаты с фотографиями на «семейном древе», рассказывали о своей семье, называли своих родных по имени, отчеству; учили стихи о мире, о детстве; вспоминали пословицы и поговорки о семье, доме, маме.

Материал:

панно, изображающее Жар-птицу, рисунки с изображением модели домов (дом-коттедж, дом-цветок, дом-подсолнух, дом-гнездышко, дом-машина). Плакаты с фотографиями, расположенными на семейном древе. Иллюстрации с различными сказками.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы: Что могут люди делать? И что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы говорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

У русского народа символом счастья всегда была Жар-птица — волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад.

(Воспитатель вносит пано).

  1. На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый молодец.

(Предлагает одному из мальчиков принести первое перо Жар-птицы и читает текст на обороте).

  1. Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь. Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет?

Дети: Благодаря родителям.

Воспитатель: Правильно.

                       А кто еще заботился о вас после рождения? (ответы детей)

  1. Да. О вас еще заботились медицинские работники. Здесь на перышке написано, что дети имеют право на охрану здоровья.

Другой ребенок приносит второе перо Жар-птицы.

Воспитатель читает: Ребенок имеет право на имя и гражданство.

Вот свидетельство о рождении. После рождения вы получили первый в своей жизни документ — вот такое свидетельство о рождении. Если кто из вас еще не видел, попросите дома своих родителей показать вам ваше свидетельство о рождении.

  1. А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: с мамой, с папой.

Воспитатель: Да, с родителями; А как одним словом назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

Воспитатель берет третье перышко и читает:

  1. в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.

Физкульт минутка:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — я

Вот и вся моя семья!

 

  1. Ребята, давайте, пофантазируем. Вот перед вами рисунки — модели домов. Какой дом выбрали бы вы для себя и своей семьи. Поясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту или иную модель дома. Кого бы они взяли из своих и друзей в этот дом.

Воспитатель выставляет «родовое древо», подготовленное детьми. Предлагает детям рассказать о своем дереве, о своих родных, называя их по имени и отчеству.

  1. Ребята, мы знаем много пословиц и поговорок о семье, о доме, о маме. Давайте их вспомним.
  2. Без семьи нет счастья.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  4. В гостях хорошо, а дома лучше.
  5. Всякий дом хозяином держится.
  6. Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
  7. Всякой матери свое дитя мило.
  8. Жалей отца с матерью, других не найдешь.
  9. Сердце матери лучше солнца греет.
  10. Нет друга нежнее матери.

Проводится игра «Поклон». Воспитатель по считалке выбирает одного ребенка.

Считалка: Еду, еду

                   к деду, к бабке

                   на лошади в красной шапке.

Ребенок встает посередине, а остальные вокруг него встают в круг.

Дедушке — поклон!

Бабушке — поклон!

Маме — поклон!

Папе — поклон!

Ну а теперь...

Рост большой   (руки поднимают вверх).

Игра проводится 2 раза.

По просьбе воспитателя ребенок приносит четвертое перо.

Воспитатель читает: Дети имеют право на образование. Да, очень скоро вы пойдете в школу, там вас многому научат, вы будете развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством и т.д. ...

Предлагает достать пятое перо и читает:

Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения.

  1. Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. (Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Три поросенка, Красная шапочка, Золушка, Морозко, Хаврошечка).
  2. А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

   Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.

Жар-птица остается у нас в группе и научит нас еще многому.

Мы сегодня подготовили несколько стихов. Дети читают:

1-ый ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить

.

2-ой ребенок:

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтобы исполнились в жизни

Все наши мечты

.

3-ий ребенок:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

.

4-ый ребенок:

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Горя черного войны

.

5-ый ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

пропала беда,

Чтобы яркое солнце

светило всегда.

Воспитатель: Сегодня Жар-птица познакомила вас с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода и нищеты — они несчастны. Поэтому, в нашей стране делают все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

Так поется в песне. Давайте эти слова отразим в своих рисунках. Дети тихо садятся за стол и рисуют.

 

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста

«В гостях у Конвенции»

 

Цель:

Ознакомление  детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; формирование  правовой культуры.

Материалы и оборудование:

доска; фон для панно; картинки, иллюстрирующие различные права; макет книги «Конвенция о правах ребенка»;  2 длинные верёвки; мяч; фломастеры; колобки – ребенок, мама и папа; детский компьютер.

Ход занятия

Воспитатель, входя в зал, читает стихотворение, дети сидят на стульях полукругом.

В волшебной сказочной стране,

Где по утрам встречает

Нас улыбка доброй феи.

Где пляшет радуга зимой

Под ёлкой в Новый год со мной,

А для любви и доброты

Открыты настежь двери.

Пусть знают все на свете,

Вы – солнечные дети!

Здравствуйте, солнечные дети! Сегодня у нас необычное занятие. На нем мы с вами будем не одни, а с колобком.

Воспитатель демонстрирует колобка. Затем прислушивается к чему-то.

Слышите, кто-то пищит? Нет? А я слышу!  А… так это наш компьютер. Пришло письмо по электронной почте. Колобок, это для тебя. « Дорогой колобок, я знаю, что ты очень хороший и добрый малыш, но тебя все обижают – хотят съесть. Я хочу помочь тебе и приглашаю в гости. Конвенция

Воспитатель прислушивается к колобку.

Ребята, колобок предлагает нам всем вместе отправиться в гости. Согласны? Вам хочется узнать конвенцию?  А поедем мы на шаромобиле. Это средство передвижения колобка.  Мы даже не заметим, как домчимся до места назначения. Шаромобиль – он какой? Ответы детей. Круглый. Встанем в круг и, пока едем, поиграем. Колобок мне показал игру про своего друга пельмешка. Называется игра «Пластический этюд». Я буду читать стихотворение, а вы, что слышите, то и показываете руками. Для начала наденем на голову колпак, завяжем фартук.

             Я три горсточки муки

    Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну,

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю.

Покажу свое уменье –

Вылеплю я сто пельменей!

Ребята, в этой игре вы использовали свое воображение. Мы  с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все  с момента рождения имеем права человека, и они не могут быть отняты у нас. Права – это такие правила, и нужны они для того, чтобы вам всегда жилось хорошо. А ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а так же воспитатели, учителя, доктора, милиционеры и ещё много- много взрослых должны выполнять их.

Но, к сожалению, в разных странах мира люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми  жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Воспитатель, словно от резкого торможения, наклоняется вперёд.  Что случилось? Поняла. Мы доехали. А вот и наша конвенция. Демонстрирует макет. Конвенция – это такая книга, которую придумали взрослые дяди и тёти – умные и очень-очень добрые. В ней они записали ваши права. Воспитатель открывает книгу. О, а она пустая. Ребята, а давайте мы   запишем ваши права, о которых вы сегодня узнаете. Согласны? Воспитатель прикрепляет колобка в центре. Чтобы нашего колобка больше никто не обижал, он тоже будет иметь права.

Главное право, которое имеет человек – это право на жизнь. Дети, а кто вам подарил жизнь? (ответ детей). Жизнь, подаренную мамой, никто не может у вас отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми.

Вот и наш колобок имеет право на жизнь. Ребята, как вы думаете, какой из этих рисунков иллюстрирует это право. Правильно. Именно этот рисунок мы прикрепим рядом с колобком, показывая, что это право принадлежит всем, даже нашему колобку. Кто- либо из детей прикрепляет рисунок рядом с колобком.

Воспитателем зачитываются пословицы:

Дружная семья гору сдвинет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В родной семье и каша гуще.

О чём эти пословицы? О семье. У вас у всех есть семьи. Дружная, любящая семья очень важна для каждого ребенка. Никто не может разлучить его с родителями. А кто знает другие пословицы о семье?

Что не хватает нашему колобку? (Семьи. Дети прикрепляют рядом с колобком маму и папу.)

Колобок счастлив, что у него теперь есть семья. Он предлагает поиграть в игру «Дин – дон».

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?..

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

Имя – это выражение нашей индивидуальности. Это наша история, наши предки, наши корни. В Конвенции записано, что каждый ребёнок имеет право на имя.

Слышите, наш колобок плачет. Воспитатель слушает, что говорит колобок. Он очень расстроен. У всех есть имена, а у него нет. Давайте придумаем ему имя. Он у нас из сказки, поэтому и имя у него должно быть сказочным. Дети выбирают имя, воспитатель записывает на пеньке и прикрепляет его рядом с колобком.

Колобку очень понравилось его имя. Он будет гордиться своим именем, и любить его. У колобка есть ещё одна игра для вас. Называется она  «Есть или нет».  Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель – в  центре. Он объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «ДА», если не согласны, то опускают руки и кричат «НЕТ».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нём ошибки?

Ребята, откуда вы так много знаете?  (ответы детей). Какие занятия проходят в детском саду? (ответы детей). Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

Колобок наш тоже хочет учиться. Найдите картинку, показывающую на право на образование и прикрепите рядом с колобком. Теперь он  будет заниматься вместе с вами и станет умным, как вы.

Ребята, а не пора ли нам отдохнуть? Как вы думаете, какой отдых самый лучший? (ответы детей). Конечно, на свежем воздухе.  Вот и мы с вами сейчас отправимся погулять. Игра называется «Прогулка по ручью». На полу разложены верёвки. Это ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Дети становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь. Дальше передвигаются все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегу ручья. Оступившиеся становятся в конец цепочки.

Замечательно отдохнули! А как вы отдыхаете дома? (ответы детей).

Ребята, а в детском саду у вас только занятия бывают или вы ещё чем-то занимаетесь? (ответы детей). Правильно, большее время вы играете. Играете одни и с воспитателем. Даже на занятиях играете. Назовите ваши любимые игры.

Право на игру должно соблюдаться не только в детском саду, но и в вашей семье – дома. Родители должны не только покупать вам игрушки и игры, но и играть с вами. Во время игры вы учитесь быть взрослыми.

Для колобка тоже важно это право. Прикрепите рядом с колобком рисунок, иллюстрирующий право на игру.

Ребята, вы знаете стихотворение К. Чуковского «Барабек»?

Давайте расскажем его вместе.

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И  телегу, и дугу,

И  метлу, и кочергу.

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Почему у Робина заболел живот? Чем опасно переедание? Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. А как ещё нужно заботиться о своём здоровье? (умываться, делать зарядку, закаляться, вовремя ставить прививки).

Но, если вы вдруг заболеете, кто вам поможет? Правильно, доктор. Какого знаменитого сказочного доктора вы знаете? (Айболит). Вот какой у нас Айболит. Продемонстрировать картинку. Он символизирует право на медицинское обслуживание. Прикрепим его рядом с колобком, чтобы врач помог быть здоровым и, если колобок заболеет, вылечит его.

Право на медицинский уход означает, что каждый ребенок имеет право на бесплатное лечение, помощь врачей  и прививки против разных заразных болезней.

Ну вот, ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у Конвенции, познакомились с вашими правами. Что такое право?  Что такое Конвенция?  Назовите права, о которых мы сегодня говорили. Воспитатель показывает на картинки, а дети называют. Это далеко не все права. Но за одно занятие узнать их все невозможно. Об остальных мы узнаем позже.

Ребята, что интересного вы узнали на занятии?

Рефлексия.

Как хорошо, что в детстве

Ещё вам долго греться,

Прильнув к кому-то сердцем,

Забыв про все дела,

С утра скорей проснуться,

И сразу улыбнуться,

К окошку потянуться…

А за окном зима!

С большой игрушек грудой

Играть и верить в чудо,

Увидев сказку всюду

И все свои мечты!

До свидания, солнечные дети.

МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

Конспект познавательного занятия «Мы – защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей нравственно - патриотических чувств, основанных на ознакомлении с традициями нашего народа...

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Гражданско-правовое воспитание  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Право жить в семье"

Конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"Право жить в семье"...

Конспект ООД по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина – город Мичуринск»

Данное занятие проводится с детьми старшей группы. В процессе занятия расширяются знания дошкольников  о малой Родине - о городе Мичуринске, его истории, достопримечательностях. Дети отправляются...