КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Ольга Алексеевна

Русская традиционная кухня – неотъемлемая часть материальной культуры русского народа. Традиции русской кухни уходят своими корнями в седую древность времен дохрестианских. Русская кухня складывалась под влиянием исторических, природных и политико-экономических факторов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulinarnoe_puteshestvie_po_belgorodskoy_oblasti.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мельникова Ольга Алексеевна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад «Радонежский» г. Строитель

 Яковлевского городского округа,  воспитатель; (Строитель, Россия)

КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В народе говорили: «Мельница сильна водой, а человек едой», и еда должна быть вкусной, питательной, а главное – полезной. Питание было, есть и будет очень важным для человека. Характерные черты бытового уклада жизни многих поколений наших предков ярко проявляются в том, что и как мы едим. «Еда и все, что с ней связано, – неотъемлемая часть культуры любого народа. Русский народ так же вписал в мировую кулинарную книгу «Сотни рецептов прекрасных кушаний», оставил нам в наследство замечательные традиции стола, в основе которых лежит бережное, уважительное отношение к продуктам питания. Мы можем по праву гордиться этой стороной своей культуры.

Русская традиционная кухня – является частью культуры русского народа. Она складывалась под влиянием исторических, природных и политико-экономических факторов. Характер приготовления блюд в значительной мере был обусловлен особенностями русской печи, которая в течение многих веков верно служила и простому люду, и аристократам. В печи готовили еду в горшках и чугунках, жарили рыбу и мясо крупными кусками, было множество тушеных и запеченных блюд, выпечки: пирогов, кулебяк, расстегаев и т.д.

К сожалению, общепит XX и XXI вв., созданный для народа самим народом, все дальше отходит от истинно народной кухни, заменяя отечественные блюда иностранными. Если в XX веке были «блинные», «вареничные», то в наши дни их полностью вытеснили «пиццерии» и «пункты быстрого питания».

Большинство нашего населения не имеет понятия, что такое ботвинья, сбитень, кулага. С каждым годом мы все больше теряем то наследие, которое нам оставили предки, бережно хранившие и передавшие свой опыт как бесценный дар из поколения в поколение.

В русской кухне, как и во всякой другой, отражаются быт, история и духовная культура народа. Русский народ всегда славился своим радушием, гостеприимством. Об этом говорят народные поговорки: «Гость во двор – все запасы на стол», «Гостей привечай – со всех концов встречай», «гость доволен – хозяин спокоен» и другие.

Россия велика, и в ее регионах разные климатические и природные условия диктуют свои обычаи и традиции.

Население Белгородчины внесло свой весомый вклад в кулинарное искусство страны; собрать, сохранить и передать молодежи традиции, рецепты – важная задача.

Кухня на территории современной Белгородской области не сильно отличалась от традиционной русской кухни в целом. Основу рациона составляли овощи – капуста, репа, свекла, морковь, позднее добавился и картофель. Хозяйки использовали также грибы и другие дикие растения – лебеду, крапиву, медвежий лук.

Основу пищи Белгородчины, как и всех восточнославянских народов, составляли хлеб из кислого теста, мучные и крупяные изделия.

Самыми популярными блюдами были щи, борщ и похлебка, а в летнее время их заменяли окрошка, ботвинья и свекольник. Также часто готовили каши. В ходу у хозяек были гречка, просо, пшеница, ячмень и другие культуры. Из каждой изготавливали несколько видов круп: зерна оставляли целыми или дробили разными способами.

 Мясо на столах появлялось редко: цена была довольно высока, да и православные посты предписывали отказываться от скоромной пищи. Готовили его по особым поводам – на свадьбы, поминки, религиозные и обрядовые праздники. Рыбу ели чаще – ее можно было выловить в реке практически повсюду.

Десертов в современном понимании в меню не было. Сладкие блюда, которые подавали в конце трапезы, назывались заедками. Чаще всего это была выпечка: пирожки, калачи, баранки и бублики. Также традиционными сладостями в те времена были варенье, пастила – фруктово-ягодное пюре, высушенное в печи, – и пряники, которые часто украшали узорами.

 В Белгородской области возрождают традиционную местную кухню. Даже создали «Книгу рецептов Белгородской области». Рецептов насобирали немало: каждый из районов области славится своим местным блюдом. Оказалось, что жители Валуек испокон веков ели мамалыгу и затерку, в Волоконовке самые крупные застолья не обходились без запеканки-лапшевника, а в Губкине лепили рандолики — маленькие вареники.

Собирали рецепты буквально с миру по нитке: ездили по деревням и селам, опрашивали местных бабушек. Кто-то еще помнит старые рецепты, таких людей и искали. В общем, это было очень непросто.

С целью привития любви к своей малой Родине - Белгородчине и согласно плану мероприятий по формированию культуры здорового питания «Детский сад «Радонежский» г. Строитель Яковлевского городского округа» запустил новый проект под руководством воспитателя Мельниковой О. А. «Кулинарное путешествие по Белгородской области» для воспитанников старших и подготовительных групп. Педагог, используя интересные факты из истории районов Белгородской области, знакомит маленьких поварят с традиционными блюдами Яковлевского городского округа, Чернянского, Волоконовского, Валуйского, Красногвардейского и Алексеевского районов. Благодаря родителям (законным представителям) воспитанников ребята не только получают теоретические кулинарные знания о способах приготовления традиционных блюд, но и самостоятельно его приготовить и даже продегустировать.

В ходе приготовления воспитанники знакомятся со свойствами продуктов, способами приготовления пищи; развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать работу в коллективе; формируют умение экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его; упражняются в нарезании продуктов, замешивании и раскатывании теста; развивают ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Эту работу воспитатель Мельникова Ольга Алексеевна начала проводить в средней группе. Дети знакомились со свойствами овощей, фруктов, учились резать фруктовые салаты, делать ленивый компот.

В старшей группе занятия усложнились. Воспитанники узнают о свойствах муки, теста, учатся раскатывать его, делать фигурное печенье, используя специальные формы.

Такие занятия проходят в форме тематических дней.

         Занимательно прошел «День домашней выпечки». Дошкольники узнали какое бывает тесто (пресное, дрожжевое, песочное), какие продукты нужны для его приготовления и последовательность их смешивания. А после все дружно лепили вареники и начиняли их сладким творогом. Ребята пользовались скалками и лепили из бездрожжевого теста, что было особенно важно и интересно для самих ребят.

Во время процесса педагог Мельникова О. А. знакомила детей с историей возникновения традиции лепить вареники на Новый год. А так же рассказала детям о том, какие именно «сюрпризы» вкладывали в вареник, когда лепили и что он обозначал. У каждого района Белгородчины есть свои секреты в приготовлении данного блюда.

         На дне чая ребята познакомились с историей чая, правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития. Узнали, что сортов чая много. Чай бывает черный, зеленый, белый, травяной, фруктовый, ягодный. Ни одно чаепитие не обходится без угощений. И воспитанникам было предложено приготовить такое угощение как орешки со сгущенкой.

На тематическом дне «Конфеткины забавы» дети совершили виртуальную экскурсию на кондитерскую фабрику «Славянка» г. Старый Оскол. Узнали, что первая фабрика в России появилась в 1877 году. На фабрике работают люди разных профессий. Например, кондитер-технолог занимается разработкой рецептов, а кондитер - непосредственно приготовлением лакомства. Что для приготовления шоколада нужны какао бобы.

Ребята узнали, что первые конфеты появились в Египте. Приготовлены они были из фиников и меда. Рецепт показался простым и было решено приготовить такие конфеты. С помощью воспитателя ребята сначала сделали конфетную массу, состоящую из фиников, семечек подсолнуха и кунжута, банана. Дети слепили из массы шарики, обваляли их в измельченных кукурузных хлопьях и украсили цветной посыпкой.

Применение игр по кулинарии в образовательном процессе имеет свои трудности и сложности. Прежде всего, питание должно быть организовано в соответствии с нормативными документами, используемые продукты должны быть безопасны, иметь сертификат качества. При продумывании хода занятия по данному направлению все рецепты блюд и способы их приготовления обсуждаются с медсестрой детского сада, а у родителей узнается о наличии аллергии к какому-либо компоненту.

 Во время приготовления блюд всегда возникает много вопросов, на которые нужно найти ответ. Какой толщины нужно раскатать тесто, что нужно, чтобы тесто не прилипало к рукам, какого размера резать фрукты и овощи в салат, почему этот пирожок в духовке слегка подгорел, а этот подрумянился, что делать, если осталась начинка.

Все продукты различаются по цвету, запаху, консистенции, вкусу. В процессе их сравнения обогащается сенсорный опыт детей. Просеивание, разливание, взбивание развивают мелкую моторику.

Во время проведения таких дней используются различные весы и мерные емкости (пластиковые стаканы, миски, банки и др., блокноты для записи нужного количества продуктов. Дети вместе с воспитателем ведут кулинарную книгу, записывая в нее рецепты. В процессе записи рецептов возникает интерес к грамоте и письму, ведь рецепт надо прочитать и записать. Делает это взрослый или ребенок, который умеет писать: записывает рецепт печатными буквами. Дети испытывают интерес к буквам и начинают понимать назначение письма.

Тематические кулинарные дни позволяют нашим воспитанникам расширить представления о свойствах продуктах, о приготовлении пищи, учат экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его, обобщать результаты своей деятельности, подводить итоги, вступать в диалог со взрослым по поводу ситуативной беседы, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы в парах, проявлять самостоятельность в выборе. Создавая свои кулинарные шедевры, дети учатся фантазировать, развивают свои интеллектуальные способности.

По результатам беседы с ребятами об их кулинарных предпочтениях был составлен перспективный план, разработан долгосрочный проект «Кулинарное путешествие по Белгородской области» в рамках ранней профориентации дошкольников.

Этот проект вызвал большой интерес и отклик у родителей, которые активно стали участвовать в подготовке к тематическим дням. Родители вместе с детьми сшили фартучки, подготовили шапочки юным кулинарам, запаслись скалками и дощечками. В ходе подготовки к занятиям родители разучивают стихотворения, готовят рассказы. Предлагают свою помощь в подготовке материала и украшения группы: распечатывают картинки, готовят плакаты, ингредиенты.

Таким образом, у родителей появляется заинтересованность, что приводит к активному творческому участию в образовательном процессе. Они делятся секретами воспитания и семейными рецептами. А так же, вместе с детьми, знакомятся с традиционными блюдами Белгородчины.

Надеемся, что мы продолжим наше увлекательное кулинарное путешествие и познакомимся с традиционными блюдами, рецепты которых передаются из поколения в поколение, не только Белгородской области, но и других регионов России.

Россия, сохранившая свою культурную уникальность, должна восстанавливать, реставрировать, сохранять и свою традиционную кухню, сложившуюся за тысячелетнюю историю кулинарной практики, чтобы она по праву занимала достойное место в мировом кулинарном искусстве.

Список использованных источников:

1. «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста /Методические рекомендации / Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевой, Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015

2. Сборник «Кухня Белгородской области» второе, дополненное издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

Охраняемые первоцветы Белгородской области

В презентации представлен материал об первых весенних цветах и о первоцветах, занесенных в Красную книгу Белгородской области...

Животный мир Белгородской области

Белгородская область, средняя полоса, животные, лиса, заяц, лось, волк...

Развлечение «День флага Белгородской области» «Покрова Пресвятой Богородицы(14 октября)»

Развлечение«День флага Белгородской области»«Покрова Пресвятой Богородицы(14 октября)» Программное содержание.Углублять и расширять представления детей о своей малой Родине-Белгородчине.Зак...

Сценарий праздничного мероприятия посвященного 60-летию Белгородской области "Родина. Россия. Белгородчина".

Воспитывать патриотов своей страны, любить свой родной край - родную Белгородчину!...

Конспект итогового занятия в группе детей 4-5 лет «Весёлый огород». Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район Белгородской области»

«Путешествие к волшебной грядке»Цель: расширять и углублять знания детей о луке.Задачи:Образовательная:закреплять название овоща - лук. Углублять и расширять знания детей о луке, его индивидуаль...

НОД старшая группа познание Путешествие в страну ремёсел – Губкин, Белгородская область

Задачи:Развивающие:Развивать  у детей интерес к прикладному искусству .Познавательные:Знакомить детей с видами вышивки и кружевоплетения в разных областях России.Формировать  интерес и желан...