Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников подготовительной группы.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Подопригорова Надежда Владимировна

С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Все это традиционно рассматривается как важные и необходимые черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая может проявляться в форме детского экспериментально-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у  дошкольников подготовительной группы.

Автор статьи: Подопригорова Н.В- воспитатель « Детский сад « Василёк» с.Енотаевка.МО « Енотаевский район»

С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Все это традиционно рассматривается как важные и необходимые черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая может проявляться в форме детского экспериментально-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

 Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы. ». В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю,  что хочу узнать, что получить в результате. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как Развитие интереса к экспериментальной деятельности у детей – вопрос, актуальный и важный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в деятельность, в результате которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Среди двух видов детских деятельностей: игрой и экспериментально-исследовательской деятельностью, нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментально-исследовательскую деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

 Основная отличительная особенность детской экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе своей практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия и манипуляции выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментально-исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Для определения уровня знаний, интересов дошкольников к экспериментированию и уровней развития исследовательской деятельности мы использовали наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации.

Методика № 1. Наблюдение за самостоятельной экспериментально-исследовательская деятельностью дошкольников.

В процессе наблюдения я заметила, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие из предложенных видов экспериментально-исследовательской деятельности они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментально-исследовательской деятельности выбирают чаще, а какие реже,   как проявляются индивидуальные особенности, а также различия между мальчиками и девочками в выборе объектов экспериментально-исследовательской деятельности. 

Исследовательски - активным считается ребенок, который проявляет настойчивость в достижении поставленной цели в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск решения возникшей проблемы, умеет использовать разные способы и средства для достижения цели, не боится трудностей, не пытается отказаться от своей идеи, а с удовольствием возвращается снова к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели. 

Методика № 2.Беседа с детьми.

В процессе беседы с ребенком, я задавала  следующие вопросы

  • Чем ты любишь заниматься в уголке экспериментально-исследовательской деятельности?
  • С какими предметами и материалами тебе наиболее интересно экспериментировать в уголке?
  • Тебе интересно проводить опыты и эксперименты? Почему?
  • Какой опыт тебе показался самый интересный? Расскажи о нем.
  • Расскажи, какие исследования и эксперименты проводят твои друзья?
  • С кем тебе интересно совместно проводить опыты?

Некоторым детям очень понравились эксперименты с водой, солью, бумагой ,молоком.. Особенно им понравился опыт с круговоротом воды. Другие сказали, что им понравились исследования с камнями. Двум мальчикам было интересно узнать свойства дерева, а одна девочка рассказала, что ее заинтересовали исследования с растениями, и они дома провели некоторые опыты с мамой.

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».

quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... ”Б. М. Теплов...

Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».

Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»....

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты».

Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...

Сценарий занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе по теме «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

В сценарий открытого занятия дети отгадывают загадки, показывают театральные мини сценки,  кукольный мини-спектакль и рисуют картину к сказке А.С.Пушкина с помощью бус по технологии "Бусогра...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....