Консультация для педагогов.
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Римма Ивановна Борисова

Дети моей группы творческие и талантливые. Идеи по экспериментированию предлагают дети. Передставляем вам небольшой отчет нашего эксперементирования. Очень интнресная работа проходила по созданию бумаги из использованных газет, журналов, использованной бумаги. Бумага получилась, это радовало детей, мы могли рисовать на бумаге, которую сделали сами. Большое внимание уделяется опытам с воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx256.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей и соблюдать технику безопасности.

В нашей группе создана мини лаборатория, где выделены зоны для постоянной выставки различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и различные предметы которые дополняются детьми.

Есть емкости для выращивания растений или семян, обязательно находиться специальный альбом где дети делают зарисовки процесса роста растений.

Присутствует зона для хранения материалов:

  • природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и
  • «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для

коктейля и т. п.).

в мини – лаборатории есть приборы и оборудование для индивидуального или экспериментирования в свободной деятельности детей, это не большое количество лупы, зеркала, магнит, фонарик, мерные стаканы.

Для запланированной экспериментальной деятельности мы пользуемся приборами из лаборатории зимнего сада.

Запланированная непосредственно – организованная деятельность, разрабатывается план опытов или экспериментов.

Я хочу остановиться на некоторых экспериментах.

Например, опытно экспериментальная деятельность «Изготовление бумаги».

Проходит предварительная работа, можно использовать сказочный персонаж, который просит решить определенную проблему. (например, в стране сказок закончилась чистая бумага, как и где ее взять?)

Дети высказывают предположения, версии и варианты решения этой проблемы.

Это большая тема для размышления:

  1. Поговорить на экологическую тему, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым
  2. Предложить математическую задачу сколько спилили деревьев, что бы сделать бумагу
  3. Использование вторичного сырья
  4. Знакомство со свойством бумаги

И в конечном этапе переходим к экспериментированию, изготовление бумаги.

Дети с большим интересом проводили данное практическое экспериментирование. Готовили бумагу, замачивали, месили, сушили.

И конечный результат. Дети рисовали на этой бумаге.

Исследовательская деятельность на прогулке в разные времена года – это огромный список запланированных и случайных тем:

  1. Рассматривание листьев
  2. Изучение кроны дерева
  3. Сезонные изменения
  4. Почва
  5. Песок
  6. Снег
  7. Наблюдение за насекомыми, птицами.

Опять хочу рассказать, об одной поисково – исследовательской деятельности.

Летом мои дети проводили раскопки 19 века. Песок раскопали сантиметров на 30 и все что находили это были предметы старины. У нас есть видео фильм этих раскопок. Во время раскопок, дети высказывали версии взрослых и грамотных археологов. Все что нашли камни, интересные корни, все это, по словам детей имело историческую ценность, принесли в группу. Дети были заинтересованы этой работой, мыли камни, чистили корешки.  

Все предметы рассматривали под микроскопом, по словам детей на камнях обнаружили трещинки и какие-то рисунки, полоски.  В общем у детей бурлила фантазия.

Предлагаю посмотреть видеофильм «Раскопки артефактов»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Для родителей выпускались буклеты, памятки, консультации на тему «Экспериментальная деятельность дома». Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Мы давали родителям информацию, но никогда не спрашивали о результатах, это наша ошибка.

 Об увлечениях родителей и детей   много узнали во время самоизоляции. Дети и родители присылали фотографии и видео экспериментов и опытов.

И еще одно интересное редкое исследование, этот метод говорит о том, что можно придумать любое исследование, которое заинтересует детей.

Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие — губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных — проходит свободно.

Такой учебный процесс проходит в нашей группе, но я не задумывалась, что это можно связать с исследованием. Все зависит от фантазии педагога, поставить проблемную задачу, что появиться новизна и интрига в изучении звуков.

Детский сад комбинированного вида №52

       Доклад на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Воспитатель высшей категории Борисова Римма Ивановна

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....