Конспект образовательной деятельности познавательно-исследовательской направленности с детьми 6-7 лет «Геологическая экспедиция»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Оксана Игоревна

  Игровая образовательная ситуация с воспитанниками

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_os_zaytseva.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровая образовательная ситуация с воспитанниками

Конспект образовательной деятельности познавательно-исследовательской направленности с детьми 6-7 лет «Геологическая экспедиция»

Зайцева Оксана Игоревна

Воспитатель МБДОУ №7 «Гнёздышко»

Полярные Зори, 2023

Игровая образовательная ситуация с воспитанниками подготовительной группы «Геологическая экспедиция»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: создание условий для расширения у детей представлений об объектах неживой природы 

Задачи:

  • расширить знания детей о труде геолога
  • формировать у детей познавательно-исследовательские действия в ходе изучения объектов неживой природы
  • развивать любознательность, расширять кругозор
  • развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира
  • поддерживать интерес к изучению родного края
  • воспитывать любовь к природе и тому что нас окружает
  • воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций и картинок с полезными ископаемыми
  • беседа на тему: «Для чего нужны полезные ископаемые?»
  • рассматривание энциклопедий для детей «Геология в картинках», «Минералы и драгоценные камни», «Минералы Кольского полуострова»
  • рассматривание коллекции камней

изготовление макета «Гора»

  • просмотр и обсуждение видеоролика «Полезные ископаемые дома»
  • беседа: «Самая мужественная профессия - геолог»
  • опытно-экспериментальная деятельность. (Самый большой и самый маленький. Цвет. Самый шершавый и самый гладкий. Самый твёрдый или мягкий. Самый тяжёлый и лёгкий.  Звук.)
  • рисование на камнях «Превращение камешков»

Словарная работа: обогащение словаря – Кировск, Хибины, пемза. Активизация словаря –полезные ископаемые, Кольский полуостров, экспедиция, геолог, химик-лаборант, экспонат, образец, экскурсовод, обвал, камнепад.

Оборудование: телевизор, запись видео-сообщения от экскурсовода музея, карта с маршрутом путешествия, палатка, рюкзаки, ведерки, лопатки, контейнер для сбора камней, веревка, микроскоп, лупа, контейнеры для воды, ручка, бумага, набор доктора, спецодежда для врача, муляжи продуктов питания, необработанные камни, пемза, предметы-заместители (бинокль, подзорная труба, бинт), гимнастическая скамейка, ткани синего, серого, коричневого цвета, два стола, стулья, мягкие модули.

Ход образовательной ситуации

Вводная часть. 

Дети свободно играют на ковре, воспитатель привлекает внимание детей.

Воспитатель: Ребята, у нас сейчас будет видеосвязь. Посмотрите на фото, вы знаете, где это находится? (предположения детей). Это находится в городе Кировск.  

(воспитатель включает видеозапись на телевизоре)

На экране появляются залы Кировского музея камня. Голос за кадром сообщает: здравствуйте ребята, меня зовут Дмитрий Николаевич. Я экскурсовод в Кировском музее камня. У нас проблема. Сегодня группа геологов должна была отправиться в экспедицию за экспонатами для новой выставки, но они все заболели. Что же нам делать? Вы сможете нас выручить?

Воспитатель: Ребята, кто вам звонил? Что случилось в музее камня? (Ответы детей)

Дети сообща принимают решение сами отправиться в экспедицию.

Воспитатель: нам Дмитрий Николаевич прислал карту. (достает карту, предлагает подойти поближе рассмотреть, прочитать надписи. Дети разглядывают, читают название пункта назначения)

Воспитатель: мы отправимся в горы Хибины – это горы нашего Кольского полуострова. (приглашает детей сесть в круг на ковре)

Воспитатель: Ребята, давайте для начала обсудим, как нам попасть в Хибины. И вообще кто такой геолог? Что он делает? (Ответы детей)

Какими качествами должен обладать геолог? (Ответы детей)

Кто ещё участвует в экспедиции? (Ответы детей)

Создание ситуации выбора.

 Воспитатель предлагает детям выбрать роль для игры (геологи, врачи, повара, химики)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас каждый для себя соберет в рюкзачок то, что ему необходимо будет в экспедиции.

Дети самостоятельно собирают оборудование для экспедиции. Воспитатель помогает детям изготовить необходимые атрибуты.

Основная часть.

Когда все готовы, воспитатель еще раз обращается к карте, уточняет маршрут, напоминает, уточняет знания детей о сторонах света.

Воспитатель: отправляемся в путь.

Все выходят из группы. На стене около лестницы дети замечают знак «Осторожно, возможен обвал»

Воспитатель: Внимание, дети, впереди какой-то знак. Что он обозначает?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я пойду первая, а вы за мной. Только осторожно, держитесь,  следуйте друг за другом и  за мной.

 Воспитатель привязывает к себе веревку, все дети держатся за нее. Осторожно идут за воспитателем колонной, смотрят под ноги. Воспитатель дожидается, пока все дети пройдут определенный участок.

Воспитатель: Молодцы! Справились!

Следуя по карте, дети попадают в спортивный зал. Одна стена с помощью тканей оформлена в виде горы, из спортивных модулей построена пещера.

Воспитатель: Мы с вами оказались у подножия горы. Для того, чтобы начать наши поиски, нам нужно разбить лагерь.

Помогает распределить по местам врачей, повара, помогает поставить палатку.

Воспитатель: пока ребята обустраивают лагерь, предлагаю нам, геологи, отправиться на поиски камней.

 Дети преодолевают водную преграду, производится поиск камней, заранее запрятанных по залу. Один из геологов относит камни в лабораторию химикам. Химики самостоятельно изучают камни.

Воспитатель: ой! Горную тропу перекрыл обвал! 

Вход в пещеру перекрывает гора из камней-спортивных модулей.

Во время устранения обвала один ребенок травмируется, ему требуется медицинская помощь. Воспитатель побуждает товарищей помочь ему, проводить в медицинский пункт.

Воспитатель: Завал расчищен, давайте немного отдохнем, прежде чем спускаться в пещеру. А пока отдыхаем, давайте поиграем в игру «Польза-вред».

  Какую пользу человеку приносят камни? Какой вред приносят камни? (Ответы детей)

Дети проходят через пещеру, находят необычный камень.

Добытые полезные ископаемые отправляем в лабораторию. Вместе проводим опыт «Тонет, не тонет».

В емкость, наполненную водой, бросаем сначала камень, а затем пемзу. Наблюдаем   какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности?

Новое знание 

Воспитатель: Ребята, вы знаете откуда произошел этот камень? Он образовался при извержении вулкана. Он называется пемза.

Дети рассматривают пемзу, изучают ее свойства (легкая, пористая, не тонет в воде) Приходят к выводу: в пемзе есть дырочки с воздухом, поэтому она не тонет. Химик фиксирует результаты опыта в листе наблюдений.

Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, мы так хорошо с вами поработали, столько камней набрали. Вы, наверное, устали, предлагаю отдохнуть у костра.

Дети располагаются на поляне, кто-то решает остаться в палатке, но при этом внимательно слушает воспитателя, поддерживает диалог.

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие? Кем мы сегодня были? Как вы думаете, мы помогли Дмитрию Николаевичу? 

(ответы детей)

Воспитатель: Мне так понравилась наша экспедиция! У меня такое хорошее настроение, хочется даже песенку спеть.

 Воспитатель запевает песню, дети поют вместе с ним.

 

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Познавательно-исследовательская деятельность" в подготовительной группе «Эксперименты в тропиках». Педагоги: Тарасенко Валентина Владимировна, Кравец Галина Федоровна

Интегрированные задачи:Познавательное развитие: закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы /песок, вода, воздух, бумага, апельсин.Художественное развитие: закреплять умение с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»    Оборудов...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская) с детьми средней группы На тему:«Домик для Гном Гномыча»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности(познавательно-исследовательская)с детьми средней группы   На тему:«Домик для Гном Гномыча»...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины  помощники»Интеграция образоват...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Технологическая карта образовательной деятельности познавательно – исследовательской направленности «Мы маленькие волшебники» с учетом Реджио подхода.

Технологическая карта образовательной деятельности  познавательно – исследовательской направленности «Мы маленькие волшебники» с учетом Реджио подхода....