Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей подготовительной группы
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Чуркина Елена Богдановна

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhk._raboty_eksperimenty.docx82.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Samsung\Desktop\фото2\герб-города-tosno-район-ленинградской-области-на-белом-фоне-regionisolated-187582514.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ №23

 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г.п.ФЕДОРОВСКОЕ»

 

                                 

                                           

                                                                   

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                     

  

 

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

по экспериментальной деятельности

«Юные исследователи»

для детей подготовительной группы

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

Руководитель: Чуркина Е.Б.

воспитатель 1 квалификационной категории

 

 

г.п.Федоровское

 2022г.


Оглавление

  1. Целевой раздел………………………………………………………………………………3

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...3

1.1. Цели и задачи………………………………………………………………………………..6

1.3. Предполагаемые результаты освоения программы………………………………………7

II.   Содержательный раздел…………………………………………………………………….9

2.1. Содержание программы…………………………………………………………………….9

2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности…………..10

2.3. Взаимодействие с родителями……………………………………………………………24

  1. Организационный раздел………………………………………………………………….25

3.1. Условия реализации программы………………………………………………………….25

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………………...27

3.3. Формы проведения итогов реализации программы……………………………………..28

IV. Список использованной литературы……………………………………………………...29

I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно – манипуляторная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.

Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного интереса и активности - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.  Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.


  1. Цели и задачи

Цель: создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.

Развивающие:

- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 6-7 лет.

Сроки реализации программы - программа рассчитана на 1 год обучения.

Срок освоения программы: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, во вторую половину дня.

Форма организации занятия-групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий- беседа, наблюдения, опыты.

  1.  Предполагаемые результаты освоения программы

Дети:

  1. Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  2. У детей сформирована уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
  3. Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  4. Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  5. Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  6. Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  7. Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
  8. Сформированы коммуникативные навыки.

Воспитатель:

1. Рост профессионального мастерства педагога в вопросах воспитания и развития дошкольников

2. В группе обогащена предметно-развивающая среда по опытно-экспериментальной деятельности

2. Разработан перспективный план работы по данной теме.

3. Разработаны критерии диагностики.

4. Разработаны картотеки, наглядно-демонстрационный материал, конспекты занятий-игр по опытно-экспериментальной деятельности.

Родители:

  1. Заинтересованы в развитии познавательного интереса и любознательности у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Повышение родительской компетенции в вопросах детского экспериментирования.
  3. Увеличение активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе по данной теме и преобразовании развивающей среды в группе (родители участвуют в предварительной подготовке детей к занятию – просмотр познавательных видеофильмов, беседы, чтение детской научно – познавательной литературы, создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях).
  4. Становление доверительного настроя во взаимодействии родителей с сотрудниками ДОУ.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1.  Содержание программы

Содержание и темы занятий составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

1

«Юные лаборанты»

Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте).

Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

Презентация

2

«Приборы для опытов»

Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов(микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп), познакомить с правилами пользования приборами.

Приборы для опытов.

3

«Важная культура»

Познакомить с историей возникновения картофеля на Руси; познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека

Клубни картофеля, тёрки и тарелки по количеству детей, прозрачные ёмкости, мелкое сито, микроскоп, йод, пипетки.

4

«Радужный дождик»

Расширить представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук

Развить  умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Стакан с водой, пена для бритья, пищевой краситель (густо разведенную краску или гуашь, пипетка.

Октябрь

1

Эксперимент с водой – «Сладкая радуга»

Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Конфеты «Skittles» или «M&M’s»,  тарелка, тёплая вода.

2

«Радуга в стакане»

Закрепить знания детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Стаканчик, сахар, вода, пипетка.

3

«Радуга из пены»

Закрепить знания детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Пена для бритья, клей пва, краски, бумага, образец рисунка из пены

4

«Торнадо в бутылке»

Познакомить детей с процессом формирования торнадо. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру

Нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капните в бутылку немного средства для мытья посуды. Осталось просто закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее.

Вода прозрачная, стеклянная или пластиковая бутылочка/баночка, средство для мытья посуды, блестки

Ноябрь

1

«Извержение вулкана»

Познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

Сода, красная или оранжевая краска, вода, моющее средство, уксус

2

«Невидимка - воздух»

«Самонадувающийся шарик»

Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. Расширить представления детей о воздухе.

Заполните бутылку уксусом на 1/3. Поставьте  воронку и засыпьте в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натяните воздушный шарик на горлышко и наблюдайте, как он надувается без чьей-либо помощи!

После того, как шарик надуется, снимите его с бутылки, завяжите и потрите о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и будет держаться там несколько часов!

Воздушные шарики, пластиковая бутылка, бытовая воронка,  уксус, пищевая сода

3

«Мягкое яйцо»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. - развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.

Необходимо взять 2 сырых яйца и положить из в разные жидкости: одно — в банку с водой, другое — в банку с уксусом. Для того, чтобы увидеть изменения, нужно подождать пол дня, когда скорлупа начнет размокать. А уже через неделю можете достать яйца и увидеть, что то, которое достали из уксуса, стало мягким и на нем нет скорлупы.

2 куриных яйца, 2 стеклянных стакана или банки, вода, уксус.

4

«Зубная паста для слона»

Закреплять навык чистки зубов; Объяснять детям важность чистки зубов; Учить детей проводить простые опыты; Развивать наблюдательность; Развивать познавательный интерес; Показывать детям реакции соединения повседневно наблюдаемых веществ.

В пустую пластиковую бутылку залейте 150 мл. перекиси, добавьте средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешайте чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешивайте смесь до однородной консистенции, затем влейте в бутылку. Из нее тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.

Пластиковая бутылка, поднос или стеклянная форма для запекания, сухие дрожжи, перекись водорода (6%), пищевой краситель, средство для мытья посуды, вода

Декабрь

1

«Секретное послание»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка, развивать самостоятельность.

Предложите ребенку сделать волшебное секретное послание для друга или кому-то на подарок. Выдавите сок лимона в небольшую мисочку, пусть ребенок мокает в него ватную палочку и пишет ею на листе бумаги. Сок высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время.

Лимон, ватные палочки, бумага, утюг.

2

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Грифель от карандаша, скотч, белая бумага.

3

«Танцующая фольга»

Познакомить детей с разноименными статическими зарядами, которые притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут “танцевать”. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Фольга, ножницы, расческа

4

«Чудесные спички»

Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярность.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

5 спичек, вода, пипетка.

Январь

1

«Пизанская башня»

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

2

«Волшебные бутылочки» -

«Орган из бутылок»

Обобщить представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха); дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки. Развить первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение)

Продемонстрировать зависимость изменения звука бутылки от объёма воды в ней. Чем больше воды в бутылке, тем выше будет звук, так как колеблется меньший объём воздуха..

7 одинаковых бутылочек, ёмкость с водой, пищевые красители

3

«Безопасный светильник-лава»

Познакомить детей с понятиями плотность и межмолекулярная полярность.

Ёмкость на 2/3 наполнить водой, добавить стакан растительного масла, краситель, всыпать 1 чайную ложку соли. Масло легче воды, но под тяжестью соли оно начинает опускаться на дно банки, но когда соль распадается, то отпускает масло и оно снова всплывает. Это повторяется без конца. Можно добавить лёгкий бисер, блеск.

Вода и масло не будут смешиваться, потому что у них разный “вес”, это разные вещества Теперь добавьте каплю пищевой краски (которая тяжелее масла) и смотрите, как пузыри воздуха поднимают краску на вершину.

Соль, вода, пищевые красители, растительное масло, стеклянная банка.

4

«Волшебная сила магнита»

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность притягивать к себе железные предметы помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

Магнитики, металлические предметы (скрепки, гвозди, болтики, шурупы, монетка), стакан с водой, дощечка бумага, картон, ткань, фанера, стекло, набор картинок к игре, компасы.

Февраль

1

«Проявляющийся и пропадающий цвет»

Познакомить детей с физическим явлением проявления и исчезновения цвета через опыт.

В воде сделайте раствор йода и крахмала и наблюдайте, как вода начнёт окрашиваться в насыщенный синий цвет. Если нагреть эту синюю жидкость, то эта окраска постепенно пропадёт. При остывании синий цвет вернётся.

Йод, крахмал, вода, вода, стакан.

2

«Опыт с окрашиванием ромашки или капусты»

Наглядно показать детям естественный процесс питания растения, движение воды по мелким капиллярам; - поощрять стремление детей принимать самое активное участие в экспериментальной деятельности.

 Подкрасьте воду в стаканах разными цветами. Для опыта лучше берите жидкие красители. Гуашь, акварель или сухие краски в таблетках не подойдут. 2. Вставьте цветы в стаканы и наблюдайте. В течение часа можно увидеть, как ромашки начинают окрашиваться. А в течение двух часов цвет станет ещё более насыщенным.

Если проводите эксперимент с пекинской капустой, то можно поэкспериментировать и подрезать лист снизу на две части. Первую часть опустить в один стакан, вторую – в другой. Что произойдёт? Лист начнёт окрашиваться с двух сторон.
Какой вывод можно сделать? Вода проникает в растения и постепенно полностью заполняет все их капилляры.

3 стакана воды. Жидкие натуральные красители.

3

«Электричество вокруг нас»

Расширить знания детей об электричестве и электроприборах. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.

Картинки для игры «Эволюция электрической лампочки», воздушные шары, кусочки шерстяной и шелковой ткани, пластмассовые линейки на каждого ребенка, тарелка со смесью перца и соли

4

«Дырявый пакет»

Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опыта с полиэтиленовым пакетом.

Заполните пакет водой примерно наполовину. Воткните в него карандаши.
Что произойдёт? Вода останется в пакете и не будет выливаться через отверстия. Это объясняется тем, что когда пакет разрывается, его молекулы начинают притягиваться обратно друг к другу. В нашем случае, они обволакивают карандаши и не дают воде проникнуть в щели.

Полиэтиленовый пакет. Вода. Карандаши.

Март

1

«Движущаяся вода»

Упражнять навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с посудой стеклянной и прозрачной. Закреплять умение работать с растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера;

Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;

В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;

Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета

Набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки.

2

«Бумажная Фея»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательность, бережливость.

Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы изготовленные из бумаги.

3

«Как опустить бумагу на дно, не замочив её»

Систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.

Возьмите лист бумаги, сверните его и положите на дно стакана так, чтобы он не падал вниз при переворачивании.
Налейте воду в ёмкость. Лучше, если она будет прозрачной, так можно будет наблюдать за ходом эксперимента. 3. Переверните стакан и опустите его на дно ёмкости с водой. Удивительно, но бумага не намокнет. Всё дело в том, что в стакане, кроме листка бумаги, есть ещё и воздух. Именно он не даёт воде пробраться ко дну стакана.

Стакан. Кусочек бумаги. Ёмкость с водой.

4

«В гостях у Золушки»

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде.

Различные лоскутки ткани (шелк, шерсть, лен). Нитки, вода, утюг.

Апрель

1

«Волшебная соль»

«Опыт с соленой водой и яйцом»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

  1. Надо налить в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается;
  2. В каждый стакан погружается яйцо;
  3. Наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на поверхность.

Тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.

2

«Волшебное яйцо»

Развивать интерес дошкольников к опытно – экспериментальной.

В бутылку киньте подожжённую бумажку, а на горлышко бутылки поставьте обычное куриное или перепелиное яйцо. Яйцо нужно предварительно сварить вкрутую и очистить от скорлупы. Спустя время, яйцо окажется в бутылке.

Бутылка, вареное яйцо, бумага, спички.

3

«Самозатухающая свеча»

Познакомить детей, как образуется и действует углекислый газ. Этот опыт наглядно показывает эффект давления.

Положите свечку в центр блюдца;

Заполните блюдце водой так, чтобы она доходила до бортиков свечи;

Зажгите фитиль и дайте ему разгореться;

Накройте свечу стаканом;

Смотрите, как огонь гаснет, а вода быстро собирается из блюдца в стакан.

Стеклянный стакан, блюдце, свеча в алюминиевой гильзе, вода и зажигалка.

4

«Удивительные свойства мыльных пузырей»

Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление.

Набор каждому ребёнку: кусочек мыла, лупа, коктельная трубочка, губка, баночка для воды, игра “Мыльные пузыри”, жидкое мыло, гуашь или акварель.

Май

1

«Лаборатория молока»

«Разноцветное молоко, которое движется»

Формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;

С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;

Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;

Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;

Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

2

«Радуга на столе»

Закрепление знаний детей об основных цветах.

Поместите на дно емкости с водой зеркало;

Начните под небольшим углом светить на стекло;

Аккуратно меняйте положение руки, чтобы размер и четкость радуги менялись.

Ёмкость с водой, фонарь, зеркало, бумага.

3

"Путешествие по стране"

Познакомить детей с глобусом.

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

Интерактивный глобус.

4

«Секреты «Кока-колы»»

Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека. Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Лупы, бутылки с «Кока-Колой», прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы, чашка со следами от чая, конфеты «Ментос».

2.3. Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

  • Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
  • Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно экспериментальной активности детей»
  • Родительские собрания: 

«Значение детского экспериментирования в развитии ребенка»,

«Проведение экспериментов летом»,

«Растим любознательных детей».

  • Открытый показ кружковой работы.
  • Консультации:

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»;

«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». отчеты кружковой работы.

 «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

  • Привлечение к участию в исследовательской деятельности (домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);
  • Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
  • Организация фотовыставки «Мы экспериментируем»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в групповой комнате детского сада.

Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста.

Длительность работы – 25минут, в вечернее время.

Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Программа предполагает широкое использование

  • иллюстративного, демонстрационного материала;
  • использование методических пособий,
  • дидактических игр,
  • мультимедийного оборудования,
  • информационных стендов для родителей.

Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.

Учебный базисный план.

Количество в неделю

Количество в месяц

Итого в год

1 занятие

25 минут

4 занятия

100 минут

36 занятий

900 минут


Сетка занятий.

1 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00

2 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00

3 неделя месяца (четверг) 15.35-16.00

4 неделя месяца (понедельник) 15.35-16.00

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Здесь дети творят, мыслят и общаются.

Мини-лаборатория (центр науки). Здесь могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

- место для приборов;

- место для хранения материалов (природного, "бросового");

- место для проведения опытов;

Приборы и оборудование мини-лабораторий:

Наглядно-демонстрационный материал

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Специальная посуда

разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки)

Природный материал

камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.)

Утилизированный материал

проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.

Приборы – помощники

лупы, зеркала, песочные часы, линейка, шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки

Мир материалов

виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы

Полезные ископаемые

песок, глина, торф, известняк

Технический материал

гвозди, шурупы, болты и т. д.

3.3.  Формы проведения итогов реализации программы

Мониторинг усвоения знаний воспитанников ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется два раза в год (сентябрь, май).

Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить слабые стороны (проблемы) освоения образовательной программы, наметить задачи работы и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Овладение детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализа выполненных заданий.

№ п/п

Оцениваемые знания, умения, навыки

Количество детей

овладевших

содержанием деятельности

Начало года

Конец года

1.

Умеет проводить эксперименты с неживой природой

2.

Умеет проводить эксперименты с живой природой

3.

Умеет проводить эксперименты с электричество

4.

Умеет проводить эксперименты со светом

5.

Умеет проводить эксперименты с магнитом

Количество детей в группе

Оценка результатов

Уровни

Начало года

Конец года

2 балла — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1 балл – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или второй попытки.

0 баллов — ребёнок не справился с заданием

Количество детей в группе

Формы проведения итогов реализации программы:

1. Заполнение диагностической карты

2.Выполнение экспериментов.

3.Отчёт воспитателя — руководителя кружка на педсовете.

4.Систематизация работы воспитателя — руководителя кружка и обобщение опыта.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
  2. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  5. О.В Дыбина « Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий дошкольников. М 2004.
  6. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  9. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)

Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный Футболист» для детей 5-6 лет

Программа секции по мини-футболу "Юный футболист" разработана для оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста, путем обучения их игре в футбол в спортивном зале (мини-футб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...