Главные вкладки

    Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)
    рабочая программа (подготовительная группа)

    Пояснительная записка

    На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

    Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

    Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

     

     

    Программа  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

            Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

    Цель программы :

    Способствовать формированию и развитиюпознавательных интересов детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

     

    Задачи:

    1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
    2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
    4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
    5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
    6.  Развивать коммуникативные навыки.
    7.  Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

               Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и               многообразии неживой природы.

     

     

    Условия реализации:

            Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей :в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

            Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


    Оборудование детской лаборатории:

    • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда,  объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
    • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки и  листья деревьев,желуди , семена;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
    •  разные виды бумаги, ткани;
    •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
    • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

    Программа кружка  рассчитана для детей 6-7 лет.

    Срок реализации – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

    Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 30минут.

    Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

    Игровые  приёмы:

    • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
    • повтор инструкций;
    • выполнение действий по указанию детей;
    •  «намеренная ошибка»;
    • проговаривание хода предстоящих действий;
    • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
    • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

     

    Ожидаемые результаты:

    • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
    • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
    • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
    • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
    • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
    • Развитие коммуникативных навыков.

     

     

    Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

            Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

            

     

     

     

     

    Сентябрь - Октябрь

    «Экспериментирование с песком и глиной»

    Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться,

    планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные

    компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать,

    обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

    Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

    Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки

    тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики,

    мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,

    банка, карандаш.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: Песочная страна

    Закрепить знания детей о свойствах песка.

    Познавательное развитие (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

    Социально-коммуникативное развитие: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

    Консультация «Опытно экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

     

    Тема 2: Песчаный конус.

    Помочь определить, может ли песок двигаться

    Художественно-эстетическое развитие: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

    Социально-коммуникативное развитие:

    Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

     

    Тема 3: Глина, какая она?

    Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

    Художественно-эстетическое развитие: моделирование изделий из глины.

    Социально-коммуникативное развитие: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

    Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

     

    Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

    Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

    Художественно-эстетическое развитие: Лепка из глины по замыслу. Социально-коммуникативное развитие: физминутка. «По дорожке ты шагай»

     

    Тема 5: Ветер и песок

    Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

    Художественно-эстетическое развитие «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

    Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

    Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

     

    Тема 6: "Свойства мокрого песка"

     

    Познакомить со свойствами мокрого песка

    Речевое развитие: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»

    Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

     

     

    Тема 7: «Песочные часы»

    Знакомство с песочными часами

    Художественно-эстетическое развитие «Песчаные художники»

     Познавательное развитие: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

    Оформление папки «Мои открытия».

     

    Тема 8: «Песок и глина»

    Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

    Социально-коммуникативное развитие: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

    Создание альбома: «Наши открытия»

     

    Ноябрь – декабрь

    «Экспериментирование с воздухом»

    Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать

    способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

    Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные

    пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: Этот удивительный воздух

    Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

    Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара).

     Социально-коммуникативное развитие: Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

    Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

     

    Тема 2: Парусные гонки

    Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

    Художественно-эстетическое развитие «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Физическое развитие: физминутка «Ветер»

    Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

     

    Тема 3: Вдох - выдох

    Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры.

    Художественно-эстетическое развитие «Рисование мыльными пузырями»

     Физическое развитие:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

    Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

     

    Тема 4: Сухой из воды

    Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

    Социально-коммуникативное развитие: Дыхательная гимнастика.

    Познавательное развитие: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

    Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

     

    Тема 5: Поиск воздуха

    Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

    Социально-коммуникативное развитие: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Физическое развитие: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

    Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

     

    Тема 6: Муха – цокотуха

    Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

    Художественно-эстетическое развитие Конструирование «Жуки» (из природного материала).

    Просмотр мультфильма « Муравишка хвастунишка»

    Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

     

    Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

    Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

    Физическое ра развитие: Закаливание с помощью воздушных ванн.

    Соблюдать правила безопасности при работе.

    Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

     

     

    Тема 8: В воде есть воздух

    Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

    Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т.

     Социально-коммуникативное развитие: формирование умений работать во взаимодействии

     

    Январь

    «Экспериментирование с водой»

    Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со

    свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель;

    значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды,

    жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

    Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными

    стаканчиками, палочками;

    Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом

    необходимые меры безопасности.

    Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага,

    вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: Пар — это тоже вода

    Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

    Художественно-эстетическое развитие «Волшебная вода» (колорит).

    Социально-коммуникативное развитие: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

    Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

     

    Тема 2: С водой и без воды

    Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

    Художественно-эстетическое развитие «Волшебная вода» («Красочные брызги»).

    Консультация для родителей: «Поможем воде стать чистой»

     

    Тема 3: Замораживаем воду

    Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

    Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Снежинка».

     Социально-коммуникативное развитие формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

    Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

     

    Тема 4:Вода не имеет формы

    Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

    Художественно-эстетическое развитие «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).

    Социальнокоммуникативное развитие: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

    Просмотр презентации « Путешествие капельки»

    Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

     

    Февраль

    «Человек».

    Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека

    на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания

    детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

    Оборудование:  фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики,

    музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: Проверим слух

    Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

    Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант»

     Социально- коммуникативное развитие: Беседа «Зачем нужно беречь уши»

    Памятка: «Береги уши»

     

    Тема 2: Наши помощники - глаза

    Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

    Художественно-эстетическое развитие «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная)

    Познавательное развитие: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

    Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

     

    Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

    Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

    Дидактическая игра:

    «Определи на вкус», «Определи по запаху»

     

     

     

    Март

    «Экспериментирование с деревом»

    Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

    Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

     

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательных области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: Тонет - не тонет

    Знакомство со свойствами коры дерева

    Художественно эстетическое развитие: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

    Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

     

    Тема 2: Посадим деревце

    Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

    Художественно эстетическое развитие Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» Чтение художественной литературы: Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

    Посадка деревьев на участке.

     

    Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

    Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

    Познавательное развитие (экология) Тема: «Лес – как экосистема»

     Физическое развитие: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

    Памятка: «Береги лес!»

     

    Тема 4: Почему осенью опадают листья?

    Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

    Художественно-эстетическое развитие:  «Рисование на коре деревьев»

     Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

    Сбор и оформление гербария.

     

    Апрель

    «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

    Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

    Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов;

    умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

     

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательных области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: Парящий самолет

    Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

    Познавательное развитие: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

    Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

     

    Тема 2: Притягивает - не притягивает

    Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

    Физическое развитие: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

    Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

     

    Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

    Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

    Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку»

    Совместное создание кукольного театра на магнитах.

     

    Тема 4: Рисует магнит или нет

    Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

    «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социально-коммуникативное развитие: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

    Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей»

     

     

    Май

    Экспериментирование с почвой.

    Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для

    жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

    Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода,

    лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для

    рыхления.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательных области

    Взаимодействие с родителями

     

    Тема 1: «Домашняя засуха»

    Дать представление о том, что в земле есть вода.

    Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами.

     Социально-коммуникативное развитие Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

    Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

     

    Тема 2: «Где лучше расти»

    Знакомство со свойствами почвы

    Социально-коммуникативное развитие: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

     Речевое развитие: Обогащение словаря детей.

    Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

     

    Литература:

    • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

    • О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

    • Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

    • Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

    • Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

    • Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Юные исследователи34.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

    Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

    Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

    Программа  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

            Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

    Цель программы :

    Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

    Задачи:

    1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
    2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
    3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
    4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
    5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
    6.  Развивать коммуникативные навыки.
    7.  Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

               Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.

    Условия реализации:

            Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей :в проведении ,анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

            Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


    Оборудование детской лаборатории:

    • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда,  объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
    • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки и  листья деревьев, желуди , семена;
    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
    •  разные виды бумаги, ткани;
    •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
    • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

    Программа кружка  рассчитана для детей 6-7 лет.

    Срок реализации – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

    Режим занятий: 1 раз в неделю;  продолжительность – 30минут.

    Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

    Игровые  приёмы:

    • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
    • повтор инструкций;
    • выполнение действий по указанию детей;
    •  «намеренная ошибка»;
    • проговаривание хода предстоящих действий;
    • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
    • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

    Ожидаемые результаты:

    • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
    • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
    • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
    • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
    • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
    • Развитие коммуникативных навыков.

    Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

            Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

            

     

     

    Сентябрь - Октябрь

    «Экспериментирование с песком и глиной»

    Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

    Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

    Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лоткитарелочки,  сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики,мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,

    банка, карандаш.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

    Тема 1: Песочная страна

    Закрепить знания детей о свойствах песка.

    Познавательное развитие (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

    Социально-коммуникативное развитие: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

    Консультация «Опытно экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

    Тема 2: Песчаный конус.

    Помочь определить, может ли песок двигаться

    Художественно-эстетическое развитие: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

    Социально-коммуникативное развитие:

    Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

    Тема 3: Глина, какая она?

    Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

    Художественно-эстетическое развитие: моделирование изделий из глины.

    Социально-коммуникативное развитие: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

    Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

    Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

    Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

    Художественно-эстетическое развитие: Лепка из глины по замыслу. Социально-коммуникативное развитие: физминутка. «По дорожке ты шагай»

    Тема 5: Ветер и песок

    Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

    Художественно-эстетическое развитие «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

    Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

    Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

    Тема 6: "Свойства мокрого песка"

     

    Познакомить со свойствами мокрого песка

    Речевое развитие: «Что произойдёт, если…»

     Художественное творчество «Куличики из песка»

    Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

    Тема 7: «Песочные часы»

    Знакомство с песочными часами

    Художественно-эстетическое развитие «Песчаные художники»

     Познавательное развитие: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

    Оформление папки «Мои открытия».

    Тема 8: «Песок и глина»

    Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

    Социально-коммуникативное развитие: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

    Создание альбома: «Наши открытия»

    Ноябрь – декабрь

    «Экспериментирование с воздухом»

    Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать

    способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

    Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные

    пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

    Тема 1: Этот удивительный воздух

    Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

    Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара).

     Социально-коммуникативное развитие: Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

    Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

    Тема 2: Парусные гонки

    Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

    Художественно-эстетическое развитие «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Физическое развитие: физминутка «Ветер»

    Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

    Тема 3: Вдох - выдох

    Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры.

    Художественно-эстетическое развитие «Рисование мыльными пузырями»

     Физическое развитие:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

    Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

    Тема 4: Сухой из воды

    Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

    Социально-коммуникативное развитие: Дыхательная гимнастика.

    Познавательное развитие: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

    Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

    Тема 5: Поиск воздуха

    Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

    Социально-коммуникативное развитие: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Физическое развитие: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

    Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

    Тема 6: Муха – цокотуха

    Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

    Художественно-эстетическое развитие Конструирование «Жуки» (из природного материала).

    Просмотр мультфильма « Муравишка хвастунишка»

    Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

    Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

    Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

    Физическое ра развитие: Закаливание с помощью воздушных ванн.

    Соблюдать правила безопасности при работе.

    Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

    Тема 8: В воде есть воздух

    Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

    Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т.

     Социально-коммуникативное развитие: формирование умений работать во взаимодействии

    Январь

    «Экспериментирование с водой»

    Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со

    свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель;

    значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды,

    жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

    Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными

    стаканчиками, палочками;

    Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом

    необходимые меры безопасности.

    Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага,

    вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательные области

    Взаимодействие с родителями

    Тема 1: Пар — это тоже вода

    Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

    Художественно-эстетическое развитие «Волшебная вода» (колорит).

    Социально-коммуникативное развитие: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

    Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

    Тема 2: С водой и без воды

    Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

    Художественно-эстетическое развитие «Волшебная вода» («Красочные брызги»).

    Консультация для родителей: «Поможем воде стать чистой»

    Тема 3: Замораживаем воду

    Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

    Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Снежинка».

     Социально-коммуникативное развитие формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

    Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

    Тема 4:Вода не имеет формы

    Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

    Художественно-эстетическое развитие «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).

    Социально коммуникативное развитие: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

    Просмотр презентации « Путешествие капельки»

    Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

    Февраль

     «Камни и их свойства»

    Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

    Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

    Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

    Тема 1 : «Мы – геологи»

    Цель: развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

    Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

    Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

    Тема 2«Зачем человеку камни нужны».

    Цель: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

    Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми)

    Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

    Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

     Слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

    Лепка «Разноцветные камешки и картины».

    Рисование по замыслу «Превращение камешков»

    Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

    Тема 3 «Камни и минералы - это одно и то же?»

    Цель: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

    Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

    Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»

    Рисование по замыслу «Милые мордашки».

    Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

    Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

    Чтение художественной литературы

    - Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

    - П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

    - Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

    Тема 4 «Кто живёт в горах»

    Цель: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

    Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

    Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

    Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

    .

    Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

    Просмотр мультфильмов

    По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»

    Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

    - Что лишнее? "

    - "Найди пару"

    -"Продолжи ряд"

    Оформили мини-музей «Удивительные камни»

    Март

    «Экспериментирование с деревом»

    Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

    Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательных области

    Взаимодействие с родителями

    Тема 1: Тонет - не тонет

    Знакомство со свойствами коры дерева

    Художественно эстетическое развитие: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

    Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

    Тема 2: Посадим деревце

    Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

    Художественно эстетическое развитие Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» Чтение художественной литературы: Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

    Посадка деревьев на участке.

    Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

    Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

    Познавательное развитие (экология) Тема: «Лес – как экосистема»

     Физическое развитие: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

    Памятка: «Береги лес!»

    Тема 4: Почему осенью опадают листья?

    Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

    Художественно-эстетическое развитие:  «Рисование на коре деревьев»

     Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

    Сбор и оформление гербария.

    Апрель

    «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

    Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

    Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов;

    умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательных области

    Взаимодействие с родителями

    Тема 1: Парящий самолет

    Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

    Познавательное развитие: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

    Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

    Тема 2: Притягивает - не притягивает

    Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

    Физическое развитие: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

    Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

    Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

    Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

    Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку»

    Совместное создание кукольного театра на магнитах.

    Тема 4: Рисует магнит или нет

    Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

    «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социально-коммуникативное развитие: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

    Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей»

    Май

    Экспериментирование с почвой.

    Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для

    жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

    Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода,

    лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для

    рыхления.

    Тема экспериментальной деятельности

    Задачи экспериментальной деятельности

    Образовательных области

    Взаимодействие с родителями

    Тема 1: «Домашняя засуха»

    Дать представление о том, что в земле есть вода.

    Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами.

     Социально-коммуникативное развитие.Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

    Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

    Тема 2: «Где лучше расти»

    Знакомство со свойствами почвы

    Социально-коммуникативное развитие: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

     Речевое развитие: Обогащение словаря детей.

    Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

    Литература: 

    • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

    • О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

    • Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

    • Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

    • Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

    • Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа по экологическому воспитанию "Юные исследователи" для детей дошкольного возраста

    Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был гл...

    Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

    рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"

    рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КРУЖКА «МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»

    Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных дошкольников интересует определенно все: из чего ...