Конспект образовательной деятельности по теме: "Мы друзья природы!"
план-конспект занятия по окружающему миру

Данный конспект образовательной деятельности предназначен для детей старшего возраста по образовательной области "Познание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект образовательной деятельности

                                                   

                                                                                                     Воспитателя ЧДОУ

                                                                                                    "Детский сад №99 ОАО "РЖД"

                                                                                                    Старовойт Галины Витальевны

 

 Тема:  « Мы друзья природы!»

Возрастная группа: старшая

Форма организации: подгрупповая

Средства: интерактивная доска, конверт, игрушка - Лесовичок,  два панно - зелёного и чёрного цвета, карточки с изображением растений.

Наглядные: модель экологических знаков, схемы для рассказывания стихов.                Программные задачи: Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.   Расширять представления о лекарственных растениях, понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

 Конкретизировать знания о характерных приметах весны, признаках весенних месяцев. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам.

Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.

1. Вводная часть: (дети находятся в свободной игровой деятельности, воспитатель подходит к окну,  удивляется)

                                  Ой, ребята, посмотрите!

                                  Кто-то бросил нам в оконце

                                  Посмотрите письмецо.

                                  Может это лучик солнца

                                  Что щекочет мне лицо?

                                  Может это воробьишко,

                                  Пролетая, обронил?

                                  Может кот, письмо как мышку,

                                  На окошко заманил?

                                  От кого пришло письмо

                                  Вам ведь хочется узнать?

                                  Я сейчас туда взгляну,

                                  (заметить, что там кто-то спрятался)

                                   А потом ребятам покажу.

(воспитатель незаметно достаёт маленькую игрушку лесовичка и прячет её в кулаке).

                                  Спрятался ловко в моём кулаке

                                  Маленький кто-то в большом кулаке

                                  Ну-ка сама на него погляжу

                                  Если хотите и вам покажу.

                                  Только сначала вам нужно сказать

2.Основная часть:

 - Какое сейчас время года?                                                                                                                                         - Сколько месяцев у весны? Назовите их.

- Как в народе называются весенние месяцы?

(дети называют)

Март – капельник, протальник;

Апрель – водолей, березень;

Май – травень, цветень.

- А по каким признакам,  можно узнать весну?  (весна – пробуждение природы, снег превращается в воду, набухают, лопаются почки, пробивается травка,  солнце поднимается всё выше, светит ярче, с крыш свисают сосульки, начинают таять, звенит весенняя капель, бегут,  журчат ручьи, появляются проталины, расцветают весенние цветы, просыпаются насекомые, возвращаются перелётные птицы, дни становятся длиннее).

- Какие слова можно подобрать о весне, чтобы выразить , какая она? (подбор эпитетов – цветущая, ароматная, красивая, яркая, тёплая, радостная…)

Вос-ль: Вот теперь, ребята, я вижу, что вы готовы встречать весну! Теперь, конечно же, я покажу вам, кто спрятался у меня в кулаке.

- Как вы думаете, кто это? ( дети высказывают свои предположения, затем вос-ль показывает Лесовичка).

Вы узнали его, кто это? (Лесовичок)

- А, где он может жить? ( в лесу)

- А чем, он может заниматься в лесу? (следить за лесом, его обитателями, старается помочь им в трудное  время, бережет лес от пожара. Очищает от старых деревьев, намечает, где посадить новые, борется с браконьерами).

Вос-ль: Совершенно верно, ребята!

                                          В лесу с утра до вечера

                                          Дежурит Спиридон

                                          Его по зорьке утренней

                                          Встречает птичий звон.

                                          Живёт в лесу он издавна

                                          Следит за лесом пристально,

                                          Чтоб лес не заболел,

                                          Чтоб корни были сытыми,

                                          Чтоб жук кору не ел.

Ребята, вы наверно догадались, что Лесовичок к нам пришёл не просто так, он приглашает нас в гости, а вот куда отгадайте:

                                          Есть у ребят весёлый друг, весёлый друг, хороший

                                          Он вам протянет сотни рук и тысячи ладошек?

- Что это?  (лес)

Вос-ль: А, вы хотели бы попасть в лес? Так,  давайте скорее отправимся туда. Ребята, а как ведут себя настоящие друзья леса?  (использование приёмов ТРИЗ: активизация мышления детей,  дети помогают закончить мысль предложения)

- Мы в лес отправляемся группой, поэтому…                                                                          (рассматривают модель экологических  знаков, объясняют их значение).

Вос-ль:  Ребята, мы с вами хорошо знаем правила поведения в лесу и теперь можем смело туда отправляться. Но вот проблема на чем же мы туда поедем? Вы так считаете, мне тоже нравится этот вид транспорта. Значит  сегодня мы поедем в лес на поезде.

(Видеоклип «Паровозик» - активизация восприятия детей (использование мультиме-

диа), дети имитируют движение паровоза (движения руками и ногами в такт песне, сидя на стульчиках).

(Дети выходят на ковёр (полянку), на экране изображение лесной полянки).

Остановка – «Лесная».

Вос-ль: Ну, вот мы с вами и на лесной поляне.

             Ой, ой, ой к нам пришёл волшебник злой.

             Он руками замахал, деток всех заколдовал.

             Детки ручки вверх подняли и деревьями вдруг стали.

(дети опускают руки, называют своё дерево).

Я знаю вот такую пословицу о лесе - " Лес – богатство и краса, береги свои леса".

-А  какие, вы, знаете пословицы о лесе?  (дети отвечают)

- Враг природы тот, кто леса не бережёт;

- По лесу ходи - под ноги гляди;.

- Растение - земли украшение.

Вос-ль: Ну, что следуем дальше.

 Полянка – «Насекомия».

- Ребята, есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на дереве, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто же это, вы догадались?

- Каких, вы знаете насекомых?

(Садимся в круг, ситуация общения: дети берут картинки с изображением насекомых, рассматривают их, называют, описывают)

- А как, вы, думаете, только ли на земле обитают насекомые?

Да, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землёй, и в воздухе.

- Знаете ли, вы, как передвигаются насекомые?  (ползают, плавают, летают, порхают).

- Ребята, а вы знаете кто на земле самый сильный?  (муравей).

- Почему на кузнечика говорят: «пиликает на скрипке»?  ( зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот).

- Знаете ли , вы, почему божьих коровок так называют?  (коровками, потому что умеют выделять  « молочко» и не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё не едят коровок ни птицы, ни ящерицы).

- Какую пользу,  приносят божьи коровки?  (поедают тлю, которая уничтожает растения).

Вос-ль: Как  много интересного вы знаете о жизни насекомых. Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

Вы правильно ответили на все  вопросы, следуем дальше.

Полянка – «Заколдованные картинки»

Вос-ль: Лесовичок просит нас  их  расколдовать  (дети по схемам рассказывают наизусть стихи о природе).

Полянка – «Зелёная аптека».

Ребята, а на этой полянке Лесовичок попросил меня познакомить вас с новой сказкой, а называется она – «Как появились цветы на земле».

(воспитатель читает сказку, дети садятся)

 Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а  моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие ядовитые – это там, где  Баба-Яга ступала.

- Вам понравилась сказка? Мне тоже очень понравилась, только мне не понятно, какие растения добрые, а какие ядовитые, вы поможете мне в этом разобраться?

Игра  « Добрые – ядовитые»

Вос-ль: Перед вами два панно: зелёного  цвета – здесь вы должны разместить добрые растения и чёрного цвета – ядовитые  ( дети выполняют задания, остальные следят за их действиями).

- Почему, вы думаете, что эти растения добрые?   (они полезны, ими можно лечиться).

- А почему, вы считаете, что эти растения ядовитые?   (ими можно отравиться, они опасны для жизни).

Вос-ль: Много  лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Самая лучшая аптека – это Природа. Все свои сокровища природа отдала человеку и за всё просит только одного – беречь её. Нужно быть добрым и по-доброму относиться ко всему, что растёт и живёт в лесу. И прикоснуться к природе только сердцем.

 Вот и закончилась наша прогулка в лес.

             Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,

              Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

Нам, ребята, пора уже возвращаться в группу. (Вос-ль включает видиоклип Паровозик"- дети имитируют движения).

3.Заключительная часть:

Ребята, Лесовичку очень понравилось, как вы вели себя в лесу, он всё это время внимательно наблюдал за нами. Как вы считаете, почему он нас похвалил? Какие замечательные качества он сегодня отметил (дать минуту подумать)

(Самооценка и оценка собственных достижений. – Я много знаю о насекомых, я разбираюсь в лекарственных растениях… Выслушивал соседа, хотя мне очень хотелось его перебить…)

Вос-ль: Хорошо, вы много знаете! Наша прогулка оказалась весьма полезной. Ну а вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.

- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Используемые источники:

О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию" г. Санкт-Петербург "Детство-Пресс" 2004г.

Л. Горбань "Народный календарь" г. Киев, 1990г.

Т.А. Шорыгина "Травы. Какие они?"/ М,. Гном и Д, 2005г.

Сайт для работников дошкольного образования   "Цветы вокруг нас"                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие )" Мы - друзья природы" (группа общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет)

Природа - источник| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живо...

Конспект образовательной деятельности на тему:"Деревья - наши друзья"

Конспект образовательной деятельности на тему: "Деревья - наши друзья"...

Конспект образовательной деятельности по теме "Наши четвероногие друзья" в старшей группе использованием проектной технологии

Творческий проект, продолжительность - 1 год.  Участники - дети, родители, педагог. Мотивация. Просмотр  детского мультфильма «Верните собаку!»  оставил у детей много э...

Непрерывная образовательная деятельность на тему: «Юные друзья природы»

Конспект интегрированного занятия в средней группеТема: «Юные друзья природы» Лобода Галина НиколаевнаВид: образовательная деятельностьТип образовательной деятельности: инте...