Проект "Краски осени чудесной"
проект по окружающему миру

Рыбникова Татьяна Евгеньевна

Краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kraski_oseni_chudesnoy.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Краски осени чудесной»

Старший дошкольный возраст

Вид проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный,  групповой. 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта:  воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физкультуре.

Тематическое поле: познание

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество,  чтение художественной литературы, музыкальное развитие, физическое развитие и здоровье, безопасность

Цель проекта:

- Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе

- Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Откуда хлеб пришел», «Грибы. Ягоды», «Деревья».

Задачи: 

  • Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих  в осенний период;
  • Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
  • Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
  •  Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
  • Способствовать развитию памяти, восприятия.
  • Воспитывать эстетические чувства.

Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.

Актуальность темы:

     Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Формы и методы реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
  • чтение художественной литературы о природе, о временах года;
  • утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
  • выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
  • индивидуальная работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

  • Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
  • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность  и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 Этапы проведения проекта:

Этапы проекта

Содержание

1

Подготовительный

  • Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта
  • Подготовка развивающей среды
  • Составление плана проекта

2

Практический

  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • Взаимодействие с родителями

3

Итоговый

  • Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта
  • Выставка  творческих работ и поделок
  • Итоговое развлечение по теме проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т.д.
  • Подборка художественной литературы по лексическим темам.
  • Материал для художественного творчества.
  • Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные

презентации.

  • Фильмы, фотографии, презентации о природе  в осенний  период

Приложение.

1.Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной»

Этапы проекта

Участники

Подготовительный этап

1.

Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?»

Воспитатели, дети

2.

Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми.

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта

Воспитатели

Музыкальный руководитель

3.

Родительское собрание с презентацией проекта (знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы)

Воспитатели, родители

4.

Консультации, буклеты, памятки  в родительский уголок:

  • «Игры с детьми на прогулке в осенний период»
  •  «Сезонные изменения в природе: что мы знаем об осени»
  • «Осенняя пора – очей очарованье!»
  • «Одеваемся по погоде»

Воспитатели

Практический этап

1.

  1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение  на протяжении проекта
  2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
  3. Разучивание песен по тематике проекта

Воспитатели и родители

Музыкальный руководитель

2.

Непосредственно образовательная деятельность

  • Заучивание стихотворения  И. Бунина «Листопад» , Трутневой «Листопад», Пушкина «Уж небо осенью дышало», Ю. Тувим "Овощи",
  • Чтение и пересказ рассказа Г.Скребицкого «Осень», И. Соколов- Микитов  «Листопадничек»
  • Чтение и обсуждение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
  • Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям, фотографиям.
  • Рисование «Лес словно терем расписной…»

«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка», «Рисуем пейзаж»

  • Аппликация «Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка», «Осенний ковер», «Ветка рябины»
  • Лепка «Витамины с грядки», «Пластилиновое дерево», «За грибами в лес осенний»
  • Ознакомление с окружающим «Осень золотая», «Осенняя сказка», «В гости к бабушке»

Воспитатели и дети

3.

Наблюдение

  • ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию

Беседы

  • «Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?»

Труд в природе

  • Сбор гербария, уборка шишек и сухих листьев на участке ДОУ.

Воспитатели и дети

4.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Собери дерево»
  • «Бывает – не бывает»;
  • «От какого дерева листок»;
  • «Времена года».
  • «Когда это бывает?»
  • «Что перепутал художник»
  • «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)
  • «Обведи по контуру»
  • «Овощной магазин»
  • «Узнай дерево»
  • «Чем отличаются и чем похожи деревья?»
  • «Загадай загадку»

Воспитатели и дети

5.

Составление загадок с использованием символов

Воспитатели и дети

6.

Экскурсия в Детский парк

Пешеходные прогулки по улицам города.

Наблюдения за деревьями и другими растениями

Родители

7.

Музыкальные тематические праздники и развлечения

«Золотая осень»

«Осень, осень, в гости просим»

«Осень в гости к нам пришла»

Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители

8.

Физкультурные тематические досуги

«Веселые старты», «Витамины спешат на помощь»

Инструктор по физкультуре, воспитатели, дети

9.

Подвижные игры« У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк»

 воспитатели, дети

Итоговый этап

1.

Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – осень?»

Воспитатели

2.

Инсценировка р.н.с. «Репка»

Воспитатели,  дети

3.

Выставка-ярмарка творческих работ детей и родителей «Осенняя фантазия»

Воспитатели, родители, дети  

4.

Музыкально-литературный вечер «Осень в гости к нам пришла», «Капустник»

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

5.

Оформление фотовыставки «Волшебница Осень»

Воспитатели, родители


2. Предметно-развивающая среда.

В группе

За пределами группы

1

Календарь наблюдений за погодой

Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне.

Картины, фотоматериалы, репродукции в музеях и выставочных залах города.

2

Различные виды календарей

3

Каталог развивающих игр по тематике

4

Альбомы, фотоальбомы о природе

5

Художественная литература

6

Мультимедийные презентации, м/ф.

7

Атрибуты для сюж.рол.игр

8

Материалы для художественного творчества

3.Работа с детьми

Образовательная область

Форма организации(виды деятельности)

Тема

Место проведения

количество

Познание

 Познавательно-исследовательская (Наблюдения)

«За деревьями»,

«Какие листья на деревьях».

«Рассмотрим кору»

«Как расположены ветки у разных пород деревьев»

«Какая это ягода?»

«Гриб-грибок»

Участок ДОУ

ежедневно

Игровая (Дидактические игры)

«Узнай по описанию»

«Четвёртый лишний»

«Собери дерево»

«Бывает – не бывает»

«От какого дерева листок»

«Времена года».

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник»

«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды)

«Обведи по контуру»

«Овощной магазин»

«Много – мало»

«Узнай дерево»

 «Чем отличаются и чем похожи деревья?»

«Загадай загадку»

Группа, участок ДОУ

Ежедневно

Познавательно-исследовательская

(Рассматривание альбомов, фотографий)

«Деревья» «Осенний лес»

«Природа Севера»

группа

ежедневно

Коммуникация

Коммуникативная (Составление описательных рассказов)

«Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…»

Группа, участок ДОУ

По плану

Чтение художественной литературы

Коммуникативная (Заучивание стихотворений)

  И. Бунин «Листопад» Трутнева «Листопад»

 Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень»

группа

По плану

Коммуникативная (Чтение  стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение)

Пушкина «Уж небо осенью дышало»

 рассказ Г.Скребицкого «Осень»

басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».

группа

По плану

Художественное творчество

Рисование, аппликация, лепка.

«Рисуем пейзаж», «Лес словно терем расписной», «Пластилиновое дерево», «Красавица береза» 

«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка»,

«Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка».

«Витамины с грядки»

группа

По плану

Рассматривание и обсуждение репродукций пейзажей

 Репродукции Левитана Золотая осень»

М.Нестеров «Осенний пейзаж». 

группа

По плану

Социализация

Познавательно-исследовательская (Посещение выставок)

Городской выставочный зал

Сентябрь-октябрь

Музыка

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени

Музыкальный зал

 По плану.

Физкультура

Двигательная (Непосредственно образовательная деятельность, досуги)

Включение игр по теме

Участок детского сада, физкультурный зал

По плану

Культурно-досуговая деятельность

Физкультурный досуг

Музыкально-литературные вечера и праздники.

Музыкальный, физкультурный залы

По плану

Выводы: В ходе работы по проекту «Краски осени чудесной» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

        Проект «Краски осени чудесной» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" для детей 2-3 лет

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" Цель:  Доставить радость от пребывания в детском саду. Создать радостное настроение, вызв...

Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Золотая осень – чудесная пора!»

Интересный материал про осень для детей младшего возраста....

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

               Листья на ветру дрожат.                 Ветер дунул, листья сбросил      ...