Конспект по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья Новосибирской области»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Миклина Марина Андреевна

Цель: создать условия для знакомства детей с деревьями Новосибирской области.

Задачи:

-  закрепить понятия хвойный  и лиственный лес, хвойные и лиственные деревья;

- познакомить с особенностями хвойных деревьев: ель и сосна, учить выделять их сходства и различия;

- дать понятия ельник, сосняк, сосновый бор;

- учить относить дерево к той или иной разновидности леса;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._derevya_novosibirskoy_oblasti.docx741.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Деревья Новосибирской области»

Цель: создать условия для знакомства детей с деревьями Новосибирской области.

Задачи:

-  закрепить понятия хвойный  и лиственный лес, хвойные и лиственные деревья;

- познакомить с особенностями хвойных деревьев: ель и сосна, учить выделять их сходства и различия;

- дать понятия ельник, сосняк, сосновый бор;

- учить относить дерево к той или иной разновидности леса;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Демонстрационный материал:  мяч, схема строения лиственных и хвойных деревьев, сравнительные иллюстрации сосны и ели, иллюстрации соснового бора и ельника, фотографии и репродукции лесов НСО в разное время года, карточки с изображением разных деревьев НСО.

Раздаточный материал: восковые мелки, краски, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры, круглые листы бумаги.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель:  Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Город, в котором мы с вами проживаем? (ответы детей) А кто знает в какой области России находится наш город? (ответы детей) Ребята, а как вы думаете для чего нам с вами важно знать природу, в том числе и деревья родного края? (ответы детей). Каждый человек любит  место, где он родился и живет, а знать природу края, где он живет очень важно, чтобы суметь в дальнейшем ее сохранить и приумножить.  А знаете ли вы, что 30% всех деревьев в Новосибирской области составляют хвойные деревья? А 53 % - лиственные?

Воспитатель: Почему деревья называют хвойными? Хвойные деревья это какие? (ответы детей) Хвойными деревья называют, когда их листья имеют форму игл – хвоинки. ХвОя – это множество зеленых игл, покрывающих ветки деревьев.

Воспитатель: Какими еще, кроме хвойных, бывают деревья? (ответы детей) Лиственными. Почему они так называются? (ответы детей)

Игра с мячом «Назови дерево»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови дерево». Правила просты: я кидаю вам мяч, а вы называете любое дерево, растущее в нашей области: во дворе детского сада, во дворе вашего дома, или дома вашей бабушки, а после кидаете мяч обратно мне. (вокруг, с целью подсказки, висят иллюстрации деревьев НСО).

Воспитатель: Показывает изображение двух деревьев (лиственного и хвойного): Что общего между этими деревьями? (Ответы детей) У любого дерева есть: корни, ствол, ветви, листья.

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться о, каких деревьях нашего края дальше пойдет речь.

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки

И коротки, и колки.

(Ель)

 

(Ответы детей) На правильный ответ выставляет иллюстрацию и фотографию дерева.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке –

Ветви только на макушке.

(Сосна)

(Ответы детей) На правильный ответ воспитатель выставляет иллюстрацию и фотографию дерева.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите эти иллюстрации деревьев и их ветвей. Как вы думаете, чем отличается ель от сосны? (ответы детей) Если дети затрудняются, то воспитатель задает вспомогательные вопросы: Какой длины иглы у ели, а у сосны? По сколько иголок на веточке растет у ели? А у сосны? Какие на ощупь иголки у ели, у сосны? Какой формы крона у ели, у сосны? Какие шишки у ели, у сосны? Какого цвета крона у ели, у сосны? Откуда начинают расти ветви у ели, у сосны? У какого дерева крона гуще у ели или у сосны?

Воспитатель: Работа с иллюстрациями соснового бора и ельника соответственно. Посмотрите, здесь изображен лес, где много сосен. Такой лес называется сосняк или сосновый бор. А лес, где растут в основном ели – называется ельник. Повторите эти новые слова (совместное повторение слов: сосняк, ельник). Рассмотрите иллюстрации, чем они отличаются?  (Ответы детей)

Сосняк                                                              Ельник

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Мы много вспомнили о деревьях нашего края. И я предлагаю поиграть вам в игру. «Каждое дерево в свой лес». На столе справа у нас находится лиственный лес, а на столе слева хвойный лес. Вы берете карточку одну с хвойным деревом, другую с лиственным. Называете его, если вы затрудняетесь, то мы с ребятами вам поможем, и аргументируете свой выбор. Например: это  береза, она лиственное дерево, и я кладу ее справа в лиственный лес, это ель – хвойное дерево, и я кладу ее слева в хвойный лес.

При затруднении выбора вида леса, воспитатель совместно с ребятами помогают.

Воспитатель: Красивы леса Новосибирской области в любое время года! Совместное рассматривание иллюстраций и фотографий лесов НСО. А В какое время года и почему вам, ребята, нравятся наши леса? (ответы детей) Ребята, а как выдумаете, каким образом можно сохранить красоту и цельность наших лесов? (ответы детей) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель наводящими вопросами выводит на правила поведения в лесу: не ломать ветви и не рвать листья, не рубить елочки под новый год домой, а в идеале ставить дома искусственную ель или выращенную в горшке, засыпать снегом молодые деревья, чтобы они лучше перезимовали.

        Ребята, только от нас с вами зависит, какой лес будет нас окружать:

Мне по нраву только тот,

Мир лесной, кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет.

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать свой знак в защиту и поддержку леса. Вы можете выбрать любой материал для его изображения. А после мы размести наши знаки на территории нашего сада и около него.

Дети выполняет работу, воспитатель при необходимости помогает.

Рефлексия: Что нового вы узнали о деревьях Новосибирской области? Какие чувства вас охватывают, когда вы посещаете лес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие для детей старшего дошкольного возраста "Деревья" (2 части)

Данная презентация создана  на основе  методического пособия  «Деревья. Какие они?» /Т.А.Шорыгина/, состоит из 2 частей.  Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих  и об...

Квест- игра для детей старшего дошкольного возраста «Деревья на участке детского сада»

Обобщить знания детей о деревьях, растущих на территории детского сада, их названиях, особенностях их внешнего вида через поисково-познавательную и двигательную деятельность...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Деревья- наши зеленые друзья».

Программное содержание:Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о деревьях, о пользе их в жизни человекаПоддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;Продолжить работу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Деревья в осеннем наряде»

Данный материал позволяет формировать навык создания коллективных композиций с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности (рисование ватными палочками);  расширя...

Дидактическая игра по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. «Дерево математики»

Добрый день, уважаемые коллеги! После теоретической  части предлагаю вам перейти к практической  , и  более подробно хочу вас познакомить с нашими игровыми пособиями....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Деревья и кустарники"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Деревья и кустарники"...