ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)

В статье описан опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары по использованию квест - игр в развитии познавательной деятельности слабослышащих детей дошкольного возраста.

Автор статьи рассматривает содержание познавательной деятельности в АООП ДО слабослышащих и позднооглохших детей и описывает особенности организации квест – игр в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1804276099.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ИГР  В РАЗВИТИИ  

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.Н. Буланкова   bulankova_1977@mail.ru

МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары

Аннотация. В статье описан опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары по использованию квест - игр в развитии познавательной деятельности слабослышащих детей дошкольного возраста.

Автор статьи рассматривает содержание познавательной деятельности в АООП ДО слабослышащих и позднооглохших детей и описывает особенности организации квест – игр в детском саду.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, слабослышащие дети, формирование познавательной деятельности, квесты.  

 

Примерная АООП ДО слабослышащих и позднооглохших детей  определяет ряд задач, одними их которых является обеспечение освоения слабослышащими и позднооглохшими детьми целостной картины мира с расширением знаний и формированием предметных причинноследственных, родовых, логических связей; формирование у слабослышащих и позднооглохших детей представлений об окружающем мире.  

Реализация Программы, как указывают авторы,  обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом возраста детей, состава групп, особенностей и интересов обучающихся.  Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить  такие формы как образовательные ситуации, предлагаемые для группы детей, исходя из особенностей их речевого развития (занятия), различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры,  игра- экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п.[2].  Все формы вместе,  и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Они должны обеспечивать активное участие ребенка с нарушением слуха  в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностноразвивающий характер взаимодействия и общения и др.

В настоящее время, в современной системе дошкольного образования наблюдается использование эффективных интерактивных технологий, они позволяют организовать взаимодействие участников образовательного процесса с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. При этом, ребенок в таких условиях самостоятельно может проявлять активность, самостоятельность и инициативу в выборе решений[2].    

В вязи с этим, педагоги детского сада № 118 г. Чебоксары активно используют в работе квест- технологии. Данная технология является одной из актуальных образовательных технологий в детском саду и направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Кроме этого, квест –игра имеет ряд преимуществ, одним и которых  является то, что форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование данной технологии в детском саду позволяет педагогам уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Квест- игра требует хорошо продуманной развивающей предметно-пространственной среды, пространство для игр должно предоставлять детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Поэтому, создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели. Организуя квест -игры, необходимо учитывать ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка; образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей. Широкой популярностью пользуются коллективные квесты, где педагог является наставником, который озвучивает цель и организует сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисковоисследовательскую образовательную деятельность.  

В зимний период актуальной темой для обучения детей  с нарушением слуха в детском саду становится лексическая тема «Зима». Педагоги расширяют представления о зимних месяцах, их названии, обсуждают отличительные признаки зимы, изменения в природе, зимние забавы детей и пр. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания по теме «Зима». Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий. Когда представления полностью сформированы, в работу с детьми включаются квест – игры.

 Квест – игра «Путешествие в зимний лес» организуется в групповом пространстве под руководством педагога. В группу вносится записка, где нарисован  зимний лес и дорожки со стрелками. Путь к финишу рисуется стрелками –дети их ищут и бегут в указанном направлении для выполнения каждого задания.  Задания в записках пишется заранее, и читается взрослым. Задача участников квеста – пройти по зимнему лесу, и выполнить все задания. Чтобы получить очередную подсказку куда идти, дети выполняют задание квеста. На первом этапе проводится игра «Принеси мне картинки, где нарисована зима»: дети находят на столе картинки зимнего леса, зимнего пейзажа, снежинки, детей в зимней одежде, зимние забавы, приносят все предметы взрослому и собирают коллаж «Зима». После выполнения задания дети получают букву «З». На следующем этапе детям предлагается отгадать загадки про зиму и выполнить задание «Найди и назови животных на картинке». Целью игры является поиск животных в зимнем лесу по силуэтам, и уточнение их названий. Когда загадки детьми разгаданы, и выполнено условие игры, дети получают букву «И», и ведущий указывает на стрелку, которая предлагает  путь далее и  направляет детей в сказочный лабиринт. На третьем этапе квеста дети проходят лабиринт вместе со взрослым и продвигаются по зимнему лесу, проходя этап спортивных эстафет с препятствиями.  Когда задание выполнено, ведущий показывает детям букву «М», и далее стрелка ведет детей к финишу. В завершении детям предлагается игра «Собери пазлы», где детям требуется  составить картинку «Зимние  забавы» и составить рассказ по ней. Взрослый отдает карточку с буквой «А». Таким образом, в завершение квеста, дети получают слово «Зима», составленное из букв, найденных во время прохождения квеста.

Следует отметить, что педагоги  учитывают  ряд моментов в процессе организации таких игр: все игры и задания должны быть безопасными для детей; задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; в конспект квеста необходимо вписать разные виды детской деятельности; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными,  логически взаимосвязанными.

Таким образом, можно сделать вывод, что квест- технология способствует активизации познавательных и мыслительных процессов детей с нарушением слуха. С  помощью квест -игр педагоги реализуют проектную и игровую деятельность, уточняют информацию, закрепляют имеющиеся представления об окружающем мире, отрабатывают на практике умения детей. Кроме того, технология формирует у детей навыки взаимодействия в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

         Список литературы:

  1. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  2. Государственная информационная система «Реестр примерных программ». Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей. [Электронный ресурс] //https://fgosreestr.ru/ата обращения:28.01.2023

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Человечество вступило в эпоху нового развития, которая получила название «Информационное общество». Использование ИКТ в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошк...