НОД "Здравствуй, Весна - Красна"
план-конспект занятия по окружающему миру

Кравченко Татьяна Михайловна

Развитие связной речи по лексической теме:"Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zdravstvuy_vesna-krasna.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в средней группе

по познавательному развитию

«Здравствуй, Весна - Красна»

                                         

Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна».

Образовательные задачи:

-закреплять характерные признаки весны;

-упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- обогащение и активизация словаря.

- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;

- совершенствовать грамматический строй речи;

Развивающие задачи:

-развивать диалогическую и связную речь;

- развивать слуховое внимание и логическое мышление;

- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;

- развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное

  отношение к ней;

- формировать умение работать в коллективе

Интеграция областей:

-  речевое развитие

- познавательное развитие

- физическое развитие

- социально-коммуникативное развитие

Образовательные технологии:

- здоровьесберегающие

- игровые

- развивающего обучения

Методические приемы:

- Игровые

- Словесные

- Слушание музыки

- Наглядные

Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.

Демонстрационный материал: картины «Раняя весна», «Поздняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.

Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.

Оборудование: звукозапись «Волшебные звуки природы, « Голоса птиц».

Ход :

Воспитатель: Воспитатель: Добрый день всем! У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас?

Дети: Отличное!

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: ВЕСНА!

Воспитатель: Дети давайте подойдем к окошку и посмотрим на улицу, как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям!

Весну издавна любил народ. Называли её весна — красна. А знаете почему? Потому что вся природа просыпается весной, после зимних холодов. Появляется зелёная травка, первые цветы, прилетают птицы грачи, скворцы, жаворонки

 Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее.

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают

кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

Воспитатель и дети:

Ребята, отгадайте загадку.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна).

Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.).

В: Ребята, к окну подлетел воробей, я услышала, что он постучал  в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

                   (Воспитатель обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. Ой, что-то не открывается 

(воспитатель пробует открыть конверт, но ничего не выходит.)

Может надо всем похлопать в ладоши 

(Дети с воспитателем хлопают, конверт не открывается)

А может потопать?

Может надо всем на нее сильно- сильно подуть?

 (Все дуют, конверт  открывается.)

Сейчас посмотрим что же тут 

 (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

Зима никак не хочет уступить свои владения. И поэтому, весна сегодня просит вас помочь ей прогнать зиму. Для этого надо, чтобы вы собрали как можно больше лучиков вот для этого солнца (показываю). Посмотрите, у солнца нет ни одного лучика. Чем больше лучиков вы соберете, тем сильнее, жарче будет греть солнышко и быстрее наступит весна. Поможем весне? За каждое выполненное задание я буду давать вам лучик, и вы будете приклеивать к солнышку. А как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

Каждый шаг-след – это вопрос от весны. Мы пойдём от следа к следу, будим следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) 

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится.

Для этого надо произнести волшебные слова:

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.

Звучит звукозапись «Голоса леса»

В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по следам, вот на ту полянку. 

(Дети с воспитателем идут по «следам» и садятся на стульчики.)

                   На экране картина «Ранняя весна».

В: Присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. 

                    (Показывает картину «Ранняя весна»).

Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче.

 (Воспитатель показывает на экране 2-ю картину («Поздняя весна»).

В: А как же дальше просыпается природа?

Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые,  у зверей появляются детеныши.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

В. Молодцы, все правильно сказали. Давайте разомнем свои язычки.

Артикуляционная разминка:

Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).

На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.

Ло-ло-ло – и на улице тепло?

Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?

Цы-цы-цы – запели звонко птицы?

Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?

На-на-на – это к нам пришла весна! (Последнее предложение проговаривается с восклицательной интонацией).

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние — на весну.

(Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель:
 Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.

 

Давайте расскажем стихи о весне.

1 реб.: Солнце ласково смеется.

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

3реб: Ручейки везде поют

И подснежники цветут

Пробудилось всё от сна

Это к нам пришла весна.

В. Молодцы. Справились с первым зданием, вот Вам первый лучик солнца.

(воспитатель отдает детям лучик, дети приклеивают к солнцу)

В-ль: — А теперь Вам второе задание. Ребятки, а знаете, сколько у нас весенних месяцев? (Ответы детей). Весной у нас три месяца. Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

В-ль: Ребята, вы так много знаете о весне.

— А вы зиму с весной не перепутаете?

Давайте проверим:

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков — подбор антонимов).

— Зима ушла, а весна… (пришла).

— Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

— Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

— Зимой холодно, а весной… (тёпло).

— Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное).

— Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

— Зимой заяц белый, а весной… (серый).

— Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

В: Молодцы ребята, правильно ответили. Вот Вам и второй лучик. (дети приклеивают лучик  к солнцу)

В-ль: -Ребята вы наверно устали сидеть, все вместе встаем и разминку сделаем

Физкультминутка

Кап-кап-кап, звучит капель

После марта

К нам придет апрель.

(хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег)

Прилетели сто грачей (машут руками)

И сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки расцветают (встают, руки «цветок»)

Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

В: Посмотрите, ребята,  сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался

 вширь –

До чего красив …

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

 

 

В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

В: Объясните почему. (Ответы детей.)

В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Аист, соловей, дикая утка, журавль.

В: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

В: Молодцы! Правильно!

В: А почему они улетают от нас?

Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.

В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?

Дети: Грач и скворец.

В: А какие птицы прилетают последними?

Дети: Ласточка, кукушка и соловей.

В: вы справились и с третьим заданием. Возьмите третий лучик солнца. (дети приклеивают лучик к солнцу). Нам пора дальше отправляться в путь.

В: Ребята, давайте подумаем,  как меняется жизнь животных с приходом весны. Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.

В: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь, еж, барсук.

В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.

В: А что происходит с шерстью диких животных весной?

Дети: Они линяют.

В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?

Дети: Заяц, белка.

В: А кто появляется у диких животных весной?

Дети: Детеныши.

В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

 

один

 

много

У медведя — …

У зайца — …

У лисицы — …

У волка — …

У ежа — …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

медвежата

зайчата

лисята

волчата

ежата

В: вы справились еще с одним  заданием. Возьмите четвертый лучик солнца. (дети приклеивают лучик к солнцу). Нам пора дальше отправляться в путь.

В: Ребята, а вот и последние задание. Что- то не понятно. Весна не успела поляну цветочками украсить, а давайте мы ей поможем.

Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)

В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?

В: Ребята, давайте вспомним, какие цветы вырастают весной?

Дети: подснежники, Мать-и-мачеха, ландыши.

Игра «Собери картинку»

(звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы»).

Дети называют цветы, у кого какой получился.

В: Молодцы, ребята! Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.

На экране  мнемотаблица «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 — Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 — В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель; Появляются проталины.

3 — Распускаются подснежники;  На деревьях набухают почки.

4 — Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

5 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

6 — Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки; Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. Вы выполнили все задания и собрали все лучики солнца.

(звонит телефон, воспитатель разговаривает.

В: Это Весна благодарит детей за свое спасение

В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в сад!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Рефлексия

В: Вот мы и вернулись.

В: Вам понравилось в  весеннем лесу А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе «Весна, весна красная»

Автор:Сабирова Инна Михайловнавоспитатель ГБДОУ № 5г. Пушкин...

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами «Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью»

Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами«Весна, Весна красная,Приди, Весна, с радостью»...