НОД "Растения, которые лечат"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузина Ольга Валентиновна

Знакомство с лекарственными растениями и их свойствами

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Растения, которые лечат» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Кузина Ольга Валентиновна воспитатель I кв. категории

Слайд 10

Алоэ

Слайд 11

Комнатные лекари Герань

Слайд 12

Лавр

Слайд 13

Хлорофитум



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

«Растения, которые лечат».

Задачи: Закрепить и систематизировать знания о лекарственных растениях. Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения. Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, герань,  хлорофитум, лавр). Познакомить и исследовать их лечебные свойства. Развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: разрезные картинки с лекарственными травами, комнатные растения (алоэ, лавр, герань, хлорофитум),  мультимедийная презентация, картинки с комнатными растениями на каждого ребенка, ободки – растения. 

Ход занятия:

Здравствуйте! – мы скажем педагогам.
Здравствуйте! – услышим мы в ответ.
И наверное, не пойдем в аптеку,
А здоровыми мы будем много лет!

- Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток болезнь излечить.

Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
 (М. Киселева)

- О каких друзьях говорится в стихотворении? (О лекарственных травах).

- Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.

- С некоторыми из них мы с вами знакомы, давайте  вспомним их. У вас на столах лежат разрезные картинки. Сейчас вы их соберете и назовете.

Дидактическая игра «Собери растение»

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок 

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых. (На детей одевают ободки)

- Сейчас растения сами расскажут о себе.

  1. Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

 А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

  1. А я - аптечная ромашка

 Нарядные платьица,

 Желтые брошки

 Ни пятнышка нет

 На красивой одежке

 Если случится тебе простудиться

 Привяжется кашель, поднимется жар,

 Подвинь к себе кружку, в которой дымится

 Слегка горьковатый душистый отвар.

  1. А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

  1. А я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. 

  1. А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

  1. Это – мята

На запах приятна,

С ней чай попьешь-

Спокойно - заснешь.

  1. Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.

 Он везде произрастает, его дети даже знают.

 Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

 Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека!

  1. Календула

 Семена как ноготки,

 Желто-красные цветки.

 От горла помогают

 Кто же их не знает.

Д\и «Определи растение по запаху». 

- Ребята, а у меня есть несколько коробочек с ароматами трав. Попробуем по запаху отгадать, где какая находится.

- Но не надо забывать, что лекарственные травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах.

Физминутка «Цветы»

1,2,3-выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись - низко пригнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай - ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

- Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством?  

– Сегодня я расскажу вам о комнатных  растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

- На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник. 

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.

 - Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

- Ребята, у нас ещё одно интересное растение и называется оно – герань душистая. Этот цветок украсит любое окно. Посмотрите, какие красивые у герани листочки: они все ажурные, светло-зелёного цвета. Его листья очень приятно пахнут лимоном. Цветки разного цвета: розового, красного, белого и бордового. Это растение  любит солнце и обильную поливку. Вещества, содержащиеся в герани, подавляют болезнетворные микробы. Там, где растёт герань, люди меньше болеют. Кстати, её запах не переносят моль и комары. Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, то ухо перестаёт болеть.

    Но есть ещё отрицательное свойство герани: его нельзя ставить в спальне т.к. растение выделяет вещества, которые могут вызвать головную боль.

– Давайте рассмотрим следующий цветок. Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые. Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Это лавр благородный.

Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд. Он является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет. Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме – когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем.

- А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения –хлорофитум. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за сутки этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Д/и «Кто быстрее найдет растение».

- Ребята, мы сегодня говорили о множестве лекарственных растений, не забыли и про комнатных лекарей, которые помогают нам сохранить и поправить наше здоровье. А как мы можем о них позаботиться, чтобы они были здоровы. (Ответы детей: рыхление почвы, полив, подкормка, протирание листочков от пыли).

- Мы хотим, чтобы в нашей группе был свежий и чистый воздух? (ответы детей). Тогда смотрите, у меня есть небольшой отросток растения хлорофитум и все необходимое для его посадки.

Посадка растения.

- А сейчас, я предлагаю вам раскрасить хлорофитум. (Раздаются раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Растения которые лечат"

Все о растениях, приносящих пользу в лечении человека...

Упражнения, которые лечат

Занятие для детей и взрослых, подготовлено по программе Л Латохиной...

"Сибирские ягоды которые лечат"

Лечебные свойства ягод....

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Игры которые лечат

Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...

Игры, которые лечат.

Дыхательная гимнастика....