Конспект НОД по ПИД «Загадочные рыбки» (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_pid.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ПИД

«Загадочные рыбки» (подготовительная группа)

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

  • Задачи:
    Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.
  • Формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.
  • Обогащать словарный запас детей, ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, фильтрование.
    Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.
  • Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.
  • Побуждать детей делать выводы.
  • Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
  • Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
    Воспитывать 
    умение работать в команде.
  • Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Материалы

Ёмкости с водой, иллюстрации, глобус, фартуки , нарукавники, клеёнки, салфетки, пластилин. Лупа, воздушные шарики, растительное масло, марля. Пластиковый стакан.

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята сегодня, когда я пришла в детский сад, обнаружила письмо. Хотите его послушать?

 «Здравствуйте, ребята! Я – Нептун, великий царь всех морей и океанов. Большая беда случилась в Мировом океане! Вода сильно загрязнена! Морские обитатели гибнут! А, так же все меньше и меньше ребят интересуются обитателями морских глубин. Подскажите мне, пожалуйста, надежный способ очистки грязной воды! И познакомьте ребят с их обитателями. Жду вашего ответа и приглашаю вас в путешествие в морские глубины» 

Воспитатель:  Ребята, сможем мы выполнить просьбу Нептуна? 
Ребята, что у меня в руках?

Дети: глобус

Воспитатель:  Что такое глобус?

Дети: наша планета

Воспитатель:  Совершенно верно. Глобус – это модель нашей планеты Земля.

Предлагаю посмотреть на глобус и найти владения Нептуна. Какого цвета на глобусе больше?

Дети: голубого.

Воспитатель: Что изображено голубым цветом?

Дети: озёра, моря и океаны. 
Воспитатель:  Действительно, вода занимает огромное пространство на планете, намного большее, чем суша. Это водное пространство называют Мировой океан. Для многих животных вода – это дом.

-Ребята, а вы помните о чем нас просил Нептун?

1. познакомиться с обитателями морских глубин,

2. и узнать  способы очистки грязной воды

- Сегодня мы поговорим об обитателях рек. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать?

Дети: Нырнуть, акваланг...

Воспитатель: Молодцы!!!! Совершенно верно. Можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке. Итак, отправляемся:

Слайд№1 (подлодка с иллюминатором).

Войти в подлодку

Задраить люки

Включить мотор

Пристегнуть ремни

Внимание! Погружение!

- Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе?

Дети: ответ

Воспитатель: Дно покрытое песком и илом.

Ил – Это осадок, слой земли на дне реки. Мы видим водные растения – водоросли

Посмотришь на реку

И кажется в ней

Нет ни мальков, ни окуней.

Только бежит голубая вода.

Но если поближе в нее заглянуть,

Сразу видишь, что это не так.

.Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет.

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке.

     Ухвачу-ка! Проглочу-ка!

Щелкает зубами….(щука)

Слайд№2 Щука

     Он в самом омуте живет

Хозяин глубины.

Имеет длинные усы

А глазки чуть видны (сом)

Слайд№ 3 Сом

Воспитатель: Ребята , вы знаете что Сом всю свою жизнь проводит на одном месте, в облюбованной яме и отлучается только для поиска добычи.

Педагог: Следующая загадка;

      Он колючий, но не еж,

А речная рыба …

( Ёрш )

Слайд № 4

Дети:(Ёрш). Картинка  на слайде.

- Чтобы ерш не был таким сердитым, назовите его ласково. (ершик),

      Сидят рыбаки

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех… (окуней)

Слайд № 5

Дети: окуни

- Ребята, а если рыбы живут в море, то они какие? (морские)

В реке - (речные)

В озере - (озерные)

- Ребята скажите, а что общего у рыб? (тело, голова, плавники, хвост) Покажите эти части

Дети: Показывают на слайде.

Воспитатель:  На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы?

Дети: овал, капелька.

Воспитатель:   Что бы, лучше узнать о рыбах, что помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

- Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты) перед работой в лаборатории что необходимо?

Дети: Надеть нарукавники, фартуки.

Воспитатель: Что мы теперь должны сделать ребята?

Дети: вспомнить правила поведения в лабаратории.

Правила с помощью магнитов прикрепляются на доску.

Воспитатель:  Ребята помните. Я у вас спросила, на какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы? Вы мне ответили? Овал.. сейчас мы с помощью эксперимента узнаем, чем эта геометрическая форма помогает рыбам.

Опыт№1 « Почему форма рыб напоминает овал?

Опыт№1 «Почему форма рыб напоминает овал?».

Оборудование : таз с водой, бумажное полотенце.

Ход эксперимента:

1. проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде.

2. Затем тоже самое - открытой ладошкой.

В каком случае рука легче двигалась?

Дети: ответы.

Вывод: в первом случае рука легче идет сквозь воду.

-Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде. А, плавники и хвост служат моторчиком для рыбы.

- Ребята ,а вы знаете, что Человек создал водный транспорт, используя пример рыб.

Воспитатель: Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит. Чем дышат люди?

Дети: воздухом

Педагог: Чем же могут дышать рыбы? Давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?

Опыт№2 «Чем дышат рыбы?». 

Оборудование; емкость с холодной, прозрачной водой, кусочек пластилина, лупы.

Ход эксперимента:

Воспитатель: В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусочек пластилина.

Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха. Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха.

Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод: 

В воде есть воздух. Рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

- Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть.

- Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению» : вода была скована льдом, щуке нечем было дышать вот она и поднялась поближе к воздуху.

- Делать учеными открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и отдохнем на переменке (садятся  на ковер).

Воспитатель: Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Опыт 3 «Почему рыбы не тонут?».

Оборудование: Ёмкость с водой, плотный не надутый шарик, шарик (надутый), нитки, болты, гайки, бумажные салфетки.

Ход эксперимента:

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

Воспитатель: Что мы с вами видим ?

Дети: плотный шарик утонул

Воспитатель: Почему он не всплывает?

Вывод:

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

Воспитатель: Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Воспитатель:   Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам. Как?

Дети: загрязнять реки

Педагог: Воспитатель:   Что может загрязнить реку?

Дети: мусором, пластиковыми пакетами и бутылками. 

Воспитатель:   Да, ребята, вы правы. А почему так происходит? Откуда в воде мусор?

Дети: люди не соблюдают правила, мусор надо уносить с собой с пляжа. 

Воспитатель:   Молодцы! А еще, ребята, вода загрязнена нефтью и радиоактивными отходами, которые попадают в воду во время аварий. При бурении скважин на дне моря и крушений танкеров, перевозящих нефть и топливо. Нефть похожа на черное подсолнечное масло, только она очень ядовита и губительна для рыб и других морских обитателей. Давайте убедимся в этом. 

Слайд № 6

Опыт № 4 «Поверхность воды и нефть».

Оборудование: Ёмкость с водой, растительное масло.

Ход эксперимента; В емкость с водой капнуть масло растительное.

Воспитатель: Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Дети; Масло на поверхности воды.

Вывод:

Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

Воспитатель: Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами?

Дети: Погибают

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?

Дети: Нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.

Воспитатель:   А теперь я предлагаю очистить нашу воду от масла.

Рассмотрите емкость с водой. Что вы видите на поверхности? (На поверхности масляные пятна).
Воспитатель: Масло растворяется в воде?

Дети: (ответы - нет).

– А, знаете ли вы ребята с помощью чего можно очистить воду от масла?

Дети: (ответы).

Воспитатель: С помощью фильтра.

Слайд№7 Фильтр

Воспитатель: Фильтр- это прибор предназначенный для очистки воды от вредных примесей.

Воспитатель:  Я предлагаю тоже очистить наше масло( которое играет роль нефтяных пятен) с помощью следующего эксперимента.

Опыт № 5 « Очищение масла от воды.

Оборудование:  Емкость с водой и маслом, марля ,пластиковый стакан.

Ход эксперимента: Из марли делаем марлевую салфетку. Опускаем эту салфетку аккуратно в воду с маслом. И собираем при помощи марлевой салфетки масло.

Воспитатель: Что наблюдаем? (масло осело марлевой салфетки).

Дети: масло на марлевой салфетке.

Вывод: При помощи марлевой салфетки мы очистили нашу воду от масла.

Рефлексия

- Сегодня вы были настоящими учеными, работающими на подводной лодке. Молодцы!

- Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

- Что же мы узнали сегодня?

Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста

В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть

Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

С каким способом очистки мы сегодня с вами познакомились?

Воспитатель: Ребята у вас у каждого на столе лежат рыбки, я предлагаю вам каждому взять по одной рыбке.

- если вам понравилось занятие и вы для себя узнали что то новое у вас все получалось. То свою рыбку поселите в аквариум с помощью магнита.

- А, если были какие то затруднения. Не все у вас получилось, а, может вам не понравилось занятие, то свою рыбку поселите рядом с аквариумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной группе «Рыбки»

Цели:Учить детей рисовать чешую рыбы, штриховку на плавниках.Создание образа аквариума с его обитателями.Создание коллективного аквариума.Задачи:Образовательные: учить детей самостоятельно находить сп...

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группы «Золотая рыбка» (пластилинография)

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группы«Золотая рыбка» (пластилинография)Программное содержание:1. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного обра...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе"Эти загадочные камни"

Знакомство детей с морскими, речными камнями рассмотреть их чем отличаются  провести опыты и сделать выводы ,что камни твердые морские гладкие обкатанные водой ,а речные гладкие, но есть  ше...

Конспект оод по рисованию "Загадочный космос" Подготовительная группа.

Цель: формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.Образовательные задачи:Учить изображать ракету в полете и звездное небо, передавая в рисунке характерные особенности космического...