Конспект по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе"Эти загадочные камни"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство детей с морскими, речными камнями рассмотреть их чем отличаются  провести опыты и сделать выводы ,что камни твердые морские гладкие обкатанные водой ,а речные гладкие, но есть  шероховатость, есть трещины .Познакомить с углем и мелом  чем похожи ,чем отличаются их происхождение , где применяются .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnoy_deyatelnosti_tema_kamni.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской  деятельности в подготовительной группе
«Эти загадочные камни!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.

Задачи:

1. Закреплять представления о речных и морских камнях (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие), многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

2. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный(шероховатый), гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

3. Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.

4. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.

5. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Материал:

Образцы речных и морских камней, угля, мела, каменной соли. Кусочек дерева, гвозди, молоток. Ёмкости с водой и палочки (по количеству детей), салфетки.

 

Ход:занятия        Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

«Его в горах полным-полно.

Он часто падает на дно

В ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают».

Дети. Это камень.

Воспитатель. Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о камнях. Ребята, скажите, где можно встретить камни?

Дети. Камни могут быть в земле, в горах, на море, в речках.

Воспитатель. Правильно. В зависимости от места нахождения камни имеют своё название – горные камни, морские, речные.  Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка.

(Дети  слушают звуки морского прибоя).Найдите на подносе морской камешек.Какой он?

 (Ответы.) Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка.

 А какие камни речные?

 Воспитатель. Правильно. Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Воспитатель. Правильно. А сейчас мы будем изучать свойства камней. Для этого мы проведём некоторые опыты с камнями.

 Первый опыт называется «Что видно на камне?»

Возьмите камни и рассмотрите их через лупу. Что вы видите?

Дети. Кристаллики, трещины, узоры.        

Воспитатель. Проведём второй опыт. В одну руку возьмите камешек, в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Дети. Камешек остался без изменений, потому что он твёрдый. А пластилин поменял форму, потому что он мягкий. Камень твёрже пластилина.

Как вы думаете, камень тверже дерева? А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут?) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель: Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень. Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее)

Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.)

Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы - предположения) 

Физминутка

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все и принесли

Воспитатель. Могут ли камни издавать звуки? Постучим?

Дети. Слышатся разные звуки. Одни громче, другие – тише.

Воспитатель. Потрогайте разные камни: холодные они или тёплые?

Дети. Холодные.

Воспитатель. Подышите на камешек: что изменилось?

Дети. Он стали тёплыми.

В моей коллекции есть и другой

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, 
Надо в шахте побывать.
Этот очень нужный камень.
Отбивают молотками
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет
. (Показать уголь.)

Другая загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи?

(Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

Как вы считаете, уголь и мел прочные?

Как проверить? А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит?

Дети. Камень шипит, потому что - ему не нравится лимонный сок.

А давайте попробуем опустить их в воду. (Слева от меня – уголь, справа от меня мел.)

Что произошло? Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите?

Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.

Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят в вагонетки и специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Для каких целей нужен человеку каменный уголь?

Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки.

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков. (презентация)

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. 
(соль)

Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Минерал галит образует под землёй громадные залежи каменной соли. Только в России её запасы исчисляются десятками миллиардов тонн! Крупные месторождения каменной соли находятся в Германии Австрии, на Украине. Без соли поистине нет жизни.Раньше соль добывали на море а то что есть она под землей не знали и поэтому соль была очень дорогая  . У всех народов она символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

Вы хотели бы поиграть? - дидактическая игра: «Про что я говорю». (с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).

Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).

Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).

Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).

Он белый (мел).

Он черный (уголь).

Его используют для строительства дорог (камень).

Он хорошее топливо (уголь).

Матовый и пачкает руки (мел).

Ей встречают дорогих гостей (солью).

Его основу составляют останки погибших растений (уголь).

Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали

Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Мебель».

Цель. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в ф...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Транспорт».Цель.  Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Ранняя весна».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Ранняя весна».Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (кап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Школа».

Цель:  Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный зап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта).

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта)....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....