«Как встречают осень животные и птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пирожкова Татьяна Сергеевна

Закрепление представлений о жизни животных в лесу, их приспособленности к жизни и осенние заботы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiv_osenyu_okr_mir.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план мероприятия с детьми подготовительной группы.

Тема: «Как встречают осень животные и птицы»

Цель: закрепление представлений о жизни животных в лесу, их приспособленности к жизни и осенние заботы.

Задачи: 

Обучающая: 

- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу осенью;

- сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни;

- совершенствовать навыки разговорной речи: формировать умение точно отвечать на вопросы;

 - учить понимать образный смысл загадок.

Развивающая:

 -  развивать интерес к жизни животных и птиц зимой;

 - совершенствовать навыки разговорной речи: формировать умение точно отвечать на вопросы;

 - активизировать и расширять словарный запас по теме (линяют, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы, спасаются);

Воспитательная:

 - продолжать формировать навыки бережного отношения к природе, чувства доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Образовательная среда: иллюстрации по теме, игрушки животных.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.

Формы работы с детьми: беседа, ситуативный разговор.

Средства обучения и воспитания: иллюстрации, костюмы животных, их рассказы о себе, о своих осенних заботах.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Планируемые результаты: дети расширят знания и представления о жизни животных в осенний период.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Приветствие.

Д/И «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Основной

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

- Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка).

- Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)

- Представьте, что мы в лесу.

- А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?

 «Лисица»

звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,

Хвост пушистый – вот краса!

А зовут её…(лиса).

Рассказ лисы:

А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Воспитатель:

И я предлагаю отгадать загадку:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

«Заяц»

Рассказ зайца:

Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку

Кто ягоды, грибочки, орехи запасает?

Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.

«Медведь»

Воспитатель:

Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.

Рассказ медведя:

Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Физ.минутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так и вот так

Медвежата воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали,

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали

«Волк»

Воспитатель:

Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.

Рассказ волка:

Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

 «Белка»

Рассказ белочек:

  1. Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел не мало:

Выбрать на зиму дупло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу,

  1. Лист осенний облетает

Льется с веток листопад

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была я рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Ёж»

Воспитатель:

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

Рассказ ежа:

На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и снится мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…

Воспитатель:

И ежик побежит в свой уютный домик, где в спячке проведёт всю зиму.

 

Ребята, а что происходит осенью с птицами?

Воспитатель:

Итак, наша прогулка подходит к концу, и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)

Вопросы:

- Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)

- А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)

      А волк и лиса тоже приготовились к зиме?

Дети: Да. Волк и лиса осенью линяют.

Воспитатель: Какая шерсть вырастает у лисы и волка?

Дети: Теплая, густая.

Воспитатель: А меняют ли лиса и волк цвет шерсти?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. Волк и лиса не меняют зимой цвет потому, что им не от кого прятаться и маскироваться, они сами - хищники.

Дети слушают и участвуют в беседе, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети участвуют в беседе с педагогом

Дети выполняют движения

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы педагога

Рефлексивный

Ребята, понравилась вам наша прогулка? Что нового вы узнали сегодня?

Дети расширили знания и представления о жизни животных в осенний период.

Загадки

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он… (медведь)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (волк)

Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай

А дверь в курятник запирай! (лиса)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле… (Белка)

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно... (ёжик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние животные и птицы осенью

презентация по теме "подготовка домашних животных к холодам"...

Тема: «Животные и птицы осенью»

Тема: «Животные и птицы осенью»Задачи: Содействовать обогащению  знаний детей об осенней природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;  развивать интерес к закономе...

Тема: «Животные и птицы осенью»

Тема: «Животные и птицы осенью»Задачи: Содействовать обогащению  знаний детей об осенней природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;  развивать интерес к закономе...

Тема: «Животные и птицы осенью»

Тема: «Животные и птицы осенью»Задачи: Содействовать обогащению  знаний детей об осенней природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;  развивать интерес к закономе...

Методическая разработка .КТП 2я младшая группа. "«Осень: признаки осени, дикие животные и птицы осенью, правила поведения в природе»

Комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми  младшей  группы « Звездочки»на октябрь 2020 годаВоспитатели: Федотова Е.А.Тема: «Осень: признаки о...

НОД "Как встречают осень животные"

НОД "Как встречают осень животные"...

Проект по теме «Жизнь животных и птиц осенью. Перелетные, зимующие и домашние птицы»

Проект по теме «Жизнь животных  и птиц осенью. Перелетные, зимующие и домашние птицы»...