НОД "Путешествие в тундру" (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Меркулова Ольга Александровна

Конспект НОД "Путешествие в тундру" (для детей подготовительной группы)

Цель: формировать представление детей о климатической зоне - тундра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Путешествие в тундру"29.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  №103

Педагогическое мероприятие

 с детьми подготовительной группы

 с ведущей образовательной областью

« Познавательное развитие»

Тема: « Путешествие в тундру»

                                                                                     Подготовила:

Меркулова О.А.

г.Ангарск 2022 г.

Конспект

педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы

 с ведущей образовательной областью

« Познавательное развитие»

Тема: « Путешествие в тундру»

Цель: формировать представление детей о природной зоне Земли - тундра.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с тундрой (особенностями природных условий и явлений, животным миром).

Развивающие:

-развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи в ходе экспериментирования;

-формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе

Словарная работа: природные зоны, картограф, вертолётчик, пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг,
Методическое обеспечение:
  карта природных зон, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, , слайды о тундре, фоновая музыка «ветер», схема эксперимента, проектор, телевизор, видеозапись с речью научного сотрудника

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Образовательные области по ФГОС: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Форма проведения: ИОС

ХОД

I.Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на  карты России ( географическая карта и карта природных областей России)

В.   -Почему карты  одной страны разные? Кто составляет карты?  (картографы)

( дети  высказывают свои предположения, почему цвета на карте разные, по-разному расположены)  (КАРТЫ)

В. -На одной карте  картографы  разным цветом обозначили области России с названиями городов, рек, озер, а на другой  они   отметили районы, в которых    разный климат (погодные условия), растительность, животный мир, почва.

  - Давайте узнаем, посмотрев на карту, как называется  природная зона России, где мы с вами живём.  ( Тайга)

 - Что вы можете рассказать о климате, растениях и животном мире нашей природной зоны? ( говорят дети)

II.  Игровая обучающая ситуация « Путешествие в тундру»

 В.    На карте,  ближе к Северному Ледовитому океану, к Арктике, расположена другая природная зона России. И называется она ТУНДРА. Люди говорят, что тундра – мир Снежной королевы. Как вы думаете, почему?  Неужели здесь всё время зима?  А хочется вам побывать в тундре?

Ну что же, давайте отправимся в путешествие.

В  путешествиях можно многое узнать

и друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона ждет нас,

что ж отправимся в дорогу сейчас!

  В. На каком виде транспорта, предлагайте! ( дети предлагают, обосновывают своё  предложение)

В. Снежная, холодная бесконечная пустыня…Можно ли добраться на поезде, самолете? Пароходе?  ( нет рельсов, нет длинной взлетной полосы, )

Предлагаю….(загадка о вертолёте)

Что за чудо-стрекоза
Любопытные глаза?
Есть пропеллер, длинный хвост,
Мощный вес и крупный рост.
Нас с тобой зовёт в полёт
Современный…(Вертолёт)

  СЛАЙД 1  ( вертолет)

В.  Давайте выберем пилота вертолета.  Занимаем места ( скамейки, вертолётчик, пилот вертолёта) Как вы думаете : какие правила мы должны соблюдать во время полета? ( говорят дети)

СЛАЙД 2, 3,4,5,6 ( смотрим в иллюминаторы, дети «видят» заснеженную тайгу, Байкал,  тундру)

СЛАЙД 7

В.  Кто это? (дети «видят» оленей)

-Чем они питаются, ведь всё в снегу?

-А давайте «приземлимся»  и поближе познакомимся  с суровой жизнью в тундре.

III Динамическая пауза  « Ветер»

В.- Дует ветер, снег не глубокий. Почему?( ветер сдувает) от этого поверхность тундры похожа на волны. Мороз достигает 50-60 градусов. Солнце поднимается выше, полярная ночь длится 8-9 месяцев.

Это самое тяжёлое время для животного мира тундры.

IV

(НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ)

В. Что это?  (дети читают, рассуждают)

В. Территория нашей страны очень большая и ни все уголки нашей родины еще изучены и ученые работают во всех уголках России. Вот и в тундре есть такая научная станция. Зайдем?

-Какие правила нужно соблюдать?( ничего не трогать руками без разрешения)

В. Ребята, внимание на экран: нас встречает научный сотрудник

Научный сотрудник:

    Здравствуйте, ребята! Тундра отличается очень суровым климатом, растут и живут  здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.

        Поверхность тундры оттаивает только на несколько см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Как вы думаете, почему же вода не просачивается в почву? Что же мешает почве поглощать воду? ( говорят дети)

В. Чтобы ответить на вопрос научного сотрудника, нужно провести опыт-эксперимент.

Эксперимент 

( воспитатель) ( схема эксперимента)

-Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем замороженной земли находится лед, два стакана с водой.

- Емкости одинаковые по размеру? Чем отличается земля в разных емкостях? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры (замороженная). Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (вода впиталась в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности). Почему она не впитывается? Вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? (лед)

- За длинную холодную зиму земля в тундре промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой».

В. Ну а лето всё-таки  в тундре бывает?

Научный сотрудник. 

    Конечно, бывает, но только короткое и прохладное. Летом здесь из-за большого количества болотистых мест появляется множество насекомых.  Поэтому в тундру летом прилетают перелетные птицы: гуси, утки, журавли, гагары. А круглый год в тундре живут полярная сова и белая куропатка. Они могут найти себе пищу под снегом. И оперение у них более густое.

В. Не пойму-вечная мерзлота в тундре, а как же в такой почве растут растения?  Как вы думаете?

Научный сотрудник

 Растения приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы. Растения все низкорослые. В основном –травы и кустарники. Есть карликовая береза и ива

В. Ребята, давайте рассмотрим фотографии. Эти фотографии сделали научные работники. Что вы видите?

В тундре летом вырастает много ягод и они крупнее чем те, которые растут в тайге. ( Морошка, черника, брусника, голубика)

 В. -Животный мир в тундре не богат. Это полярный заяц, олень, песец, тундровый волк, овцебык, лемминг.

       

 Научный сотрудник. В  тундре  можно наблюдать  красивое природное явление, которое называется « Северное сияние»

СЛАЙД 8

Это что за радуга,

Радуга лучистая.

Не стоит на месте

Прыгает игристая

Льется разноцветная

Пламенем сияет

И в мороз трескучий

Небо украшает.

Эксперимент «Северное сияние в молоке»  ( или северное сияние в стакане)

 Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сиянии. (желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый)

   Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии и капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня. (Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства. Далее идет наблюдение детей за реакцией.)

 Такой опыт вы можете сделать дома и показать родителям северное сияние.

В. Интересное получилось путешествие . А кто нам помогал узнать больше о тундре? ( научный сотрудник)

 Научный сотрудник

Дорогие ребята, я рада была помочь вам узнать тундру. Думаю, вы захотите рассказать о своём путешествии и о том, что узнали своим друзьям. В помощь мы вам предлагаем взять фотографии –подсказки с нашей лаборатории. До новых встреч. До свидания, друзья!

В. Вот и пришла пора прощаться с тундрой, пора возвращаться домой.

Занимайте свои места в вертолёте.

  (Рефлексия: что запомнили, что понравилось, о чем бы вы рассказали друзьям, родителям)

III заключительная часть

  СЛАЙД 9  ( звук вертолета)

В.  Вот мы и дома. Давай на карту природных  зон в районе тундры поместим картинки  с изображением животных, растений и птиц, населяющих эту природную зону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Происшествие в тундре» с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по ознакомлению с  природой родного края «Происшествие в тундре» с детьми подготовительной группы...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию На тему: «Путешествие в весеннюю тундру» Для детей средней группы

Тема: «Путешествие в весеннюю тундру»Цель: уточнить представления детей о признаках весны, продолжать учить устанавливать связи между изменением в неживой природе и изменениями в жизни рас...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...