Проект «Эколята - дошколята»
проект по окружающему миру

Проект «Эколята - дошколята»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata_-_doshkolyata.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников» №2 «Теремок» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Долгосрочный проект «Эколята - дошколята»

Образовательная область: познавательное развитие

Руководитель проекта:

Никифорова Елена Андреевна

Воспитатель 1 категории

МДОУ «Детский сад» №2 «Теремок» п. Новоорск

2023 г

1.Содержание

  1. Пояснительная записка

         Название проекта

1.2    Цель проекта

1.3    Задачи проекта

1.4    Интеграция образовательных областей

1.5    Педагогические технологии, методы и приемы

1.6    Планируемые результаты

1.7    Вид проекта

1.8    Состав участников

1.9    Планируемое время на реализацию проекта

1.10  Описание продукта, полученного в результате проекта

1.11  Материально – технические ресурсы

2. Сценарий совместной деятельности по решению задач

3. Список литературы

  1. Пояснительная записка

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.                            

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Название проекта: «Эколята - дошколята»

Проблема

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.  Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.  Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание

1.2 Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

  1.  Задачи проекта:

- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

1.4 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие

1.5 Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

1. Непосредственно образовательная деятельность;

2. Совместная деятельность педагога с детьми;

3. Работа с родителями.

1.6 Планируемые результаты:

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- повышение общей культуры ребёнка;

- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

  1.  Вид проекта:  познавательно – информационный.
  2. Состав участников: воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители.
  3.  Планируемое время на реализацию проекта:

Долгосрочный: сентябрь 2022 – май 2023 г.

1.10 Описание продукта, полученного в результате проекта:

Создание библиотечки юного эколога, создание игровой картотеки по теме: «Сохрани природу».

  1. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Уголок экологии и экспериментирования в группе:

Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

Материалы для экспериментирования.

Библиотечка юного эколога.

Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

Подборка опытов и экспериментов «Опыты».

ИКТ (телевизор, магнитофон).

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Проектная карта

Этапы реализации проекта

Виды деятельности

Содержание и цель

Сроки

Дата реализации

Подготовительный

(поисковый, аналитический)

Акция «Эколята - дошколята»

Беседа «Мы - эколята дошколята»

Разработка учебного пособия для дошкольников «Азбука природолюбия»

Знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей (вручение воспитанникам логотипа проекта).

Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Основной

(практический)

Развивающие образовательные ситуации

Продукт: перспективный план совместной деятельности педагогов с детьми по решению проблемных ситуаций.

Прослушивание и пересказ тематических сказок и рассказов.

ОД по проекту:

1 «Природа вокруг нас»;

2 «Разнообразие природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства природы);

3 «Времена года»;

4 «Время суток»;      

5 «Животные и растения»;

6 «Человек – частичка Природы. Единство человека и природы»;

7 «Человек не может жить без Природы»;

8 «В природе, как и у человека, есть свои семьи и друзья»;

9 «Природа - твой друг! Значит, обижать её не нельзя!»;

10 «Помоги Природе, помоги и своему другу!»;

11 «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

12 «Сохрани Природу от пожара»;

13 «Давайте не только любить  и ухаживать, но и беречь и защищать Природу»;

14 «Природолюбие – учебник нашей жизни». Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»;

15 «Будь аккуратен с природой»;

16 «Береги Природу»;

17 «Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе»;

18 «Умей гулять на Природе»;

19 «Дружить с Природой»;

20 «Единство Человека и природы»;

21 «Жалеть природу»;

22 «Заботиться о Природе»;

23 «Исследовать, изучать природу»;

24 «Красная книга»;

25 «Любить природу, любоваться Природой»;

26 «Наблюдать за Природой»;

27 «Ответственность перед Природой»;

28 «Природолюбие»;

29 «Радоваться вместе с Природой»;

30 «Сохранить Природу»;

 31 «Ходить в гости к Природе»;

32 «Ценить Природу»;

33 «Чудеса Природы»;

34 «Шёпот Природы»;

35 «Щедрость природы»;

36 «Экология».

Опытно- экспериментальная деятельность по экологии.

Праздник «Осени».

Конкурс «Игротека Природолюбия».

Презентация «Природа – наш общий дом».

Выставка рисунков «Эколята».

Выставка поделок из природного материала «Мы любим тебя, Природа!»

Экологический КВН

Акция «Чистая территория»

Использование педагогических ситуаций для участия ребенка, как партнера в образовательном процессе.

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. Учить основам взаимодействия с природой.

Развитие экологического образования  детей через опытно - экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить детей со временем года «Осень»; расширять словарный запас через разучивание стихов, песен; развивать эстетический вкус, эмоциональную сферу детей; сплачивать детский коллектив.

Создание игр по теме: «Сохрани Природу»

4 ситуации в месяц

1 раз в неделю

Еженедельно

Сентябрь-май (1 раз в месяц)

Октябрь

Октябрь-ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Заключительный

(презентационный, контрольный)

Праздник «Мы ребята эколята».

Посвящение в эколята детей подготовительной группы.

Вызвать положительные эмоции у детей, радость от проделанной работы

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23-27.
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
  3. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
  5. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколятадошколята». http://эколята.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Всероссийский открытый урок "Эколята - молодые защитники природы" по проекту "Эколята-дошколята" (для детей 5-6 лет) (по материалам предоставленным ФГБОУ ДО "Федеральным детским эколого-биологическим центром"

19 ноября 2020 г. воспитанники старшей группы "Звездочка" МДОУ "Детский сад № 177", как  участники  проекта "Эколята-дошколята",  приняли участие во всерос...

Праздник «Посвящение в эколята в рамках природоохранного социально-образовательного проекта Эколята-дошколята» в средней группе

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Перед нами стоит задача помочь де...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» в рамках акции «Эколята сельских поселений России".2020-2021 г.г..

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться о...