Паспорт уголка экспериментирования в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Косырева Екатерина Васильевна

паспорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_tsentra_opytno_avtosohranennyy.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт центра опытно-экспериментальной деятельности

«Лаборатория Фиксиков» для детей среднего дошкольного возраста  

Воспитатели: Косырева Е.В.

Барандеева М.А.

«МБДОУ Детский сад №5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Саратовкой области»

Актуальность

Каждый ребенок с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.  

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в группе создан центр опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей среднего дошкольного возраста.  Ведущая идея создания центра заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальноисследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Здесь у детей развиваются географические представления, дошкольники знакомятся с физическими свойствами окружающего мира в соответствии с возрастными возможностями, активно участвуют в опытнической деятельности, наблюдают за комнатными растениями и учатся правильному уходу за ними. 

 Благодаря организации центра «Лаборатория Фиксиков», мы создаем условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, что является выполнением требований ФГОС ДО.

Цель центра

Создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации в ходе поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого

Задачи центра

Образовательные

  • формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;  
  • формировать способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;  
  • совершенствовать умения проводить исследования с использованием приборов (лупы, микроскопа, весы);  
  • формировать навык коллективной деятельности.
  • включать в активный словарный запас дошкольников научные термины.  

Развивающие:  

  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств; 
  • развивать поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;  
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод.  
  • Развивать связную монологическую речь, умение использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов.  

Воспитательные:  

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира;  
  • Воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.  

Место расположения

Центр опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков»

представляет собой тихую зону в помещении группы, которая включает в себя   7 взаимодополняющих модулей:          

  1. модуль - «Мини - лаборатория «Эврика» 
  2. модуль  -  «Уголок природы «Зеленый мир» 
  3. модуль -  «Хочу всё знать» 
  4. модуль  - «Наша игротека «Знатоки экологии» 
  5. модуль  - «Выставка - музей «Чудесная кладовая» 
  6. модуль   -  «Огород на окне»
  7. модуль  - «Методическая копилка  «Экология от А до Я»

Центр расположен   в групповой комнате непосредственно у окна, на отдалении от уголка двигательной деятельности и сюжетно-ролевой игры. В каждом модуле центра присутствует игровой персонаж (плоскостное изображение), который может быть включен в познавательную деятельность.

Адресная направленность

Центр предназначен для организации познавательной деятельности дошкольников, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы с детьми в средней группе. В центре проводится часть непрерывной образовательной деятельности по образовательным областям с группой детей среднего дошкольного возраста; поисково-исследовательская деятельность с подгруппой детей (не более 6 человек) в режимных моментах с использованием различного материала

Принцип статичности-подвижности

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта 

Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызывать положительные эмоции.

Принцип универсальности 

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Принцип многофункциональности 

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Принцип рациональности 

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Принцип обновляемости материала 

Вариативность   материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Перечень материалов и оборудования

МОДУЛЬ «Мини - лаборатория «Эврика»

В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.

Оборудование: ёмкости, разного объема и конфигурации, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки;

Природный материал: камешки, семена бобов, фасоли, гороха, ракушки, шишки, желуди, каштаны, кора дерева, ветки деревьев, перья, емкости с землей,                    песком, глиной, мелом, камни;

Утилизированный материал: пенопласт, пробки, нитки, крышки, шнурки, ленты, катушки от ниток, коробочки от киндер- сюрприза.

Приборы – помощники: глобус, микроскоп, лупы, зеркала, весы, фонарик, прозрачные контейнеры для наблюдений, песочные часы;  

Медицинский материал: шприцы без иголок, резиновые груши, пипетки, ватные палочки, колбочки, ватные диски, защитные очки, мерные ложки, халаты, шапочки, перчатки.

Мир материалов: виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы;

Технический материал: гвозди, шурупы, болты, скрепки

 В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

«Волшебница-вода»: пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, т.е. материалы для изучения свойств воды, игрушки для игр с водой, формочки для замораживания льда

«Невидимка – воздух»: трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха;

«Свет и цвет»: различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки, т.е. материалы для изучения свойств света, цвета;

«Звук»: киндер-сюрпризы с различными наполнителями

(горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, свисток, т.е. материалы для изучения свойств звука;

«Запах»: мешочки с мятой, с ромашкой, с сосной, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов;

«Магнетизм»: разные магниты, скрепки, металлические предметы, т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини – лаборатории «Эврика» находятся   коллекции: 

  • «Мир семян».
  • «Мир камней».
  • «Мир ракушек».
  • «Мир продуктов»
  • модели:
  • алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.  - правила поведения в уголке экспериментирования. -  календарь природы: с временами года, месяцами, днями недели;
  • календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
  • набор карточек с символами погодных явлений (ветер,

осадки, освещенность, облачность)

Средства для фиксации результатов опытов:

  • карандаши, фломастеры, маркеры,
  • блокноты, дневники;
  • папка с фиксацией опытов в   рисунках.
  • доска магнитно-маркерная стационарная.

 

В мини – лаборатории «Эврика» можно организовать работу с песочным световым экраном.

МОДУЛЬ «Уголок природы «Зеленый мир»

В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по ознакомлению с живой природой, знакомить детей со строением растений, с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково значение растений.

В уголке природы подобраны растения, соответствующие возрастным рекомендациям:

  • толстянка,
  • фикус,
  • узумбарская фиалка,  
  • герань,  
  • рио,  
  • хлорофитум

На комнатные растения оформлены паспорта.  Такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Для каждого растения разработаны маркеры-таблички, которые помогают детям запомнить название растения, особенности ухода за ним.

В уголке природы есть инструменты для ухода за растениями:  

  • фартуки для дежурных,  
  • клеенка,
  • лейки, опрыскиватель,  
  • тряпочки,  
  • лопатка и рыхлитель.

МОДУЛЬ «Хочу всё знать»

Стать настоящим учёным непросто, надо много знать, интересоваться познавательной литературой.  Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами, способствует формированию у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.  

В него входят   детская познавательная литература: детские энциклопедии «Энциклопедия Почемучек», «Планета Земля», Атлас животных», «Большая книга о животных», «Энциклопедия живой природы», «Мир вокруг нас», «Энциклопедия дошкольника», «Я знаю все», «Мои первые эксперименты», «Астрономия, космос», «От земли до неба». Серия энциклопедий: «Животные Арктики», «100 секретов фермы», «Насекомые», «Космос», «Самый большой океан», «Собаки», «Кто где живет», «Животные России».

Альбомы - картинки:

  • времена года,
  • деревья,
  • растительный мир, грибы,
  • природные явления,
  • насекомые,
  • птицы,
  • животные жарких стран,
  • домашние животные и птицы,
  • дикие животные,  
  • луговые цветы,
  • садовые цветы,
  • животные Севера и др.

 Игры - панорамы:

«Домашние животные»

 «Аквариум»

           МОДУЛЬ «Наша игротека «Знатоки экологии»

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

В игротеке  «Знатоки экологии»  находятся экологические игры, лото, пазлы:

«Кто где живет?»

«Ассоциации»

«Зоологическое лото»

«Кто чем питается»

«Что из чего сделано»

«Где что зреет»

«Свойства»

Авторская игра «Полезные и вредные продукты»

«Во саду ли, в огороде» и др.

Лепбук «Реки Саратовской области»

МОДУЛЬ «Выставка - музей «Чудесная кладовая»

Один из элементов нашей опытно-экспериментальной среды- выставка-музей, в котором находятся работы, сделанные совместно с воспитателями, детьми и родителями.

В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой-либо области познания периодически оформляется мини-выставка, одна из них это «Волшебные пуговицы»

Наш гид – игровой персонаж, организует экскурсии для детей. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.

МОДУЛЬ «Огород на окне»

Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

На окне весной обустраивается огород. Посадки: фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор, капуста, в зависимости от того какая рассада необходима группе для посадки на огороде «Солнышко» на участке детского сада.  Огород дополнен сюжетной декорацией.  

Модуль «Методическая копилка «Экология от А до Я»

В методической копилке собран материал, для методического сопровождения деятельности центра «Лаборатория Фиксиков»

Здесь находятся:  

-        конспекты НОД, сценарии досугов на экологическую тематику,

-        методические рекомендации по проведению опытов,  

-        картотека наблюдений для средней группы,

-        картотека прогулок для средней группы,

-        картотека опытов, экспериментов,

-        картотека словесных экологических игр,  

-        информация для родителей (консультации, рекомендации),

-        копилка загадок, стихов,  

-         копилка народных примет.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре опытноэкспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, и направляя активную деятельность маленьких «почемучек», мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.  

 

Список литературы:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5лет. - Воронеж; 2011 г.

2.Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 4-7лет /– М.: ТЦ Сфера, 2012.  

3.Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

4.Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2011.  

5.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет – М.: Академия, 2011.  

6.Рубцова, М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников , Дошкольная педагогика, 2016. - №2 февраль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт уголка экспериментирования «Почемучка» в подготовительной группе

Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.Задачи:- формировать целостное восприятие...

Паспорт уголка экспериментирования "Любознайки"

Цель уголка: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка....

Паспорт уголка экспериментирования Разновозрастной группы.

Паспорт уголка экспериментирования Разновозрастная группа Воспитатели: Рослякова Наталья Николаевна,Лукина Ольга Николаевна.  Практическое внедрение  детского экспериментирования как ср...

Паспорт уголка экспериментирования

Данный документ покажет как можно оформить паспорт уголка познавательно-экспериментальной деятельности...

Содержание уголка экспериментирования в средней группе. Среда.

В данной заметке указано все,что входит в обязательное требование к уголку экспериментирования в средней группе....

Оформление "Уголка экспериментирования" в средней группе.

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо....

Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе

Паспорт уголка экспериментирования "Любознайки" с мультяшными героями "Смешарики"...