Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».
материал по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Ирина Валентиновна

Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx333.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

МБДОУ № 52 Аленький цветочек.

Группа: «Колокольчики.»

г Смоленск.

Воспитатель: Иванова Ирина Валентиновна.

2022г

Название: «Зима, зимние забавы».

 

Цель:

Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к  ней.

Предполагаемый результат:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной активности;

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей по теме: ЗИМА

Дидактическая игра «Скажи, какой?»

Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы

Ход игры:
Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.

Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки

                     https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_b06dc3a1c25109a30d07d40e1f2cbd3a.jpg.jpg

Дидактическая игра «Назови зимние слова»

Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.

Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.

Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д                        https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_60b12f926cc7630b75948a26b76adbc3.jpg.jpg

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.

Ход игры:
Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ
Если зимой день короче чем весной, то весной…
Если дерево выше скамейки, то скамейка…
Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…
Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…
Если летом теплее чем осенью, то осенью…

Дидактическая игра «Большой – маленький»


Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.

Ход игры:
Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.
Можно предложить составить предложения с этими словами.

Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…

                          https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_c48729100e839cf228dc685f1f09c061.jpg.jpg

Дидактическая игра «Исправь ошибки»


Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения

Ход игры:
Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.

Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки.
Пришла зима, и прилетели ласточки.
Пришла весна, и речка покрылась льдом.
Закончилось лето, и пришла весна.
Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.
Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.

Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…»

Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.

Ход игры:
Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.
Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.

Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д.
Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.
Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_30a3635a02edcd213c0a2ef2bb8d2200.jpg.jpg

Дидактическая игра «Подбери логические пары»


Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.

Ход игры:
Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.

Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_ffee645f6ff994e9c0ffeb5d62864f9d.jpg.jpg

Дидактическая игра «Расставь по порядку»


Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.

Ход игры:
Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_36683dfaf1b5a8ee6067830526572104.jpg.jpg

Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»

Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.

Ход игры:
Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.
Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_cec1e579dfb793151048c1ff7250fb53.jpg.jpg

Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»

Цельзнание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.

Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.

Примеры пословиц и поговорок о зиме:
Береги нос в большой мороз.
Год кончается, а зима начинается.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Январь — году начало, зиме середина.
Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Не светит зимой солнце против летнего.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
В зимний холод — всякий молод.
В одну ночь зима становится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к лексической теме "Зима. Зимние забавы"

Материал содержит чтение художественной литературы, стихи, загадки, дидактические и подвижные игры, физминутки по данной лексической теме...

Дидактическая игра "Составь слово" по теме "Зима.Зимние забавы"

Вашему вниманию представляю дидактическую игру "Составь слово", которая направлена, как на развитие внимания, мышления, так и на закрепление знаний букв и цифр. Подходит больше для подготови...

Интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Зима. Зимние забавы".

В презентации содержатся игры на расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, зрительного внимания по лексической теме "Зима. Зимние забавы"....

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Дидактическая игра "Найди тень" по лексической теме "Зима. Зимние забавы."

Дидактическая игра «Найди тень»по лексической теме «Зима. Зимние забавы.» Цель: Формировать умение детей находить заданные силуэты путем наложения.Задачи:-Развивать познав...

Дидактический материал по теме "Зима. Зимние забавы"

В статье собран материал по теме: " Зима, Зимние забавы" ( дидактические, пальчиковые игры, стихи для чтения и заучивания с детьми, загадки и потешки)...