Конспект нод для детей старшей группы "Чудесные капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Евгения Владимировна Щекунских

Конспект интегрированного занятия по знакомству с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круговорот воды в природе21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «Центр Образования «Кудрово»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЧУДЕСНЫЕ КАПЕЛЬКИ»

                                                                                Подготовила: Щекунских Е. В.

                                                                                                      воспитатель      

Кудрово

2020 г.

 Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

                                                 "Чудесные капельки"

для детей старшей группы

Цель:

расширять знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать знания о значении воды в жизни человека.

- Дать первоначальные знания о «круговороте воды в природе».

- Совершенствовать навыки проведения простейших опытов и экспериментов.

- Ввести в активный словарь детей слова: пресная, круговорот.

- Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы.

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Развивать моторику.

Воспитательные:

- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности;

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако с прикрепленными к нему на леске капельками.

Глобус.

Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.

Ведро. Кувшины.

Ножницы.

Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь».

Презентация.

Водяная мельница.

Картины: «Пустыня» и «Поле», «Водопад», «Ручей», «Море», «Дождь».

Термос и зеркальце.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Владимировна, и я приглашаю вас в «Лабораторию Почемучек». Нас ждут интересные опыты и волшебные превращения. Вы готовы?

Игра-приветствие

«Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Глазки закрываем,

Гостью поджидаем.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с нашим гостем (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

Открываем глаза. Что это? Правильно, тучка с капельками. Отгадайте загадку и вы поймете, о чем сегодня пойдет речь в нашей лаборатории.

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда —

Руби хоть топором!

Нагрей ее — и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут ее — ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, и мы узнаем много о воде. А вы, ребята, поможете мне?  Будете срезать чудесные капельки, и складывать в этот кувшин. Хорошо?

(Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой кувшин.)

1. Капелька бережливая

Капелька первая — капелька бережливая (срезаем первую капельку и кладем в кувшин).

Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.

Что означает синий цвет на глобусе? Воду.

Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много.

Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой.

Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая? Соленая.

Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Посмотрите на эти тоненькие полосочки рек и озер.  Есть места, где очень мало воды. Посмотрите на иллюстрации:

  1. Так выглядит земля, где воды мало. Кто знает, как она называется? (Пустыня).
  2. А это, земля, где достаточно воды. Какое у нее название? (Цветущее поле).

Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь!

Давайте пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Детям предлагается открыть кран с водой, а затем закрыть его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? (Ответы детей). Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька (срезаем вторую капельку и кладем в кувшин).

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.

Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Почему? Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.

Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.

Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе». Повторяем вместе и индивидуально.

3. Капелька звучащая

(срезаем третью капельку и кладем в кувшин).

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «песни воды»

В группе висят  картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

4. Капелька трудолюбивая

(срезаем четвертую капельку и кладем в кувшин).

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу людям.

Какую? (ответы детей)

Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. Вы видели на нашей реке Неве и в Финском заливе корабли? (Показ картинки).

Днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки). И не только!

Помогите мне запустить нашу водяную мельницу, понаблюдаем за ней.

(Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы). Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы. Да, без воды нам никак не прожить!

(Показ картинки).

5. Капелька живительная

Не зря же люди придумали  поговорку: «Где вода — там жизнь». Об этом нам расскажет капелька живительная (срезаем пятую капельку и кладем в кувшин).

Вода нужна для жизни всем живым существам!

Ребята, растениям нужна вода? Для чего?

А животным?

А человеку?

(Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы). 

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? (Завянут и погибнут.) А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? (Комната станет грязной.) А если мы перестанем мыть руки? (Можем заболеть от грязных рук.) А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней. Это выяснили ученые в своих лабораториях.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Вы запомнили поговорку? Давайте повторим ее и запомним:

«Где вода – там жизнь!»
А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря. У меня есть для вас знак – эта капелька. Мы ее наклеим около крана, и вы всегда будете помнить о том, что воду нужно беречь! Возвращаемся в группу.

(В это время кувшин со срезанными капельками меняют на кувшин с чистой водой).

А что мы сделаем с этой водой, ребята? Для чего ее можно использовать? Предлагайте. (Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования). Молодцы!

Капельки-волшебницы в реки собираются,

Напоить всю Землю-Матушку стараются.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растем, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана она не будет течь!

Берегите воду, воду берегите!

Ой! Посмотрите, ребята, что произошло с нашими капельками! Произошло чудесное превращение! Они стали настоящей чистой водой! Предлагаю всем попить воды.

(Дегустация чистой воды).

Рефлексия.

- понравилось вам в «Лаборатории почемучек»?

- что запомнилось больше всего?

- с чем бы хотели познакомиться в следующий раз?

На память дарю вам волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными. Раскрасьте их дома вместе со своими родителями и расскажите им то, что узнали сегодня.

 Спасибо. Вы все молодцы!

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект интегрированного НОД по лепке с использованием природных и подсобных материалов для детей Старшей группы «Капелька» (от 5 до 6 лет) «Ежик»

Ознакомление детей старшей группы (от 5 до 6 лет) с  нетрадиционной  техникой  творческой  деятельности  –  лепкой  с использованием природных и подсобных мате...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"...

Конспект развлечения для детей . Тема: «Путешествие Капельки» Воспитатель Ароян Вардуш Ашотовна

Методическая разработка  развлечения для детей. Тема: «Путешествие Капельки»...