Познавательно-творческий проект «Дикие животные зимой»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Мялкина Римма Рашидовна

Тема проекта: «Дикие животные зимой»

Тип проекта: Краткосрочный, познавательно – творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Сроки реализации: 13.02.2023г. – 17.02.2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eko_dik_zhiv.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Дикие животные зимой»

Тема проекта: «Дикие животные зимой»

Тип проекта: Краткосрочный, познавательно – творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Сроки реализации: 13.02.2023г. – 17.02.2023г.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу, какие животные впадают в спячку , а какие животные зимуют (бродят по лесу в поисках пищи)

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Кто живет в лесу?

• Как зимуют дикие животные?

• Почему нужно охранять животных, беречь природу?

• Кто заботится о животных зимой в лесу?

Актуальность: Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, чтения художественных произведений, просмотра презентаций, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость: в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных.

Объект: дикие животные

Предмет: особенности жизни животных в лесу в зимний период.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Продолжать обогащать представления детей об образе жизни диких животных зимой.

Задачи проекта: 

Образовательные:

1. Сформировать представления о жизни диких животных лесов России (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях).

2.Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.). 

3. Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д.), притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.) 

4.Согласование числительных с существительным 

5. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

Способствовать развитию просодической стороны речи.

Способствовать развитию фонематического восприятия.

Развитие навыка связной речи. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных. 

Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.

 Ожидаемый результат проекта:

Дети: У детей сформируются знания о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период. Обогатится развивающая среда по теме проекта. У детей повысится познавательный интерес, творческая активность. В процессе занятий, бесед, совместной деятельности, игр у детей активизируется словарный запас, повысится уровень коммуникативной компетентности.

Родители: повысится активность родителей в совместной познавательно-творческой деятельности.

Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

Работа с родителями:

• Привлечь родителей к сбору информации о диких животных в сети Интернет, научной, детской художественной литературе.

• Составление рассказов с детьми о диких животных по предложенному плану.

• Рисование картинок «Дикие животные зимой».                                       Совместный просмотр видеофильмов, мультфильмов из жизни диких животных.

Консультация для родителей «Дикие животные», «Кто как готовится к зиме» 

• Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.

Продукт проекта:

- Оснащение предметно-развивающей среды (макет «Зима в лесу», подборка книг, картинок, энциклопедий, журналов в книжном уголке)

- показ открытого НОД «Дикие животные зимой»;

- физкультминутки, загадки, пальчиковые гимнастики о диких животных.

- Коллективная работа по ручному труду (техника оригами) «Дикие животные»

- Выставка рисунков, поделок «Дикие животные зимой»

- Презентация о реализации проекта.

Реализация проекта:

I Этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Сбор информационного материала:

изучение методических пособий и литературы по теме;

подбор художественной литературы по теме;

подбор дидактических и подвижных игр по теме, пальчиковой гимнастики и физкультминуток, наглядных пособий.

3. Разработка конспектов занятий, бесед с детьми.

4. Информирование и привлечение родителей к участию в проекте.

5. Составление перспективного плана мероприятий.

II этап – основной этап (практический):

Познавательное развитие:

1. Рассказ воспитателя о диких животных.

2. Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:

- «Кто живёт в России» - журнал

- «Дикие животные» - демонстрационные картины для детского сада.

- «Эти удивительные животные -энциклопедия.

- «Хищники» - энциклопедия.

3. Просмотр презентаций:

- «Интересное зимой»;

- «Как животные готовятся к зиме осенью»;

- «Как звери в лесу зимуют».

4. Беседа «Как звери зимой в лесу живут».

5. Рассказ воспитателя о Красной книге.

Речевое развитие:

1. Пересказ коротких текстов.

2. Разгадывание загадок про лесных зверей,

3. Составление рассказов по схеме (мнемотаблице) «Дикие животные», НОД «Дикие животные зимой»

4. Дидактические игры:

«Кто где живет?»

«Чей детеныш?»

«Живая и неживая природа»

«Помоги животным подготовиться к зиме»

«Четвертый лишний»

«Чем мы угостим животных»

5. Словесные игры:

«Чей хвост?»

«Угадай кто?»

«Назови ласково»

«Где чей дом?»

«Кого не стало»

«Один - много»

«Кто кем был».

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки «Холодно в лесу, холодно», «Купание медвежат», «Белкина сушильня», «Как звери готовятся к зиме»;

- М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Мишка-башка»;

- А. Прокопьев «Белка»;

- И. Чапек «В лесу»;

- Е. Чарушин «Волчишко», «Что за зверь»;

- Г. Скребицкий «Как белочка зимует», «Митины друзья»;

- Л. Н. Толстой «Бурый медведь»; «Как волки учат своих детей», «Лоси»;

- И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож».

- Русские народные сказки: «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Сказка про лису и медведя», «Лисичка сестричка и волк», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», «У страха глаза велики».

- Прослушивание аудиосказок: «Хвосты», «Ёж», «Медвежонок невежа», «Как лис ежа перехитрил», «Лис и мышонок», «Теремок».

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рисование: «Дикие животные зимой», «Следы животных».

2. Лепка: «Зайчик».

3. Ручной труд:  в технике «Оригами»: «Лиса», «Волк».

4. Конструирование: «Теремок для зверей».

5. Раскраски «Дикие животные».

Физическое развитие:

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Лиса в курятнике»

«Зайцы и волк»

«Бездомный заяц»

Физкультминутки: «Дикие животные», «Звериная зарядка»,

«Весело в лесу», «У оленя дом большой», «Зайцы утром рано встали».

Пальчиковые игры: «Дикие животные и их детёныши», Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

III этап. Заключительный.

1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

2. Выставка рисунков и поделок «Дикие животные зимой».

3. Оформление тематических папок: загадки, физ. минутки, пальчиковые гимнастики.

4. показ открытого НОД «Дикие животные зимой»;

5. Презентация о реализации проекта.

Итоги проекта:

1. У детей сформировались знания о диких животных леса, об их жизнедеятельности в зимний период.

2. В процессе занятий, бесед, совместной деятельности, игр у детей активизировался словарный запас, повысился уровень коммуникативной компетентности.

3. У детей и родителей повысился познавательный интерес, творческая активность в результате совместного взаимодействия.

4. Обогатилась развивающая среда по теме проекта.

Литература:

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа.

Дошколятам о животных: занимательные и справочные материалы / авт. -сост. Е. Ю. Вальк.

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).

Савина А. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно - творческий проект "Жизнь диких животных зимой в лесу"

 Реализуя проект, хотелось сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Результатом работы ста...

Проект "Дикие животные зимой"

в данном проекте мы знакомим детей с жизнью диких животных зимой...

Проект «Дикие животные зимой»

Проект «Дикие животные зимой» Актуальность проекта.Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви ...

Проект "Дикие животные зимой"

Проект на тему "Дикие животные зимой" в младшей ргуппе детского сада...

Проект "Дикие животные зимой"

Паспорт проекта "Дикие животные зимой". Средняя группа. Январь....