Проект «Мир вокруг нас»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гизатулина Вероника Валерьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

 

 

 

 

 

 

Проект

«Мир вокруг нас»

Группа №5 (5-6 лет)

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Гизатулина В.В.

 

 

 

п. Рефтинский

2021

 

Паспорт проекта

 

Срок реализации: Май 2021 г.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники проекта: педагог, дети группы (5-6 лет), родители.

Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

 

Актуальность проекта:

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Любовь и уважение к родной природе, родному поселку является важнейшей составляющей в воспитании детей. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения.

Цель проекта: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи проекта:

- Стимулировать интерес воспитанников к исследовательской и проектной деятельности;

- Способствовать развитию навыков способности формулировать собственное мнение и умения защищать результаты своей исследовательской и проектной работы;

- Способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и расширению интеллектуального кругозора воспитанников;

- Создать условия для поддержки одаренных детей.

 

 

 

Содержание работы над проектом по этапам.

 

 

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Педагога с детьми

Педагога с родителями

I ЭТАП

- подбор иллюстративного материала по теме проекта;

-Подбор художественной литературы;

- Подбор дидактических игр по теме проекта;

- Оформление уголка «Мир природы» в группе.

-Консультация для родителей «Растения п. Рефтинского»;

-«Экологическое воспитание в семье»;

- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);

- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми рисунков «Мир вокруг нас».

II ЭТАП

Понедельник

Беседы с детьми по темам:

«Деревья нашего края»,

«Если бы не было растений».

 

Вторник

  1. Физкультминутка
  2. Наблюдение на прогулке:

«Наблюдение за деревьями»

  1. Беседа «Мы – друзья природы»
  2. Чтение: «Золотой луг» М. Пришвин.

 

Среда

  1. Наблюдение за цветущими кустарниками сирени.

 

  1. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
  2. Чтение: «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова

 

Четверг

  1. Дендротерапия.
  2. Чтение: «Березка» А. Прокофьев.
  3. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»
  4. Консультация для детей других групп: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!»

 

Пятница

   Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы

 

Информационные стенды для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование: «Растения нашего поселка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа».

 

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Фотоотчет по проведенным мероприятиям.
  2. Итоговая выставка «Мир вокруг нас»
  3. Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы

 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Понедельник

Беседы с детьми по темам:

«Деревья нашего края»

Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории детского сада. Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.

«Если бы не было растений»

Беседа включает в себя разделы:

- познавательная деятельность (Экология, ознакомление с окружающим);

- речевое развитие

- художественно- эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие)

Задачи:

Расширять представления детей о природе родного края. Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы. Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Вторник

  1. Физкультминутка

Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.

Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

 

Мы вокруг березы
Весело пойдем,                     Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем,         поднимают,
Покружимся слегка.             кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака.                делают движения подбрасывания.

 

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 

  1. Наблюдение на прогулке:

«Наблюдение за деревьями»

Цель: Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.

- наблюдение за деревьями на прогулке.

- просмотр: энциклопедии, картинки с описанием.

Ход прогулки:

Послушайте загадку: Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. ( дерево )

На территории детского сада много деревьев. Зачем они нужны? (защищают от ветра и солнца )

Деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый и выхлопные газы, ведь наш детский сад находится рядом с автомобильной дорогой, поэтому без деревьев мы задохнулись бы от пыли, дыма, угарного газа.

Давайте мы с вами подойдём поближе к деревьям.

1. Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

А что такое красные кораллы? Это плоды рябины. «Платье потерялось, ягодки остались».

Рябина – невысокое дерево, высотой 4-5 м. Ягоды созревают в сентябре. Ими питаются зимующие птицы. Ягоды горькие, но когда наступят холода, приобретают сладкий вкус.

2. Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной,

А когда наступит осень

Он красавец молодой

Весь зальётся солнцем

И станет покорять своею красотой. (Клен).

Клён – желанный гость всех улиц и парков города. Чем отличается клён от других деревьев? ( Каждая веточка раздваивается вилкой, почти напротив друг друга )

  1. Что за дерево растёт?

Снег в июне нам несёт?

Снег же тот не тает

В воздухе летает? (Тополь).

Тополь – очень высокое дерево, хорошо очищает воздух, поэтому его сажают вдоль дорог.

  1. Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна

Одежда зелена. (Берёза).

Народ с любовью её называет берёзонькой белоствольной, кудрявой.

Много о ней сложено песен, стихов. Берёзовый лес красив во все времена года. Чем отличается берёза от других деревьев?

Давайте вспомним части дерева: ствол, ветки, корень, листья.

Теперь подойдите к кустарнику, посмотрите есть ли ствол? ( нет ) В этом отличие кустарника от дерева.

Ствол дерева покрыт корой. Для чего нужна кора? (защищает от ветра, холода, дождя) Как зимует растение? Деревья сбросили с себя листья, стоят голые, все в снегу. Зимой они не питаются, не растут, а как бы погружаются в глубокий сон. Почему? Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растению.

Почки зимой закрыты, а весной, с наступлением тепла, почки набухают и раскрываются.

Давайте срежем несколько веточек сирени и принесём их в группу для наблюдения.

 

  1. Беседа «Мы - друзья природы»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать знания детей о растениях и деревьях;

-активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие особенности деревьев и растений;

-выявить качество и свойство дерева с помощью опытно-экспериментальной деятельностью.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

 

  1.  Чтение произведений художественной литературы по теме:

«Золотой луг» М. Пришвин.

 

СРЕДА

  1. Наблюдение за цветущими кустарниками сирени.

Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях кустарника сирени, учить видеть красоту ярких красок весны.

Задачи:

Образовательные: познакомить со строением сирени, чтение стихотворений о сирени;

изучить форму и цвет листьев и цветов у сирени, среду, где растет;

устанавливать причинно-следственные связи, пополнять словарный запас детей;

учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением сирени, чтение стихотворений, разгадывание загадок, разучивание словесных игр.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Дети, сегодня на прогулке мы будем знакомиться с очень красивым кустарником, сейчас он цветет. Послушайте загадку и отгадайте, о каком кустарнике идет речь?

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний

Пахуч и нежен цвет

Красавицы …(сирени)

Воспитатель: правильно, ребята это сирень. Вдохните аромат сирени. Почувствуйте, какой волшебный запах она издает!

Воспитатель: Какая она? (душистая).

Долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова. Листочки пышные, ярко-зеленые с прожилками и похожи на сердечки. Листочки кустарника остаются зелеными до поздней осени.

Дети, подойдем ближе к кустику. Сирень – это кустарник. Ребята, кустарник отличается от дерева. У кустарника нет ствола, а у дерева есть ствол.

Кусты сирени встречаются в парках, садах, вдоль дорог. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны, кажется, что весна окунулась в их душистое море.

Послушайте красивую легенду о сирени. Давным-давно могущественные божественные силы прогневались на людей. Дожди лились дни и ночи, не останавливаясь даже на миг. Озёра вышли из берегов, переполнились реки, начался страшный потоп, он все смывал на своем пути.

Перепуганные люди бросились в горы, они надеялись спастись на вершинах. Вода поднималась всё выше и выше, вот уже самая высокая гора скроется под водой. Чтобы спасти народ, молодой пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. Он кинулся в воду с мольбой о сострадании. Бог сжалился, перестал литься дождь, вода спала, люди были спасены. Бог и смелого пастуха оставил в живых. На земле вокруг появились заросли зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями лилового и белого цвета. Это и была сирень.

Воспитатель: обратите внимание, кустики сирени просто усыпаны цветами. Цветочки бывают розовые, белые, сиреневые. Они похожи на кисти или на гроздья. На одной кисти расположено много-много маленьких цветочков, которые напоминают миниатюрные колокольчики. Эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия.

Она кустиком растёт

И сиренево цветёт,

Правда, иногда бывает,

Белым цветом расцветает.

Её цветки душистые

И четырёхлучистые.

Отдельный маленький цветочек сирени обычно имеет четыре лепестка, но некоторые цветочки имеют пять лепестков, а иногда и более.

В народе считается, что, если найдешь цветок с пятью лучиками, значит, будешь счастливой. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой сирени они встречаются гораздо реже.

Существовал обычай, кто находил такой цветок, засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье.

Воспитатель: Давайте попробуем найти цветочек с пятью лепестками и загадаем желание.

Ребята, кто из вас вспомнит стихотворение о сирени.

Куст расцветает сиреневым цветом,

Только цветет он весной, а не летом.

Пчелки летают вокруг и жужжат:

«Очень приятен цветов аромат,

Будем кружить мы над ним целый день.

Ах! До чего же прекрасна сирень!

Рефлексия:

Какие деревья и кустарники произрастают на нашем участке?

Чем отличается кустарник от дерева?

С каким кустарником сегодня познакомились?

Какого цвета бывают цветочки у сирени?

 

 

 

  1. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

  1. Чтение: «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова.

 

ЧЕТВЕРГ

  1. Дендротерапия.

Дендротерапия – это метод лечения и профилактики различных заболеваний с использованием полезных свойств деревьев, которые обладают широким спектром лечебного действия: благоприятно воздействуют на психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, способны успокаивать головную боль и нейтрализовать вред стрессовых факторов.

 Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Укрепить духовные и физические силы ребенка, помогать восстановить энергию.

  1. Чтение: «Березка» А. Прокофьев.

 

  1. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»

Цель: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе).

  1. Консультация (буклеты) для детей других групп: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!»

Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.

Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

 

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  • бросать горящие спички и окурки;
  • употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;
  • оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
  • заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
  • оставлять бутылки или осколки стекла;
  • разводить костры в местах с сухой травой;
  • выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.

 

ПЯТНИЦА

Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы «Растительный мир нашего поселка».


 

Цели: формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции. Расширение знаний о живой природе, развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе. Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

 Задачи:

-познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом.

-организовать детское экспериментирование с микроскопом;

- закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

- обогащать детей новыми, интересными знаниями;

- развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

- познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале.

Материал: картинки с изображением растений, растущих в поселке Рефтинском, мелодии леса, гербарий – листья деревьев, семена разных растений, микроскоп.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Рады приветствовать Вас на нашей викторине. Тема игры – «Растительный мир нашего поселка». Сегодня соревнуются команды – «Ягодка» и «Берёзка». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.

Хочу представить наше жюри : самый главный друг природы – доктор Айболит и его помощники, Зайчик и Мишка. Также поприветствуем наших гостей!

1. Приветствие команд 

2. Разминка (вопросы задаются командам поочерёдно)

Назови одним словом:

Яблоня, липа, дуб, берёза – это… (деревья)

Сирень, смородина, шиповник, черника, - это (кустарник)

Подорожник, одуванчик, шалфей, лопух – это … (травы)

Тюльпан, пион, ромашка, ландыш – это (цветы)

Ель, берёза, шиповник, роза, астра, мята - это …. (растения)

Подорожник, пижма, ирис, дуб – это … (растения)

3. Конкурс команд

Каждой команде выдаётся поднос с листьями разных деревьев. Дети должны правильно назвать деревья. И рассмотреть строение листьев в микроскоп. Зарисовать на бумаге строение листа.

4. Конкурс загадок 

Команды загадывают друг другу загадки о природе. Правильный ответ – балл.

5. Конкурс «Вопрос - ответ»

-Назови любые лиственные деревья. (яблоня, груша, слива)

- Какие лечебные травы вы знаете? (подорожник, череда, мята, шалфей)

- Назовите плодовые деревья. (яблоня, груша, вишня)

- Назовите хвойные деревья. (ель, сосна, пихта)

- Какие части растения вы знаете(корень, стебель или ствол, листья, цветы и плоды)

- Какая часть растения выделяет кислород(листья)

- Какое лекарственное растение любит расти у дорог(подорожник)

- Как по внешнему виду дерева определить время года?

Растения – живая или неживая природа? Почему?

 

6. Физминутка для всех «Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.»

6. Конкурс команд «Четвертый лишний»

Командам даются карточки с изображение различных растений. Нужно определить лишнее, объяснить свой ответ.

-клён, рябина, ель, тюльпан.

-смородина, шиповник, сирень, тополь.

7. Последний конкурс на знание правил поведения на природе.

Каждый правильный ответ – балл.

Например: не шуметь. Не ломать ветки, не рвать цветы. Не разорять птичьи гнёзда, муравейники. Не мусорить и т. д.

Подведение итогов.

Рефлексия

  • Какие хвойные деревья растут в нашем краю?

Елка, сосна, кедр. (Никита Караулььных.),

  • Какие лиственные деревья растут в нашем краю?

Береза (Люда.), Осинка (Вероника Е.),

Рябинка (Ксюша.)

Осинка (Полина Б)

  • Что такое лес?

Где животные живут (Вероника В.)

Это такая красота (Саша К.)

Какую пользу приносят деревья людям?  Зверям и птицам?

Людям – шишки, листочки для работ, дарят нам свежий воздух (Каролина)

Зверям - дают им корм, дом, в дупле живет белка. (Никита Куприянов.)   Птицам – отдыхают на деревьях, собирают червячков, вьют гнезда. (Данил Ч.)

А Айболита мы обязательно пригласим к нам еще в гости. А пока всем до свидания, до новых встреч!

Выводы:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Поселок Рефтинский красивое место , с разнообразным растительным миром.

Природа поселка Рефтинского удивительно разнообразна и не перестаёт удивлять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_05.2021.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Проект

«Мир вокруг нас»

Группа №5 (5-6 лет)

Воспитатель: Гизатулина В.В.

п. Рефтинский

2021

Паспорт проекта

Срок реализации: Май 2021 г.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники проекта: педагог, дети группы (5-6 лет), родители.

Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

Актуальность проекта:

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Любовь и уважение к родной природе, родному поселку является важнейшей составляющей в воспитании детей. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения.

Цель проекта: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи проекта:

- Стимулировать интерес воспитанников к исследовательской и проектной деятельности;

- Способствовать развитию навыков способности формулировать собственное мнение и умения защищать результаты своей исследовательской и проектной работы;

- Способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и расширению интеллектуального кругозора воспитанников;

- Создать условия для поддержки одаренных детей.

Содержание работы над проектом по этапам.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Педагога с детьми

Педагога с родителями

I ЭТАП

- подбор иллюстративного материала по теме проекта;

-Подбор художественной литературы;

- Подбор дидактических игр по теме проекта;

- Оформление уголка «Мир природы» в группе.

-Консультация для родителей «Растения п. Рефтинского»;

-«Экологическое воспитание в семье»;

- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);

- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми рисунков «Мир вокруг нас».

II ЭТАП

Понедельник

Беседы с детьми по темам:

«Деревья нашего края»,

«Если бы не было растений».

Вторник

  1. Физкультминутка
  2. Наблюдение на прогулке:

«Наблюдение за деревьями»

  1. Беседа «Мы – друзья природы»
  2. Чтение: «Золотой луг» М. Пришвин.

Среда

  1. Наблюдение за цветущими кустарниками сирени.

  1. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
  2. Чтение: «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова

Четверг

  1. Дендротерапия.
  2. Чтение: «Березка» А. Прокофьев.
  3. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»
  4. Консультация для детей других групп: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!»

Пятница

   Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы

Информационные стенды для родителей

Рисование: «Растения нашего поселка»

Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа».

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Фотоотчет по проведенным мероприятиям.
  2. Итоговая выставка «Мир вокруг нас»
  3. Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Понедельник

Беседы с детьми по темам:

«Деревья нашего края»

Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории детского сада. Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.

«Если бы не было растений»

Беседа включает в себя разделы:

- познавательная деятельность (Экология, ознакомление с окружающим);

- речевое развитие

- художественно- эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие)

Задачи:

Расширять представления детей о природе родного края. Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы. Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Вторник

  1. Физкультминутка

Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.

Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Мы вокруг березы
Весело пойдем,                     
Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем,         
поднимают,
Покружимся слегка.             
кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака.                
делают движения подбрасывания.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

  1. Наблюдение на прогулке:

«Наблюдение за деревьями»

Цель: Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.

- наблюдение за деревьями на прогулке.

- просмотр: энциклопедии, картинки с описанием.

Ход прогулки:

Послушайте загадку: Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. ( дерево )

На территории детского сада много деревьев. Зачем они нужны? (защищают от ветра и солнца )

Деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый и выхлопные газы, ведь наш детский сад находится рядом с автомобильной дорогой, поэтому без деревьев мы задохнулись бы от пыли, дыма, угарного газа.

Давайте мы с вами подойдём поближе к деревьям.

1. Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

А что такое красные кораллы? Это плоды рябины. «Платье потерялось, ягодки остались».

Рябина – невысокое дерево, высотой 4-5 м. Ягоды созревают в сентябре. Ими питаются зимующие птицы. Ягоды горькие, но когда наступят холода, приобретают сладкий вкус.

2. Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной,

А когда наступит осень

Он красавец молодой

Весь зальётся солнцем

И станет покорять своею красотой. (Клен).

Клён – желанный гость всех улиц и парков города. Чем отличается клён от других деревьев? ( Каждая веточка раздваивается вилкой, почти напротив друг друга )

  1. Что за дерево растёт?

Снег в июне нам несёт?

Снег же тот не тает

В воздухе летает? (Тополь).

Тополь – очень высокое дерево, хорошо очищает воздух, поэтому его сажают вдоль дорог.

  1. Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна

Одежда зелена. (Берёза).

Народ с любовью её называет берёзонькой белоствольной, кудрявой.

Много о ней сложено песен, стихов. Берёзовый лес красив во все времена года. Чем отличается берёза от других деревьев?

Давайте вспомним части дерева: ствол, ветки, корень, листья.

Теперь подойдите к кустарнику, посмотрите есть ли ствол? ( нет ) В этом отличие кустарника от дерева.

Ствол дерева покрыт корой. Для чего нужна кора? (защищает от ветра, холода, дождя) Как зимует растение? Деревья сбросили с себя листья, стоят голые, все в снегу. Зимой они не питаются, не растут, а как бы погружаются в глубокий сон. Почему? Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растению.

Почки зимой закрыты, а весной, с наступлением тепла, почки набухают и раскрываются.

Давайте срежем несколько веточек сирени и принесём их в группу для наблюдения.

  1. Беседа «Мы - друзья природы»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

-обобщать знания детей о растениях и деревьях;

-активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие особенности деревьев и растений;

-выявить качество и свойство дерева с помощью опытно-экспериментальной деятельностью.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

  1.  Чтение произведений художественной литературы по теме:

«Золотой луг» М. Пришвин.

СРЕДА

  1. Наблюдение за цветущими кустарниками сирени.

Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях кустарника сирени, учить видеть красоту ярких красок весны.

Задачи:

Образовательные: познакомить со строением сирени, чтение стихотворений о сирени;

изучить форму и цвет листьев и цветов у сирени, среду, где растет;

устанавливать причинно-следственные связи, пополнять словарный запас детей;

учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением сирени, чтение стихотворений, разгадывание загадок, разучивание словесных игр.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Дети, сегодня на прогулке мы будем знакомиться с очень красивым кустарником, сейчас он цветет. Послушайте загадку и отгадайте, о каком кустарнике идет речь?

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний

Пахуч и нежен цвет

Красавицы …(сирени)

Воспитатель: правильно, ребята это сирень. Вдохните аромат сирени. Почувствуйте, какой волшебный запах она издает!

Воспитатель: Какая она? (душистая).

Долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова. Листочки пышные, ярко-зеленые с прожилками и похожи на сердечки. Листочки кустарника остаются зелеными до поздней осени.

Дети, подойдем ближе к кустику. Сирень – это кустарник. Ребята, кустарник отличается от дерева. У кустарника нет ствола, а у дерева есть ствол.

Кусты сирени встречаются в парках, садах, вдоль дорог. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны, кажется, что весна окунулась в их душистое море.

Послушайте красивую легенду о сирени. Давным-давно могущественные божественные силы прогневались на людей. Дожди лились дни и ночи, не останавливаясь даже на миг. Озёра вышли из берегов, переполнились реки, начался страшный потоп, он все смывал на своем пути.

Перепуганные люди бросились в горы, они надеялись спастись на вершинах. Вода поднималась всё выше и выше, вот уже самая высокая гора скроется под водой. Чтобы спасти народ, молодой пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. Он кинулся в воду с мольбой о сострадании. Бог сжалился, перестал литься дождь, вода спала, люди были спасены. Бог и смелого пастуха оставил в живых. На земле вокруг появились заросли зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями лилового и белого цвета. Это и была сирень.

Воспитатель: обратите внимание, кустики сирени просто усыпаны цветами. Цветочки бывают розовые, белые, сиреневые. Они похожи на кисти или на гроздья. На одной кисти расположено много-много маленьких цветочков, которые напоминают миниатюрные колокольчики. Эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия.

Она кустиком растёт

И сиренево цветёт,

Правда, иногда бывает,

Белым цветом расцветает.

Её цветки душистые

И четырёхлучистые.

Отдельный маленький цветочек сирени обычно имеет четыре лепестка, но некоторые цветочки имеют пять лепестков, а иногда и более.

В народе считается, что, если найдешь цветок с пятью лучиками, значит, будешь счастливой. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой сирени они встречаются гораздо реже.

Существовал обычай, кто находил такой цветок, засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье.

Воспитатель: Давайте попробуем найти цветочек с пятью лепестками и загадаем желание.

Ребята, кто из вас вспомнит стихотворение о сирени.

Куст расцветает сиреневым цветом,

Только цветет он весной, а не летом.

Пчелки летают вокруг и жужжат:

«Очень приятен цветов аромат,

Будем кружить мы над ним целый день.

Ах! До чего же прекрасна сирень!

Рефлексия:

Какие деревья и кустарники произрастают на нашем участке?

Чем отличается кустарник от дерева?

С каким кустарником сегодня познакомились?

Какого цвета бывают цветочки у сирени?

  1. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

  1. Чтение: «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова.

ЧЕТВЕРГ

  1. Дендротерапия.

Дендротерапия – это метод лечения и профилактики различных заболеваний с использованием полезных свойств деревьев, которые обладают широким спектром лечебного действия: благоприятно воздействуют на психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, способны успокаивать головную боль и нейтрализовать вред стрессовых факторов.

 Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Укрепить духовные и физические силы ребенка, помогать восстановить энергию.

  1. Чтение: «Березка» А. Прокофьев.

  1. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»

Цель: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе).

  1. Консультация (буклеты) для детей других групп: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!»

Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.

Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  • бросать горящие спички и окурки;
  • употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;
  • оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
  • заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
  • оставлять бутылки или осколки стекла;
  • разводить костры в местах с сухой травой;
  • выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.

ПЯТНИЦА

Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы «Растительный мир нашего поселка».


Цели: формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции. Расширение знаний о живой природе, развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе. Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

 Задачи:

-познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом.

-организовать детское экспериментирование с микроскопом;

- закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

- обогащать детей новыми, интересными знаниями;

- развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

- познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале.

Материал: картинки с изображением растений, растущих в поселке Рефтинском, мелодии леса, гербарий – листья деревьев, семена разных растений, микроскоп.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Рады приветствовать Вас на нашей викторине. Тема игры – «Растительный мир нашего поселка». Сегодня соревнуются команды – «Ягодка» и «Берёзка». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.

Хочу представить наше жюри : самый главный друг природы – доктор Айболит и его помощники, Зайчик и Мишка. Также поприветствуем наших гостей!

1. Приветствие команд 

2. Разминка (вопросы задаются командам поочерёдно)

Назови одним словом:

Яблоня, липа, дуб, берёза – это… (деревья)

Сирень, смородина, шиповник, черника, - это (кустарник)

Подорожник, одуванчик, шалфей, лопух – это … (травы)

Тюльпан, пион, ромашка, ландыш – это (цветы)

Ель, берёза, шиповник, роза, астра, мята - это …. (растения)

Подорожник, пижма, ирис, дуб – это … (растения)

3. Конкурс команд

Каждой команде выдаётся поднос с листьями разных деревьев. Дети должны правильно назвать деревья. И рассмотреть строение листьев в микроскоп. Зарисовать на бумаге строение листа.

4. Конкурс загадок 

Команды загадывают друг другу загадки о природе. Правильный ответ – балл.

5. Конкурс «Вопрос - ответ» 

-Назови любые лиственные деревья. (яблоня, груша, слива)

- Какие лечебные травы вы знаете? (подорожник, череда, мята, шалфей)

- Назовите плодовые деревья. (яблоня, груша, вишня)

- Назовите хвойные деревья. (ель, сосна, пихта)

- Какие части растения вы знаете(корень, стебель или ствол, листья, цветы и плоды)

- Какая часть растения выделяет кислород(листья)

- Какое лекарственное растение любит расти у дорог(подорожник)

- Как по внешнему виду дерева определить время года?

Растения – живая или неживая природа? Почему?

6. Физминутка для всех «Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.»

6. Конкурс команд «Четвертый лишний»

Командам даются карточки с изображение различных растений. Нужно определить лишнее, объяснить свой ответ.

-клён, рябина, ель, тюльпан.

-смородина, шиповник, сирень, тополь.

7. Последний конкурс на знание правил поведения на природе.

Каждый правильный ответ – балл.

Например: не шуметь. Не ломать ветки, не рвать цветы. Не разорять птичьи гнёзда, муравейники. Не мусорить и т. д.

Подведение итогов.

Рефлексия

  • Какие хвойные деревья растут в нашем краю?

Елка, сосна, кедр. (Никита Караулььных.),

  • Какие лиственные деревья растут в нашем краю?

Береза (Люда.), Осинка (Вероника Е.),

Рябинка (Ксюша.)

Осинка (Полина Б)

  • Что такое лес?

Где животные живут (Вероника В.)

Это такая красота (Саша К.)

Какую пользу приносят деревья людям?  Зверям и птицам?

Людям – шишки, листочки для работ, дарят нам свежий воздух (Каролина)

Зверям - дают им корм, дом, в дупле живет белка. (Никита Куприянов.)   Птицам – отдыхают на деревьях, собирают червячков, вьют гнезда. (Данил Ч.)

А Айболита мы обязательно пригласим к нам еще в гости. А пока всем до свидания, до новых встреч!

Выводы:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Поселок Рефтинский красивое место , с разнообразным растительным миром.

Природа поселка Рефтинского удивительно разнообразна и не перестаёт удивлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.

В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...

Экологический проект " Мир вокруг нас". Авторы проекта: Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

С помощью этого проекта хотелось познакомить детей с удивительным миром природы! Углубить и расширить их знания о растениях, птицах, насекомых и тд. Дать представления о некоторых природных явлениях....

Проект Тема проекта «Звуки вокруг нас»

ПроектТема проекта «Звуки вокруг нас» для старшей и подготовительной групп...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...

Проект «Физика вокруг нас» Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является эксп...