Текст выступления по теме «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
материал по окружающему миру (средняя группа)

Павлючук Елена Викторовна

 «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

 «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника».

                                                                                          Д.Б.Богоявленская

 Как известно, дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.

Исходя из этого, в своей работе стремлюсь сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, желание к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

В связи с этим, выбором моей методической темы стало «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

 Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

       Для достижения цели были определены следующие задачи:

- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

- Формировать познавательные действия, становление сознания

- Развивать воображение и творческую активность, мышление, память, внимание

- Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию

- Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Необходимыми условиями успешной реализации данных задач стали:

- личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка;

- деятельностный подход;

- использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности;

- организация предметно-пространственной среды;

Также были определены основные принципы, которые легли в основу моего опыта:

- Принцип целенаправленности.

Цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного развития познавательных способностей дошкольников.

- Принцип доступности.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.

- Принцип наглядности обучения.

В работе тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.

- Принцип интегрированного подхода.

Использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия.

- Принцип систематичности и последовательности.

Стремлюсь эффективно реализовать требования выше перечисленных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике.

          Методы и формы работы с детьми, которые я использую:

 Методы, повышающие познавательную активность к ним относятся формы работы такие как:

- создание игровой мотивации;

- группировка и классификация понятий;

- сравнение по контрасту, подобию;

- моделирование и конструирование

Методы, вызывающие эмоциональную активность

- воображаемая ситуация;

- сюрпризные моменты;

- игровые технологии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

- интеграция образовательных областей;

- проектная деятельность

Методы коррекции и уточнения детских представлений

- наблюдение;

- создание проблемных ситуаций;

- беседа;

- экспериментирование

- поисково-исследовательская деятельность

В работе с детьми использую различные электронные пособия. Для себя отметила, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать электронные пособия при организации образовательной деятельности очень удобно, т.к. большое разнообразие заданий, направленных на активную мыслительную деятельность, способствует развитию познавательных интересов у детей.

Игра стимулирует познавательную активность детей, обучает умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.

Особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усвоить и закреплять знания, а так же овладеть способами познавательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать, обобщать понятия.

Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Читаем детям стихи, загадываем загадки о природе, животных, растениях. Чтение художественной литературы способствует расширению знаний о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать эмоционально-положительное отношение к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах А. Куприна, А. C. Пушкина, Пришвина, С. Есенина, Л. Толстого, Е. Чарушина живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных.

Так же используется рассматривание картин, как наглядный приём ознакомления с природой, что позволяет решать разнообразные задачи, уточнять и конкретизировать представления детей. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

Наряду с этим планирую работу с родителями. В системе провожу с ними анкетирование, консультации, беседы по всем вопросам воспитательно-образовательного процесса и, конечно же, по подбору игрового материала в условиях семьи.

От совместной работы родителей и воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка, обеспечение всестороннего развития личности.

Таким образом, через знакомство с природой у детей развивается память, внимание, кругозор, воображение, фантазия, обогащается словарный запас, развивается речь, воспитывается любовь к родной природе, происходит приобщение к труду. Все это способствует успеху в ДОУ.