Образовательно игровая деятельность Тема: «Хлеб – это гордость Краснодарского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Программные задачи: дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться. Рассказать о том, что много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подают к столу. Раскрыть понятие « Кубань - хлебный край». Расширять знания детей о знаменитых людях Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за «малую родину». Развивать интерес к профессиям, традиционно значимым для своего народа. Формировать у детей связную речь, правильную дикцию, побуждать использовать в речи прилагательные и наречия. Воспитывать гордость за малую родину, уважение к хлебу и труду хлебороба.

Словарная работа: хлебороб, комбайн, комбайнёр, борона, удобрения, элеватор.

Предварительная работа: рассматривание картины «Уборка урожая».

Ход.

Воспитатель: Дети послушайте прекрасное стихотворение:

Путь его довольно долгий, вот он в булочной на полке.

Вот уже к тебе на стол он пожаловал, пришёл.

В нём – здоровье наша, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём – Земли родимой соки. Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём!

- О чём это стихотворение? ( О хлебе).

Воспитатель: Верно. Хлеб – это богатство нашей родины, Краснодарского края. Скажите как ещё называется наш край? (Кубанью.)

Правильно. Я думаю, вы не раз слышали по телевизору, что нашу Кубань называют хлебосольной. Почему его так называют? ( На полях Кубани выращивают много пшеницы. У нас много хлеба на Кубани. Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью. Поэтому и называют Кубань – хлебосольной.)

ВоспитательВерно. Ведь хозяева гостей встречают хлебом с солью, поэтому и звучит слово «хлебосольная». А у нас в Краснодарском крае действительно выращивают богатый урожай пшеницы, подсолнечника, ячменя, овса, свёклы, овощей и фруктов. Скажите, как называются люди выращивающие хлеб? ( Хлеборобами).

Воспитатель: Правильно, всех людей. Кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. Сейчас мы с вами поговорим о труде хлеборобов. Скажите, как хлебороб подготавливает землю под будущий урожай, что он делает в начале? ( В начале нужно вспахать землю).

Воспитатель: Землю пашут тракторами гусеничными и колёсными, сзади которых прикреплены плуги. Кто управляет трактором? ( Тракторист ведёт трактор.)

Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдём к выставке ваших работ и найдём рисунки или аппликации, на которых изображена вспашка земли под урожай. ( Дети рассказывают о работах.)

Воспитатель: Правильно, если внести удобрение в почву, т е подкормить, то урожай будет богаче. Мы с вами наблюдали во время экскурсии, как тракторист подвозил компост и разбрасывал его по полю. Но есть ещё и жидкие удобрения, которые разбрызгивают по всходам пшеницы. А чем рыхлят землю? (Землю рыхлят бороной.)

ВоспитательСейчас мы с вами говорили, как говорят почву к посеву. А когда сеют пшеницу? ( Засевать могут и весной, и осенью.)

Воспитатель: Как называют такую пшеницу? ( Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту которую весной – яровой.)

Воспитатель: Верно, вспомните, как мы с вами наблюдали за посевом пшеницы. Расскажите, что вы видели?

Дети: К трактору прикрепляют сеялки. За сеялки-бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зёрнышки высыпают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землёй.

Воспитатель: Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли в ручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо. Чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шёл по полю и вручную разбрасывал зёрна в стороны. Это была трудоёмкая, медленная и тяжёлая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель рассыпает землю.

Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.

Нынче сеялка-машина этим делом занята.

Роет борозды проворно, в них укладывает зёрна.

- Уж ты семечко, зерно, ляжет борозду на дно.

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!

К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей пошли!

Воспитатель: Подумайте, ребята, и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать урожай? ( Когда поле станет жёлтым. Колосья полны зерен и они тугие и сухие.)

Воспитатель: Представьте себе огромное поле спелой пшеницы… Какими бы словами вы его описали, с чем бы его сравнили? (Колышется как море. Жёлтые волны ходят по полю. Поле бескрайнее, золотое, красивое.)

ВоспитательСейчас я вам покажу картину об уборке урожая. Сравните их, расскажите, как раньше убирали пшеницу и как это делают сейчас. (Показ двух картин. На одной изображён косарь, на другой - комбайн за работой. Дети рассказывают об увиденном.)

ВоспитательОтгадайте загадку:

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит он ходуном на столбе золотом.

Что это? ( Колосок).

Воспитатель: Рассмотрите колоски. ( Дети перебирают колоски, вспоминают, где и как их собирали.)

Физкультминутка «Молотьба».

Не гром грохочет, не пальба,                  Перед собой выполнять круговые

Гремит. Грохочет молотьба.                   Движение согнутыми руками.

Гора зерна растёт до неба,                      Потянуться вверх, стать на носки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?        Плавное опускание рук.

Шумят, гремят грузовики,                     Руки на поясе, притопывают ногами

Стучат на мельницы валки.                   С продвижением вперёд.

Гора муки растёт до неба.                     Руки вверх. Стать на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?        Плавное опускание рук.

Мне говорят, что спать пора.                Присесть, руки под голову.

Но не усну я до утра: Встать.

Мне поглядеть бы хоть немножко.       Ходьба на месте.

Как мама будет печь лепёшки.             Имитация лепки лепёшек.

Воспитатель: Дети, где хранят зерно? (Зерно хранят на элеваторе).

ВоспитательПравильно. Давайте подойдём к нашей выставке и посмотрим. Кто же нарисовал уборку урожая, а кто нарисовал машины. Везущие зерно на элеватор.

Рассматривание рисунков и аппликаций.

      Главной житницей страны называют наш край. Это почётное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае: подготовка семян, пахота, сев. Сегодня я расскажу вам о талантливом человеке — нашем земляке Павле Лукьяненко.

В станице Ивановской, где жила большая семья Лукьяненко, земледелием занимались все. С шести лет Павлуша работал и на пашне, и на сенокосе. Мальчик расспрашивал отца, как из зерна вырастает колос, почему землю нужно бороновать, перекапывать. Любознательность, настойчивость, необыкновенное трудолюбие были присущи П.П. Лукьяненко на протяжении всей жизни. Он появлялся в поле на рассвете, уходил затемно. Когда он вырос, он стал агрономом, ученым - селекционером.

Воспитатель:

  • Ребята, как вы понимаете выражение «Хлеб всему голова»?
  • Что нужно, чтобы испечь хлеб?
  • Откуда берется мука?

- Правильно, из зерен пшеницы. И чтобы получить это зерно трудятся много людей.

  • Люди каких профессий заняты выращиванием хлеба?

- Труд людей, связанный с выращиванием хлеба очень почетен. Поэтому писатель Виктор Подкопаев написал стихотворение о наших земляках. Кто расскажет его?

Горячи в работе

хлеборобы,

выучка кубанская видна:

золотом зерна

высокой пробы

нивы труд оплатят их

сполна.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть пророщенные зерна пшеницы и колосья пшеницы. Обращает внимание детей на то, что всходы очень слабые, а колоски окрепшие, тугие, полные зерен.)

- Раньше очень трудно было получить хороший урожай, потому, что пшеница была очень высокой, ее колос мог полечь от сильного ветра не вызрев, а еще пшеница подвергалась всяким болезням и зерно могло осыпаться. И вот люди стали думать, как бы вырастить такую пшеницу, чтобы не боялась она ни ветра, ни дождя, ни болезней, ни вредителей, ни морозов, и при этом чтобы хлеб из нее получился еще вкусней.

Вместе с другими людьми работал Павел Пантелеймонович. Он создал много сортов пшеницы, а  знаменитая «безостая1» завоевала признание во всём мире. П.П. Лукьяненко всегда находил время для встреч с земледельцами, писал статьи. «Хлебный батько» называли его на Кубани. Родная кубанская земля была для него всем: с раннего детства привык он почитать её как матушку-кормилицу, всю жизнь отдал приумножению её хлебных богатств.

(Когда дети заканчивают рисования колосков в тетрадях, воспитатель вносит в группу поднос с целым и нарезанным хлебом (белым и ржаным) и овсяными хлопьями в тарелке. Предлагает детям попробовать хлеб и определить из каких колосьев получился какой хлеб и каша)

Ребята, теперь вы знаете, что хлеб, который необходим людям во всем мире выращивают благодаря труду нашего земляка, человека, который жил в нашем городе, в нашем районе, благодаря Павлу Пантелеймоновичу Лукьяненко.

Воспитатель: Скажите какую продукцию получают из зерна? ( Муку, крупы: пшеничную, манную, перловую, ячневую, спирт, крахмал, отруби).

ВоспитательЧто можно приготовить из муки? ( дети перечисляют). Видите , сколько труда нужно затратить. Чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы должны относиться к хлебу? ( Бережно, с уважением.)

Воспитатель: Вот вы покушали, и остался кусочек хлеба. Что нужно с ним сделать? ( Надо брать столько хлеба., сколько сможешь съесть, а если останется кусочек. Его можно отдать кошке, собаке, птицам, а можно посушить в духовке и получить вкусные сухарики, которые можно скушать с компотом, молочком, супом.

Воспитатель: Как на Кубани отмечают знатных хлеборобов? (награждают медалями, грамотами, подарками.)

Воспитатель: Чаще всего награждение происходит после уборки урожая, в день работников сельского хозяйства. Который празднуют в октябре месяце. Поздравляют всех. Кто причастен к выращиванию богатого урожая зерна, подсолнечника, свёклы, овощей, фруктов. Поздравляют и тех, кто вырастил поросят, телят и получил много мяса и молока. Труд хлеборобов всегда ценится среди тружеников сельского хозяйства. Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе и труде хлеборобов? (Дети называют). Кто хочет прочесть стихотворение о хлебе? (Дети читают стихи). В конце занятия дети исполняют «Песню о хлебе» музыка Витлина, слова Кагановой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательно-игровая деятельность по художественно-эстетическому развитию (флористический коллаж) на тему: «Берёза, белая подруга.»

Данное занятие позволяет развить у детей творческое воображение через нестандартный взгляд на природу....

Образовательно-игровая деятельность по художественно-эстетическому развитию (флористический коллаж) на тему «Подарок маме».

Данное занятие позволяет детям через сопереживание и использование методов фантазирования преодолеть психологическую инертность....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 Краснодарский край ст. Отрадная. Мастер-класс для педагогов «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья) По

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  общеразвивающего вида №7Краснодарский край ст. Отрадная. Мастер-класс для педагогов«Необычное в обычном»...

Конспект непосредственно-образовательной игровой деятельности ТЕМА: « Наши помощники в доме»

Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие» Раздел: Игровая деятельность Тема : «В гости к Маше на именины»

Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с профессиями продавца и парикмахера совершенствовать умение объединяться в игре, учить взаимодействовать в сюжетах с действующими лицами( прода...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности. Тема: «Я живу в Красноярском крае».

Образовательная деятельность в рамках данного комплексно- тематического планирования позволит расширять знания о Красноярском крае, обучить способам получения информации из разных источников...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...