Что из чего сделано?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Углубить представления детей о материалах, из которых сделаны предметы, окружающие нас (резина, металл, бумага,дерево,стекло, пластмасса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_iz_chego_sdelano.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по предметному и социальному миру в старшей группе на тему: «Что из чего сделано?»

(Занятие 34)

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность, познавательно-исследовательская.

Цель: Познакомить детей с материалами, из которых сделаны предметы, окружающие нас в повседневной жизни.

 Программное содержание:

 -Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, ткани, бумаге.

- Развивать умение различать их по свойствам и качествам. 

- Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

-Воспитывать бережное отношение к вещам.

Предварительная работа: рассматривание картин, чтение стихотворений, презентация «Из чего сделаны предметы», рассматривание предметов сделанных из разных материалов (дерева, металла, пластмассы, резины, стекла, бумаги, ткани). Чтение художественной литературы: С.Маршак «Праздник леса»; К Чуковский «Федорино горе»; В.Орлова «Сказка о стеклянном человечке». Отгадывание загадок.

Оборудование: стол с различными предметами, конверты с разрезными картинками; тазик с водой, образцы: деревянные, металлические, стеклянные, резиновые, пластмассовые; мяч.

Предполагаемые результаты: дети познакомятся с разными материалами, из которых сделаны предметы, окружающие нас и научатся их различать и сортировать.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Загадки. Проблемная ситуация

3 мин

2.

Основная часть

1. «Сгруппируй предметы»

4 мин

2. «Разрезные картинки»

4 мин

3. «Закончи предложение». Физминутка

4 мин

4. «Веришь-не веришь»

4 мин

5.Рисование «Любимый предмет»

4 мин

3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

2 мин

Длительность занятия: 25 минут

Ход занятия:

1.Вводная часть.

 - Здравствуйте дети, усаживаемся поудобнее. Мы сегодня поговорим с вами о том, что из чего сделано. А для начало отгадаем загадки (картинки)

Цветной Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт, там след кладёт.

Любит нос везде совать, и чертить и рисовать.

Все раскрашивают сами, разноцветными носами. (Карандаш)

Металлический Антошка на очень тонкой ножке,

По головке постучишь что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук да стук. (Гвоздь) 

Звонкий, громкий и прыгучий

Улетает аж за тучи

 И на радость детворе

Звонко скачет во дворе. (Мяч)

Красивый и праздничный этот сосуд.

И если в квартиру цветы принесут,

 То тут же обрежут и сразу.

 Поставят заботливо в… (Вазу)

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

 Это первая игрушка

 Под названьем... (погремушка)

Сделали дочке,

Красивую прическу.

А теперь знать бы,

Какое надеть ей …(платье)

Ты бела как мел. Не смята и чиста.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписана будешь ты рукой?(бумага)

-Молодцы, ребята, загадки отгадали.

2.Основная часть.

1. Игра «Сгруппируй предметы».

 - Ребята, на столе вперемешку лежат различные предметы. Давайте выясним, что это за предметы, что вы знают о них, из чего они сделаны.

- А теперь сгруппируйте их по материалам, из которых они сделаны. Из каких же материалов они сделаны? (дети называют материалы: стеклянные, деревянные, пластмассовые, резиновые и металлические).

- Ребята, у нас шесть материалов, мы сейчас с вами испытаем их на прозрачность.

 Кто знает как мы это сделаем? (посмотрим через материал).

Правильно, посмотрим через стекло – прозрачное; дерево – непрозрачное; резина – непрозрачная; пластмасса – непрозрачная; металл – непрозрачен, бумага- непрозрачная

- А теперь проведите тихонечко по материалам, какие они на ощупь: стекло – гладкое; дерево – шероховатое; резина – гладкая; пластмасса – гладкая; металл – гладкий, бумага- гладкая

- А теперь нам нужно узнать что легче, а что тяжелее воды, как мы это узнаем (опустим их в тазики с водой, если утонет то оно тяжелее, а если нет - легче) правильно. Берем по очереди: стекло – тонет - тяжелое; дерево – плавает - легкое; резина – плавает - легкая; пластмасса – плавает - легкая; металл – тонет – тяжелый, бумага- лёгкая

- Ребята, кто мне скажет какие наши материалы на прочность: стекло – твердое, но хрупкое; дерево – твердое, но оно ломается; резина – упругая, но она рвется; пластмасса – твердая, но хрупкая; металл – твердый и прочный. Бумага рвётся

- А кто из вас знает, чем можно порезаться? (стеклом, металлом). Правильно, молодцы.

- А теперь выясним последнее свойство, давайте постучим по ним каким-нибудь предметом. Какой материал звонкий? (металл).

-Делаем вывод:

стекло - прозрачное твердое, гладкое, хрупкое, тонет, режет;

дерево- непрозрачное, твердое, ломается, плавает;

резина- гладкая, упругая, плавает, рвется;

пластмасса - легкая, гладкая, хрупкая, плавает;

металл - тяжелый, звонкий, непрозрачный, прочный, тонет.

Бумага-лёгкая, непрозрачная, рвётся 

- Ребята, а можно ли из бумаги сделать зонт, почему? Можно ли из стекла сделать ложки и вилки, почему? Можно ли из металла сделать окна, почему? Можно ли из дерева сделать ножи, почему? Можно ли из резины сделать столы, почему? Можно ли из дерева сделать кастрюлю? Можно ли из пластмассы сделать галоши, почему? Можно ли из металла сделать мячи, почему?

2. Игра «Разрезные картинки».

Дети делятся на несколько групп по количеству предметов. Каждой группе дается конверт с разрезной картинкой (стол, стакан, мяч и т. п.).

Дети собирают предмет, затем, не показывая его, по очереди загадывают друг другу загадку о том материале, из которого он изготовлен.

3. Игра «Закончи предложение». Физминутка.

- Дети встаем полукругом. Я бросаю мяч и начинаю предложение, а у кого окажется мяч заканчивает его.

Например: мяч делают из...; из стекла делают...; обруч делают из…; из дерева делают…; из пластмассы делают…; игрушки делают из…; посуду делают из…; столовые приборы делают из….

-Молодцы.

4. Игра «Веришь- не веришь».

-Если верите моим словам – хлопните в ладоши

- Верите ли мне, что ножницы могут быть из резины? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Лодка из металла? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Мяч из резины? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Что может быть сделано из резины? Мяч? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Лодка? (дети если верят, хлопают в ладоши)

- Кукла? (дети если верят, хлопают в ладоши)

5. Рисование «Любимый предмет».

Задание. Нарисовать предметы, изготовленные из наиболее понравившегося материала.

3. Заключительная часть

- Ребята, о каких материалах мы сегодня с вами говорили? (металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, бумаге).

- Какие свойства и качества мы выяснили при помощи опытов и наших знаний? (прозрачное, гладкое, тонет, тяжелое, твердое, хрупкое, режет, непрозрачное, шероховатое, плавает, легкое, ломается, упругая, рвется, прочный, звонкий.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши...

Цель проекта: Создание условий для развития ребенка в детском саду, в семье с учетом гендерного подхода в воспитании. Задачи: Прививать нравственные качества характерные для девочек и мальч...

"Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши книги"

Творчески-исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы...

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же..."

Цель проекта: способствовать формированию начал мужественности и женственности у дошкольников....

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же..."

Цель проекта: способствовать формированию начал мужественности и женственности у дошкольников....

Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»

Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра «Из чего суп?», «Из чего компот?», «Из чего салат?», «Из чего сок?».

Развитие навыков словообразования  относительных прилагательных. Расширение словарного запаса у дошкольников....