Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

-Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берется?

- Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее?

- Исследовать свойства соли опытным путем,

- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности тетей.

- Развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки экспериментальной деятельности.

- Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе;

-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности при работе с солью,

-Испытывать радость от экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyati_sol.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

-Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берется?

- Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее?

- Исследовать свойства соли опытным путем,

- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности тетей.

- Развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки экспериментальной деятельности.

- Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе;

-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности при работе с солью,

-Испытывать радость от экспериментирования.

Материалы и оборудование: посылка с письмом, мешочек с солью, шапочки и фартуки, стаканчики с кипяченой водой и чайные ложки, лупы, одноразовые стаканчики, баночки с солью (крупного и мелкого помола), пипетки на каждого ребенка, мешочки с ватой с солью, таз с водой, 2 сырых яйца, цветная соль, разноцветные мелки  или гуашь; целлофановые пакеты .Картинки с изображением дома, осликов с мешками, реки. Мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», «Где используют соль». «Правила проведения опытов при работе с солью»).

Ход ООД:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И нашу деятельность начнем.

Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Улыбнитесь мне, а теперь своим друзьям, и нашим гостям. А теперь, чтобы узнать много нового, будьте внимательными, слушайте меня и друг друга.

Воспитатель:

Сегодня утром я шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал нам посылку. (на посылке написано: «Для детей старшей группы «Звездочка»).

- Давайте посмотрим, что в ней лежит.

-Мешочек и письмо.

-Потрогайте, какой на ощупь наш мешочек; как вы думаете, что в нем лежит? (Ответы детей).

 Дети передают друг другу мешочек, пытаясь на ощупь угадать, что там лежит. Щупают его, мнут в руках.

Воспитатель:

- Посмотрите, в посылке есть еще конверт, а в нем письмо. Давайте прочитаем его и узнаем, что в мешочке?

Воспитатель загадывает загадку:

Вкус припомните вы сразу

Я, конечно, всем нужна.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца

Не заправишь холодца

Но не только лишь в еде,

Я живу в морской воде.      (Соль.)

Воспитатель открывает мешочек и высыпает соль на поднос.

- Дети, скажите пожалуйста, а где люди используют соль?

-Приготовление пищи (солить суп, картошку, салат, консервировать овощи).

- Когда заболело горло, при насморке (делается соленой раствор).

- Посыпать дорожки зимой.

- Чистить посуду.

- А для кого еще соль нужна в природе?

- Соль нужна и животным (лосям)

- В детском саду лепим из соленого теста.

Дети садятся на стульчики перед экраном.

Соль – это полезное вещество, которое уже существует в природе. Много лет назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль содержит минеральное вещество- йод.

Воспитатель: - А вам интересно узнать откуда берется соль?

Дети: - Да!

Просмотр отрывка из телепередачи «Галилео», (где и как добывают соль).

Воспитатель: Соль встречается не только в воде озер, но и в земле. Добывают ее в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Еще люди добывают соль из морской воды, а помогают им мощные насосы.

(Показ слайдов).

Воспитатель: Люди всегда относились к соли уважительно, поэтому придумали много пословиц о соли.

-Дети, а какие вы знаете?

-Без хлеба не сытно, без соли не вкусно.

-Без соли и стол кривой.

-Без соли, без хлеба- половина обеда.

-Без соли и хлеб не естся.

Воспитатель:

Сегодня мы будем исследовать соль. Я предлагаю вам стать учеными и пройти в нашу научную лабораторию. В лаборатории люди носят специальную одежду. (Дети одевают шапочку и фартук и садятся за столы).

Воспитатель. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним какие нужно соблюдать правила безопасности при работе с солью.

- Не трогать руками глаза.

- Соблюдать тишину.

- Не толкать соседа во время работы.

- Сначала посмотри, а потом повтори.

- Нельзя нюхать и пробовать без разрешения. (показ слайда).

Опыт № 1 Возьмите баночки с солью и понюхайте. Есть ли у соли запах? (Без запаха.) Что можете сказать о ее внешнем виде? (Белая, соль похожа на порошок). Насыпьте немного соли в тарелочку. Соль сыпалась или лилась? (Сыпалась). Значит, соль сыпучая. (Рассыпчатая).

Воспитатель. Рассмотрим соль через увеличительное стекло. На что похожа соль? (Кристаллы, зернышки, крупинки).

Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду, так как соли много, а воды мало. Возьмите стакан с водой и сделайте маленький глоток. Какая вода? (Безвкусная, бесцветная). Насыпьте в стакан с водой чайную ложку соли и размешайте. Изменился ли цвет воды? (нет) Попробуйте вкус воды, какой она стала? (Соленая).

Вывод: соль сыпучая, без запаха, соленая, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Опыт№2. Дети, сейчас я расскажу вам сказку- загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нес мешок с солью, а другой мешок с ватой. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а во другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы узнаем из следующего опыта. (Во время рассказа на доске выставляются сюжетные картинки).

Воспитатель. Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую мешочек с ватой. Что легче? (Вата) Значит, какому ослику было легко идти? (Который нес вату, а другому было тяжело, он нес соль). Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. (Мешочки должны полежать в воде, чтобы соль успела раствориться). Что происходит с солью? (Она растворяется). А теперь возьмите мешочек с ватой и намочите его в воде. Проверьте, что тяжелее мешочек с солью или с ватой? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть и почему? (соль в мешке у ослика растворилась) Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (Вата впитала воду).

Вывод. Соль растворяется в воде.

Давайте, немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать

Так осанку мы исправим

Раз-два-три-четыре-пять!

(Руки к плечам и вращение плечами вперед и назад)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим

Мы разминку будем делать при любой погоде

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны)

Руку правую поднимем

А другую вниз опустим

Мы меняем их местами

Плавно двигаем руками.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз; плавным движением одна рука опускается, а др. одновременно поднимается)

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (Ходьба на месте)

Опыт№3 «Плавающее яйцо».

Дети, соленая вода похожа на морскую воду. Многие из вас ездили на море. А вы знали, что в соленой воде легче плавать? Давайте проверим. Поможет нам в этом обычное сырое яйцо. Возьмем яйцо и опустим в стакан с обычной, пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло). А теперь опустим яйцо в стакан с соленой водой. (Плавает, не тонет)

Вывод: в соленой воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в соленой воде легче плавать.

Опыт№4. Сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где покажу вам для чего еще используют соль. «Раскрашивание крупной соли».

Воспитатель: как вы думаете, соль бывает только белая? Морская соль бывает разных цветов. Можно ли получить разноцветную соль? (Ответы детей).

Воспитатель: сейчас мы с вами будем сами красить соль с помощью цветных мелков или гуашью. (выбор детей по желанию).

Дети сидят за столами и раскрашивают соль.

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая по цвету соль у нас получилась. Цветную соль, покрашенную гуашью поставим сушиться на батарею.

- Дети, а где можно использовать цветную соль? (можно рисовать).

- Завтра мы нарисуем красивые картинки из цветной соли.

- Молодцы! Вы сегодня были настоящими исследователями.

Рефлексия.

Дети, а какое вещество вы сейчас изучали? Что нового вы узнали о соли? (Соль необходима не только для приготовления пищи, но и для животных, для создания цветных рисунков, для лечения носа и горла).

А трудно было проводить опыты? (Нет, очень интересно).

- Молодцы! Спасибо за внимание, до новых встреч в нашей лаборатории!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....

Конспект анятия опытно-экспериментальной деятельностью в старшей группе «Удивительная соль»

Конспект занятия для воспитателей по опытно - экперементальной деятельности с солью....